- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Творческая мастерская учителя
Литература. 9-11 классы. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 2200 |
Авторы-составители | Тареева Л. И., Жданова А. И. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Творческая мастерская учителя |
ISBN | 978-5-7057-1667-8 |
Страниц | 298 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705716678 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 12 (мм) |
Вес | 219 г |
Предназначено учителям литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.
Подробное описание
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
В. В. Маяковский
Уроки литературы... Среди прочих предметов школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки (те самые ЗУНы, которые являются целью овладения любой школьной дисциплиной) здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, – умению быть Человеком.
Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но все-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах. Учителям, работающим в них, предназначено настоящее пособие.
Непростое это занятие – вести по страницам многотомного произведения Л. Н. Толстого юнцов, не видевших жизни, помогать распутывать хитросплетения интриги романа Ф. М. Достоевского читателям совсем другого века, вместе с ними искать свет в беспросветье булгаковской Москвы... Много вопросов волнует умудренного опытом словесника: как помочь еще юным читателям увидеть то, что хотел показать писатель? Сумеют ли они почувствовать то, что любило его сердце? Непростое дело ожидает учителя, но все-таки интересное и увлекательное. У каждого педагога есть свои хитрости и секреты преподавания литературы в старших классах, своя методика, благодаря которой обычный академический час превращается в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины... Творческий учитель никогда не довольствуется раз и навсегда написанным конспектом урока, он всегда в поиске идей, методических приемов, тем для разговоров и неожиданных формулировок проблем. А значит, он открыт для сотрудничества и готов интересоваться тем, как это делают другие.
В предлагаемом вниманию учителя пособии содержится описание опыта воспитания вдумчивого и творческого читателя, конспекты уроков, варианты творческих и исследовательских заданий для учащихся, экзаменационные сочинения. Некоторые конспекты уроков даны очень подробно, в них включены даже примерные варианты ответов учащихся; другие представлены более схематично, показана лишь структура урока, все остальное учитель сможет спланировать сам, учитывая уровень читательской культуры и умений учащихся. Педагог найдет примеры интересных творческих и исследовательских заданий для учащихся. Составители пособия не ставили целью охватить весь перечень изучаемых произведений, они стремились показать разнообразные виды заданий, а учитель легко сможет сформулировать подобные с опорой на любой другой литературный материал. Выпускные сочинения учащихся, представленные в пособии, не только иллюстрируют варианты раскрытия той или иной темы, но являются логическим завершением кропотливой работы учителя по воспитанию читателя и человека.
Чтение – это искусство. Каждый учитель литературы принимает данное утверждение как аксиому. Об этом искусстве размышлял И. А. Ильин в своей статье «О чтении»:
«...Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание: оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца... Читать – значит искать и находить; ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо производить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу... И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного»... По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов».
«У каждого человека свои звезды», – гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда-то заворожил его и привел в профессию... Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.
Успеха вам и вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!
Содержание
Введение 3
Уча других, учимся сами (из опыта преподавания литературы в старших классах) 6
«Когда тебе 16…» (урок-открытие) 16
«Что есть я? Кто есть я?» (организационно-деятельностная игра) 20
«Начну с себя» (урок-заставка или урок-раздумье в выпускном классе) 22
«Я на пороге жизни» (последний урок литературы в 11 классе) 25
Уроки. Уроки? Уроки! 28
Беспросветье и свет в русской литературе (урок-исследование) 28
Суть «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (урок-суд над «темным царством») 35
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество 39
«Я – мы – Достоевский – время» (урок-путешествие) 44
«Перо – мáстера, душа – казака» (художественное мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон») (урок-исследование) 51
Трагедия Григория Мелехова (урок-раздумье по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») 57
Огонь родного очага в судьбе Григория Мелехова, героя романа М. Шолохова «Тихий Дон» (урок-раздумье) 61
Вечер поэзии с К. Бальмонтом 69
«Все видеть, все понять, все знать, все пережить…» (вечер поэзии М. Волошина) 76
Лирика Б. Пастернака как отражение действительности. Восприятие лирики поэта современниками 84
Анализ стихотворения А. Блока «Скифы». Проблематика и поэтический строй 91
Поэзия Серебряного века (обобщающий урок) 105
Художественный мир И. Бунина (урок-конференция) 114
«О Русь, взмахни крылами!» (заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») 127
Там, где пророс вопрос, зреет крепкий разум (задания для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся) 162
Диалог с текстом (творческие работы учащихся) 198
Слово о современной прозе. Странички дневника (по повести В. Быкова «Сотников», «Облава», М. Карима «Помилование», В. Кондратьева «Сашка») 200
Земля и человек (по творчеству М. А. Шолохова) 204
Деревенская тема в русской литературе (по одному или нескольким произведениям) 207
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) (на литературном или жизненном материале) 209
Размышление о благородстве (на литературном материале (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Солженицын «Матренин двор») или по жизненным
впечатлениям) 212
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы (по роману Ю. Сергеева «Княжий остров») 215
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 217
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы (по роману А. Проханова «Чеченский блюз») 221
Проблема ответственности человека (размышление на литературном материале (В. Астафьев «Людочка», Б. Васильев «Вам привет от бабы Леры»)
или по жизненным впечатлениям) 224
Проблема ответственности человека (размышление на литературном материале или по жизненным впечатлениям) 228
Человек и любовь в произведениях русской литературы (по повести А. Куприна «Олеся», романам М. Шолохова «Тихий Дон» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 230
Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына) 233
Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба) 237
Кольцо мыслей о человечестве (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») 240
«Россия… на перевале, и все мы на перевале» (рецензия на книгу современного писателя – роман В. Скачкова «Перевал») 243
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский) (по одному из произведений русской литературы XX века) 245
Послесловие 249
Приложения
Приложение 1. Игра. «катастрофа на воздушном шаре» 250
Приложение 2. С чего начать? 254
Приложение 3. Сто русских фамилий 269
Приложение 4. Словарь литературоведческих терминов 281
Литература 294
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Преподавателям
- Средняя школа
- Творческая мастерская учителя
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом