Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе

Есть на складе
125 руб.
-10%
112,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2309
Авторы-составители Прикуль Л. В.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-7057-1790-3
Страниц 217
УДК 371
Штрихкод 9785705717903
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 9 (мм)
Вес 162 г
Как предотвратить насилие в семье и в школе? Как не стать жертвой насилия?
На эти и другие вопросы поможет найти ответы комплексная программа по профилактике насилия, представленная в этом пособии.
В пособии представлен широкий спектр возможностей решения задач по этой проблеме и по оказанию психологической помощи жертвам насилия, предлагаются различные формы работы с аудиторией (тренинги, беседы, консультации) и дидактические материалы (анкеты, памятки, опросники).
Пособие адресовано прежде всего педагогам-психологам, специалистам, работающим по обозначенной проблеме, также будет полезно и родителям.

Подробное описание

Насилие в семье, к сожалению, до сих пор остается проблемой, и, увы, не единственной: ребенок сталкивается со стрессами и в школе, и насилие продолжается… Чудовищность проблемы, и тем более в таком аспекте, редко предстает взору общественности. Ее мало и неохотно исследуют – «участники» по понятным причинам предпочитают, чтобы она оставалась закрытой.

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. А между тем, по данным статистики, от разных форм насилия в наибольшей степени страдают женщины и дети. Это колоссальные, разрушительные драмы, часто отнимающие жизнь. Ежегодно в России семнадцать тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно-бытовых отношений.

Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ». В психолого-педагогической практике эта проблема разворачивается, что называется, во всей красе: подростки и их родители ищут помощи специалиста, как правило, только в глубоко запущенных случаях…

Оказалось возможным представить, как общество получает ребенка с «убитой душой», который, вырастая, сам становится «душегубом».

Конечно, нам могут возразить: мол, не в каждой семье, где ребенка воспитывают оплеухами и приказами, вырастают монстры… Но культ насилия в семье переходит из поколения в поколение: человек, подвергавшийся в детстве насилию, сам становится жестоким по отношению к своему сыну, который, в свою очередь, усвоит то же самое… Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, – постоянные спутники многих школьников. Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и впустую потраченная энергия – это то, с чем приходят подростки на консультацию к психологу. Среди них – дети из вполне благополучных на первый взгляд семей, а также дети, находящиеся на особом учете.

«Родители говорят, что меня не за что любить», «Иногда родители меня обманывают», «Я часто чувствую, что я хуже других», «Бывает, меня незаслуженно наказывают», «Я часто представляю, что меня все бросили и я остался один», «Мне трудно учиться, потому что я – бестолочь» – вот что говорят дети о себе в своих исповедях. Так складывается их представление о самих себе – из оскорблений, которым подвергается ребенок со стороны взрослых в школе и дома. Его, например, зло вышучивают перед всем классом, унижают, заставляя чувствовать свою никчемность, вместо того чтобы помочь подтянуться в учебе и сравняться со сверстниками. Или все, что ни делает ребенок в семье, подвергается изничтожающему осмеянию и издевке: «У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!» И, кажется, никому из окружения этих несчастных детей нет дела до основ педагогики и психологии. А их суть такова: сложившийся в детстве образ «Я» является квинтэссенцией программ поведения человека в жизни.

Что происходит, когда взрослые любой ценой добиваются от ребенка покорности и послушания? Они подавляют эмоционально-волевую сферу растущей личности. В этом случае получается удобное для родителей существо, которое не отвлекает на себя внимания, не раздражает. Но из таких послушных, «удобных» детей часто вырастают зависимые от кого-то или чего-то люди: от начальника-самодура или мужа-истязателя, от алкоголя или наркотиков и т. д. Патологическая зависимость – это заменитель любви и одобрения, недополученных в детстве. Известен факт: из послушного и робкого ребенка вырос чудовищный маньяк – убийца Чикатило.

Но может быть и другой опасный вариант – в атмосфере авторитарности вырастает бунтарь, который из чувства протеста «дает жару-пару» своим родителям и учителям: уходит из дома, перестает учиться, девушка с такой «прививкой» становится матерью-одиночкой и т. д. Взрослея, эти молодые люди продолжают конфликтовать с окружающими, виня своих родителей и учителей в том, что не сложилась жизнь. Такой специфической «благодарностью» платит повзрослевший ребенок своим педагогам за то, что они «хотели как лучше»…

Тотальный контроль и беспрекословное подчинение, требуемые дома и в школе, вызывают агрессивную реакцию у ребенка, нежелательные действия, за которые его наказывают (шлепки, угроза, изоляция со стороны родителей, плохие оценки в школе), а это еще больше разрушает отношения детей и взрослых. Подавленная обида выплескивается ребенком на одноклассников и учителей. Либо переходит в аутоагрессию – ребенок губит самого себя.

В противоположность этим «отравляющим» принципам «воспитания» педагогика позитивная выдвигает иную декларацию: уважение к ребенку, терпимость к его чувствам.

Но взрослым – родителям и учителям – порой сложно пройти испытание властью над ребенком и не сломить его волю. А сломленный ребенок часто болеет, плохо адаптируется в школе, несет в класс те отношения, которым научился дома. Все реже дети приносят из семьи хорошие манеры, чувство покоя, любви и защищенности.

Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Учителя испытывают повышенные нервные нагрузки при низкооплачиваемом труде. Кроме того, часто пребывая в растерянности и подавленности, педагоги видят в активности детей угрозу своему профессиональному самолюбию, поэтому пытаются подавить детскую энергию. Увы, но этому способствует нелепая, изматывающая и обезличенная система отчетов, практикуемая в школах. Такая система устанавливает дистанцию между учителем и учеником, никак не способствуя доверительным отношениям. Чтобы не портить отчетность, ученики должны быть тихими, и кажется, что любые эмоции в обучении противопоказаны. Было бы несправедливо не отметить, что в школах есть немало замечательных педагогов, которые развивают в детях уверенность, ставят перед ними достижимые цели, в то же время давая возможность расслабиться и повеселиться. Истинный педагог знает, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но эти чувства рождаются лишь в процессе совместной деятельности со взрослыми. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых, в том числе на институтах социализации, которые они возглавляют. Стоит ли приводить здесь многочисленные примеры, известные читателю, возможно, по собственному опыту, которые свидетельствуют о том, как значимы воздействия взрослых на детей, насколько сильно сказывается на последующей жизни человека «педагогическое ранение», которое может навредить психическому здоровью?

Итак, в профилактике семейного насилия целевой аудиторией являются дети и родители. Предлагаемый материал основан на анализе случаев из опыта работы психолога с этим контингентом, содержит как авторские разработки, так и профессиональные находки других специалистов. Здесь представлен широкий спектр возможностей решения задач по профилактике насилия и оказанию психологической помощи на основе комплексного подхода, где психологические методы являются ведущими. В Приложении к работе представлены материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля, работающими по означенной проблеме. В данных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных служб, кризисных центров и общественных организаций. Предлагаются различные формы работы с аудиторией: тренинги, лекции, семинары.

Хочется надеяться, что данная работа станет одним из указателей пути, ведущего к гармонии человеческих чувств и отношений в семье – самой уязвимой «ячейке общества», а представленные результаты исследований послужат началом для дальнейшего изучения проблемы.

Содержание

Введение    3

Глава I. Программы тренингов, семинаров, психологических практикумов    7

Л. В. Прикуль, А. А. Хребто. Прграмма тренинга «Школа подготовки молодежи к семейной жизни» («Формула любви»)    7

Л. В. Прикуль, А. А. Хребто. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей    23

Программа реабилитации детей дошкольного возраста    28

Тема 1. Чувства и эмоции    28

Тема 2. Самореализация    31

Тема 3. Передвижение    32

Тема 4. Самоопределение, прикосновение (самозащита)    33

Программа повышения социальной компетенции подростков    35

Тема 1. Определение проблемы    36

Тема 2. Взгляд на себя    37

Тема 3. Чувства    38

Тема 4. Взаимоотношения    44

Тема 5. Прошлое – настоящее – будущее    44

Программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков из неблагополучных семей    45

Посттравматические стрессовые нарушения    48

Диагностика детей, перенёсших травматические ситуации    49

Разработки занятий    53

Д. Д. Бекоева, В. Г. Тихенький, Г. В. Черняева, И. Н. Морозова. Тренинг коммуникативной компетентности (для специалистов, работающих в системе «человек человек»: учителей, социальных педагогов, административных работников, волонтеров из числа старшеклассников и студентов и др.)    68

Глава II. Формы работы с педколлективом и родителями    84

Ведение балинтовской группы    84

Группа психологической поддержки и психологического просвещения для родителей (родительская группа)    85

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (семинар-практикум)    88

Транзактный анализ в системе отношений «Учитель – ученик»    95

Особенности перехода учащихся из начальной школы в среднюю (материал для семинара)    102

Лекции для подростков и их родителей    106

Что нужно знать о наркотиках    106

Готов ли ваш ребенок к школе?    118

Права детей    122

Практические советы на все случаи жизни (лекция для подростков)    131

Глава III. Примеры психологических заключений    137

Заключение по результатам диагностического исследования эмоционального фона учащихся 1 классов в конце учебного года    137

Заключение по результатам анкетирования учащихся 5 классов в период адаптации к средней школе    141

Заключение по результатам диагностического исследования психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено общеобразовательной школы    148

Заключение по результатам анкетирования учащихся в период адаптации к младшей, средней и старшей школе    152

Заключение по результатам диагностики уровня эмоционального «выгорания» среди старшеклассников (адаптированный вариант методики В. В. Бойко)    159

Заключение по результатам диагностического исследования среди 9 классов: определение профессиональной мотивации, измерение познавательной потребности, выявление мотивов учебной деятельности    164

ПРИЛОЖЕНИЯ    167

Приложение 1. Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисемейного насилия (из опыта работы Службы социальной скорой помощи «Ребенок в опасности», С.-Петербург)    167

Приложение 2. Памятка для школьного персонала «Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним?» (из опыта работы Специального комитета Канады по насилию над детьми)    169

Приложение 3. Руководство для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за раскрытием случая насилия (из опыта работы Специального комитета Канады по насилию над детьми)    172

Приложение 4. Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности» (образец)    177

Приложение 5. Из дневника психолога    181

Приложение 6. Слова о главном (из книги Мэри Чепиан «Познание радости»)    189

Приложение 7. Игры, тренинги, упражнения, тесты    204

Литература    211

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос