Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение
Код | 2305 |
Авторы-составители | Чумаков И. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь школьному психологу |
ISBN | 978-5-7057-1526-8, 978-5-7057-5732-9 |
Страниц | 462 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705715268, 9785705757329 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 20 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 321 г |
Пособие адресовано психологам, работающим в образовательных организациях, учреждениях социально-правовой профилактики.
Подробное описание
Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительных органов. Размах детской и подростковой преступности порой ставит под сомнение само осуществление образовательного процесса в современной школе. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
Существует необходимость выявления психологических причин нарушения личностного и социального развития школьников с целью организации профилактики возникновения подобных нарушений и прогнозирования поведения обучающихся группы риска. В связи с этим в Центре психологической службы комитета по образованию при администрации Тракторозаводского района Волгограда разработана и рекомендована к использованию педагогами-психологами «Психологическая карта обучающегося группы риска». Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае.
В соответствии с решениями Волгоградского городского медико-педагогического совета и городского профессионального совета психологов-практиков содержание карты было одобрено и предложено для внедрения в муниципальных образовательных организациях и по настоящее время «Психологическая карта обучающегося группы риска» является формой документации педагога-психолога в общеобразовательных организациях Тракторозаводского района. Первые результаты ее апробирования были представлены на Всероссийской конференции «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России».
Создание карты было основано на следующих идеях.
Первой ключевой идеей разработки является идея превентивности. Превенция в нашей работе рассматривается в следующих значениях. Прежде всего, пересмотрен сам подход психолога к осуществлению деятельности в этом направлении. Он основан на представлении о том, что совокупность социально-экономических условий жизни, социальной ситуации развития и конституционально-психологических предпосылок может привести детей на путь совершения правонарушений. С другой стороны, профилактическая направленность работы психолога состоит в выборе диагностических средств в соответствии с сензитивными периодами развития ребенка. Так, учебная дезадаптация первоклассника, вызванная нарушением мотивации учения, в дальнейшем может привести к неблагоприятному течению подросткового кризиса и юношеской социальной незрелости.
Второй ведущей идеей нашей работы стало психолого-педагогическое сопровождение. Оно состоит в переориентации позиции психолога с обобщенного знания об обучающихся группы риска на понимание логики индивидуальной жизни отдельного ребенка. Такой подход предполагает субъект-субъектные отношения психолога во взаимодействии с воспитанником.
Третья научная концептуальная идея проведения психолого-педагогического профилактического сопровождения заключается в выборе экзистенционально-гуманистической направленности в осуществлении практической работы. Данный подход предполагает участие компетентного взрослого, вызывающего доверие, в построении жизненного пространства растущего человека.
При разработке карты мы опирались на известные и признанные в профессиональной среде диагностические методики и способы их комплектования. Основными принципами, на которые мы ориентировались при составлении карты, явились следующие:
- Принцип возрастного развития ребенка, нашедший свое выражение в учете значимой информации от рождения до актуального момента.
- Принцип системного учета социализирующих факторов на каждом этапе возрастного развития и прогнозирования позитивных и негативных вариантов развития.
- Принцип наглядного отражения динамики личностного развития школьника с однозначной интерпретацией диагностических данных.
- Принцип целесообразности коррекционно-развивающей работы с учетом обнаруженных признаков социально-психологической дезадаптации.
- Принцип участия испытуемого в обсуждении и интерпретации результатов исследования.
- Принцип преемственности в работе психолога в условиях частой смены кадров.
Карта включает три блока информации о школьнике.
Информация анамнестического характера содержится в двух разделах. В первом находятся данные о внешних событиях в истории развития ребенка до начала ведения карты и по годам обучения в школе (трудные роды, смена места жительства и/или образовательного учреждения, изменения в составе семьи). Информация несколько иного плана содержится в конце карты и относится к непосредственным проявлениям дезадаптации и девиантости (появление страхов и искаженного восприятия, агрессии, неадекватных поступков).
Данные о конституционально-психологических особенностях ребенка составляют второй информационный блок карты. Сюда вошли сведения об особенностях нервной системы и характера обучающегося, его познавательных, эмоционально-волевых и регуляторных возможностях.
В третий блок информации о школьнике вошли результаты изучения социально-психологических факторов: положения среди сверстников и взрослых в формальных и неформальных группах, особенности общения с ними и другие.
Использование карты помогло педагогам-психологам осуществить прогностическую интерпретацию результатов исследования и разработать рекомендации педагогам и родителям, направленные на профилактику девиантного поведения школьников. Полученные данные помогли усовершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с дезадаптированными обучающимися.
Материалы, полученные на основе применения карты, становятся предметом обсуждения на заседаниях школьных медико-психолого-педагогических консилиумов. Педагоги-психологи вместе с опытными педагогами обсуждают психолого-педагогические характеристики обучающихся, выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций.
Ведение психологической карты осуществляется с согласия родителей обучающегося, или лиц, их заменяющих, или с согласия самого обучающегося, достигшего 14-летнего возраста, о чем свидетельствует их подпись на титульном листе.
В рамках опытно-экспериментальной работы по внедрению в практику «Психологической карты обучающегося группы риска» в Тракторозаводском центре психологической службы периодически проводятся заседания в форме «круглого стола» с участием педагогов-психологов Центра и образовательных организаций. По общему мнению участников «круглого стола», карта является перспективной формой психодиагностической и психопрофилактической работы.
По мнению автора-составителя, ведение карты может провоцировать установление субъект-объектных отношений между педагогом-психологом и наблюдаемым обучающимся. В связи с этим разработчиком психологической карты высказывается идея о необходимости параллельного использования педагогом-психологом в работе с обучающимся группы риска и самой карты, и других форм, например ведения психологического дневника. Дневник может вести сам обучающийся, фиксируя для себя и осмысливая с помощью педагога-психолога как повседневную жизненную реальность, собственные переживания, так и психологическую информацию, получаемую от психолога. Все это, как ожидается, будет стимулировать самопознание и саморазвитие школьника.
Содержание
Введение 3
Психологическая карта обучающегося 7
Рекомендации по применению и хранению «Психологической карты обучающегося группы риска» 27
Приложение 1
Приложение 1.1 (к пункту 4). дифференциация обучающихся на группы различной психологической ориентации (по Н. В. Морозовой) 28
Приложение 1.2 (к пункту 5). Рекомендации для индивидуальной работы с обучающимися на уроке в зависимости от типа их нервной системы (разработаны в Психологическом институте РАО) 29
диагностика особенностей нервной системы
1. Шкала оценок для измерения выраженности силы нервной системы обучающегося (по Я. Стреляу) 51
2. Шкала оценок для выяснения скоростных и темповых характеристик, обусловленных лабильностью и инертностью нервной системы (разработчики Г. В. Кузахмедова и И. В. Чумаков) 55
Приложение 2
Приложение 2.1 (к пункту 6). личностные опросники р. кеттелла (cpq & hspq) 61
Приложение 2.2 (к пункту 7). Свойства личности у младших школьников с различными вариантами типа личности 123
Приложение 2.3 (к пункту 8). характерологический опросник (опросник К. Леонгарда) 124
метод исследования уровня субъективного контроля (уск) 131
диагностика характерологических особенностей в подростковом возрасте 133
приложение 3
Приложение 3.1 (к пункту 11). методика выявления воссоздающего воображения 186
Приложение 3.2 (к пункту 16). методика исследования обучаемости А. Я. Ивановой 187
Приложение 3.3 (к листу 3, пунктам 10–17). диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте 219
Приложение3.4 (к пункту 13). Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности 259
Приложение 3.5 (к пункту 18). самопознание и его формирование в младшем школьном возрасте 263
Приложение 3.6 (к пункту 19). использование методики неоконченных предложений для временной перспективы школьников (по материалу кандидата психологических наук Н. Н. Толстых) 285
Приложение 3.7 (к пункту 20). Изучение ценностных ориентаций школьников подросткового возраста 298
Приложение 3.8 (к пункту 21). Методика Денбо-Рубинштейна 300
Приложение 3.9 (к пункту 22). Исследование уровня притязаний детей школьного возраста 302
Приложение 3.10 (к пункту 23). Методика изучения фрустрационных реакций у детей 304
Приложение 3.11 (к пункту 24). проективная методика исследования личности «hand-тест» 330
Приложение 3.12 (к пункту 28). Опросник копинг-стратегий школьного возраста 353
Приложение 3.13 (к пункту 32). Тест описания поведения (разработан К. Томасом) 354
Приложение 3.14 (к пункту 27). Типы отношения к ситуации учения 361
Приложение 3.15 (к пункту 34). нравственное развитие человека 365
Приложение 3.16 (к пункту 35). межличностные отношения обучающихся 366
Приложение 3.17 (к пункту 36). изучение ценностно-ориентационного единства 411
Приложение 3.18 (к пункту 38). методы семейной диагностики 414
Приложение 3.19 (к пункту 39). Стиль педагогической деятельности 445
Приложение 3.20 (к пункту 43). Исследование эго-идентичности 451
литература 454
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом