Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа

Есть на складе
145 руб.
-10%
130,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 2312
Авторы-составители Михайлина М. Ю.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-7057-4911-9, 978-5-7057-3463-4, 978-5-7057-1863-4, 978-5-7057-6325-2
Страниц 117
УДК 370
Штрихкод 9785705749119, 9785705734634, 9785705718634, 9785705763252
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 85 г
Одно из актуальных направлений деятельности педагога в образовании, основанном на требованиях ФГОС и ФООП, - это психопрофилактика неконструктивного поведения ребенка и обучение его моделям эффективной коммуникации. Агрессивность поведения обучающихся становится серьезной проблемой. В представленном пособии предпринята попытка обеспечить психолога, социального педагога и классного руководителя диагностическим инструментарием, смоделировать систему психологического сопровождения ученика в кризисной ситуации.
Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям, работникам социальной службы, воспитателям, классным руководителям для использования в учебных целях; полезно родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивное и насильственное поведение было и, к сожалению, остается одной из характеристик любого общества. Войны и преступность приносят страдание и смерть тысячам людей каждый день. Распространенность насилия заставляет многих сделать вывод о том, что оно является неискоренимой чертой человеческой психики.

Для научного анализа в первую очередь необходимо разъединить понятия агрессии и насилия. Агрессия обычно определяется как любое поведение, целью которого является нанесение вреда кому бы то ни было или чему бы то ни было. Термин «насилие» относится к любому поведению, которое имеет крайне интенсивную выраженность и результатом которого может быть причинение вреда. Эти формы поведения не могут быть уравнены. Многие виды агрессии не включают насильственного поведения, как, например, распространение порочащей партнера информации; так же и насильственные действия могут не иметь агрессивной природы. Виды агрессивного и насильственного поведения могут различаться также по направленности. Когда основным мотивом поведения является стремление получить какую-либо вещь, преимущественно речь идет об инструментальной агрессии. Если же целью поведения выступает стремление причинить вред личности другого человека, говорят о личностной, или гневной, агрессии.

Агрессивное и насильственное поведение имеют свою специфику и принимают различные формы в зависимости от количества и характера включенных в противостояние участников:

1) интраперсональное насилие – насилие личности против самой себя;

2) интерперсональное насилие – акты насилия между индивидами;

3) групповое насилие;

4) институциональное насилие – организованное насилие, используемое частными институтами, например промышленными компаниями (подавление забастовок), армиями;

5) официальное насилие, используемое государствами для поддержания социального порядка;

6) политическое насилие – акты насилия против государства, проявляющиеся в форме терроризма или гражданских войн;

7) интернациональное насилие (в основном осуществляется в виде войн между государствами).

Однако исследования агрессивности человека в таком масштабе вряд ли по силам психологу системы образования. В его задачу входит предотвращение агрессии и насилия подростков в интерперсональной области. И здесь речь пойдет об агрессивности как личностном образовании.

Интерес к проблеме подростковой агрессивности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии, и за рубежом.

Существует три основных подхода к объяснению природы агрессивности.

Первый подход объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (Фрейд, Адлер, Лоренц). Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой и участие в спортивных соревнованиях.

В рамках второго подхода агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию, то есть травмирующую ситуацию (Доллард, Берковиц). Гипотеза, выдвинутая Д. Доллардом, утверждает, что если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

В концепцию фрустрации-агрессии Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Третий подход представляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (Бандура, Уолтере). Сторонники данного подхода считают, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения при этом рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Современные исследования социальных психологов убеждают, что агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защищать себя в ситуации, когда подросток не видит иного выхода, кроме драки, тем более что для некоторых из них участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.

В подростковом возрасте, в силу противоречивости стремлений и потребностей, внутренних и внешних условий развития ребенка, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Наблюдения, беседы, опросники и анкеты рекомендуется сочетать с проективными методами. Так, например, при изучении агрессивного поведения детей хорошо зарекомендовали себя самоотчеты в форме сочинений, например сочинения на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки?».

Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене, в частности:

– данные о направленности активности, связанной с преодолением возникающих перед ребенком объективных или субъективных препятствий;

– информацию о типичных для подростка формах агрессивного поведения;

– репертуар агрессивных и неагрессивных действий, применяемых детьми для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций.

Вместе с тем названные методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой агрессивности.

В представленном пособии делается попытка помочь психологу системы образования, социальному педагогу, классному руководителю и родителям сформировать представление о природе агрессивного поведения у детей и подростков, а также снабдить их методическим инструментом для психокоррекционной работы по профилактике агрессивности в условиях образовательной организации.

Содержание

Введение    3

Теоретические основы понятия «агрессивность»    8

    Определение, основные теории, классификация    8

    Формирование детской агрессивности    14

    Причины возникновения детской агрессивности    18

Диагностические методы определения агрессивности    25

Психологические аспекты исследования агрессивности в школе    27

Психокоррекционная работа по профилактике агрессивности    64

    Особенности проявления детской агрессивности    64

    Возрастные различия в проявлении и коррекции детской агрессивности    72

    Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов    81

    Направления коррекционной работы с агрессивными детьми    90

    Приложения    92

Литература    114

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Артём Мокеев
27 марта 2011 (21:32)
Здравствуйте.
У нас нет литературы в электронном виде.

Гость
27 марта 2011 (18:34)
Когда стало невмоготу и совершенно невозможно было справиться с мальчишкой из 6а, котрый меня доставал на каждом уроке, я стала искать специальную литературу по профилактике агрессивности у детей. Это четвертая по счету книга ,которую я посмотрела. Остановилась на ней. Понравилась. Купила. А теперь коллега обратился с просьбой помочь с докладом на эту тему, а доклад читать завтра. Печатать некогда. Можно скачать в электронном виде?!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос