Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование
Код | 1273с |
Авторы-составители | Стюхина Г. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь преподавателю начальной школы |
ISBN | 978-5-91651-026-3, 978-5-7057-3348-4, 978-5-7057-4680-4 |
Страниц | 252 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785916510263, 9785705733484, 9785705746804 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 174 г |
В пособии представлен практический опыт педагогов, использование которого позволит учителю музыки так организовать урочную и внеурочную деятельность младших школьников, чтобы каждый из них мог "побыть" и композитором, и музыкантом-исполнителем, и актером, и хореографом, и исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Предлагаемые проекты уроков учат размышлять, анализировать, передавать интонацией впечатления, импровизировать.
Предназначено учителям музыки, студентам высших и средних специальных педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах, языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Художественно-педагогическая деятельность (ХПД) учителя является творчеством в организации художественно-эстетической деятельности (ХЭД) учащихся. Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки – это по сути есть процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель ХПД учителя – помочь детям присвоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности. Методическая идея состоит в том, что учитель помогает детям овладеть художественно-эстетической учебной деятельностью.
Эрнст Теодор Гофман разделял всех людей на «музыкантов» и «немузыкантов».
«Музыканты» – это не те, кто знает, что такое скрипичный ключ или где пишется нота «соль», в отличие от «немузыкантов», которые этого не знают. «Музыканты» – это люди, познающие мир душой, тонко его чувствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, умеющие слышать мир во всем его многообразии, в том числе, конечно, и в музыкальном его воплощении. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» – говорил Д. Шостакович.
«Прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование». (В. Ф. Одоевский.)
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования». (А. Дистервег.)
Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не сможет научить ребенка чему-либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей можно избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» и композитором, и музыкантом-исполнителем, и актером, и хореографом, и исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача учителя – помочь раскрыть дар Божий каждому ребенку: замечательно рисовать, красиво петь, сочинять стихи, танец. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе хранят. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем не сравнимые чувства, проявить фантазию.
Главные человеческие ценности – Любовь, Красота, Истина, Благо! Каждому человеку они даны от природы, но не всем удается сохранить эти духовные сокровища, а нередко происходит подмена их на явления противоположного характера.
Как же помочь ребенку не только сберечь, но и развить в сердце своем эти сокровища, эти вечные, всеобщие ценности как для каждого человека, так и для всего мироздания?
Универсальным средством введения ребенка в мир Любви, Красоты, Истины и всеобщего Блага является музыка, интегрирующаяся с другими видами искусства и с наукой.
Но что есть музыка? В чем проявляется ее благодатное влияние на человека? Как сделать, чтобы музыка, ее ценности (и физические, и духовные) в полной мере оказывали свое благодатное влияние на всех участников процесса учения: учителя, ученика, семью, общество?
Эти и другие вопросы мы ставим перед собой. Из вопросов исходят и задачи: общечеловеческие, познавательные, мировоззренческие и, конечно, музыкально-педагогические.
Отделять названные вопросы друг от друга можно только при словесно-понятийном их рассмотрении. На практике же они выступают в органичном единстве. Все они одновременно и суть, и цели, и средства в непрекращающемся ни на мгновение жизнепотоке всеобщего процесса обучения.
К каким же результатам в процессе формирования мировоззрения, воспитания личностных качеств, приобретения истинных знаний и ценностей могут и должны привести занятия музыкой? Как все только что перечисленное поможет ученику успешно осваивать этот предмет?
Наша цель – воспитать человека, наполненного светом высокой духовности, способного любить и себя, и себе подобных, и все живое вокруг, человека, стремящегося к познанию истины, обладающего потребностью и необходимыми умениями творения блага. Такой человек будет тонко мыслить и чувствовать, соотносить свои переживания и мысли с тем, что чувствуют и о чем думают другие (одноклассники, учитель, автор музыки). Среди его качеств – любознательность, творческое отношение к изучаемому, умение познавать мир через произведения искусства.
Иными словами, наша цель – создание и формирование нового духовного пространства, объединяющего всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, ученика, композитора, исполнителя, художника, поэта, писателя, семью, общество) и открывающего перед ними неограниченные возможности самосовершенствования.
Содержанием учебно-воспитательного процесса, в русле идей Д. Б. Кабалевского, является духовный диалог культур, возникающий при духовной коммуникации музыки, детей и учителя. «Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности самим искусством, художественной деятельностью ребенка как жизнью в искусстве», творение своего духовного пространства, себя как личности. «Человек должен родиться дважды, – писал Гегель, – один раз естественно, а затем духовно… Духовное, конечно, связано с творчеством, но больше чем творчество… Духовное есть любовь ко всему сущему».
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях». (Л. В. Горюнова.) Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика.
Познание себя в жизни через переживание, чувство и впечатление, увлеченность музыкой всегда будет стержневой идеей урока, его содержанием при разнообразном художественно-педагогическом воплощении.
Использование на уроках музыкального фольклора способствует становлению художественно-образного мышления детей, что проявляется и развивается в игре, драматизации, в коллективном художественном творчестве. Фольклор может составить художественно-эстетическую среду школы; он может явиться средством воспитания в духе народной педагогики как мироощущение целостности мира, единства Красоты, Любви, Гармонии. В уроки могут быть включены считалки, напевы, колядки, колыбельные, игры – как региональные, так и других территорий России, а также может быть включен фольклор других стран, родственных народов. На уроках необходимо звучание православной музыки, а также ее разучивание и исполнение. Направленностью уроков музыки является воспитание человека в процессе общения с музыкальным искусством, освоение ребенком нравственных ценностей, которые во все века были сущностью искусства, раскрывали, возвышали дух человека.
Решение этих задач и осуществляется в процессе занятий музыкой путем введения детей в мировую социокультурную сферу через художественно-эстетическую деятельность.
1. Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:
– погружение в музыку; созерцание музыки;
– исполнение попевок, песен, хороводов и других вокальных и инструментальных произведений;
– пластическое интонирование.
2. Художественный анализ музыкального произведения:
– рассуждение о музыке (Что «рассказал» композитор своей музыкой? Как он сумел «рассказать»?);
– выражение переживания музыки в цвете (определение цвета, созвучного музыке, словом; красками на бумаге, на холсте);
– художественные ассоциации, вызываемые произведением;
– жизненные ассоциации, связанные с тем или иным музыкальным произведением, и т. д.
3. Овладение языком музыки:
– музыкальная грамота: запись нот, чтение ритмических партитур, знание музыкальных терминов, знание основных музыкальных жанров.
4. Вокально-хоровые умения:
– овладение певческим дыханием, звукообразованием и другими умениями;
– навыки пения соло, в ансамбле, хоре, хороводе;
– развитие у детей способности выражать голосом тончайшие чувства, создавать художественный образ.
5. Инструментальное музицирование:
– игра соло, в ансамбле, в оркестре на фольклорных, ударных и духовых инструментах – ложках, трещотках, свистульках и др.
– игра на ударных инструментах оркестра К. Орфа и по возможности на фортепиано, баяне и др.
6. Развитие у детей способности сердцем откликаться на музыку, чтобы через нее глубоко проникнуться чувством сокровенного родства каждого человека со всем сущим в мироздании. Восприятие музыки сердцем.
Любая музыкально-эстетическая совместная деятельность предполагает органичное овладение всеми названными (как минимум) компонентами художественно-эстетической деятельности детей на уроке музыки. Однако методически целесообразно варьировать и перераспределять объекты внимания, целевые установки, формы внешнего и внутреннего контроля (и самоконтроля) в сложном процессе вхождения в мир музыки и раскрытия в самом себе музыкальных творческих способностей. Таким образом, каждый из названных видов деятельности лишь дает ориентир, акцентирует внимание на одной из составных частей единого потока музыки и ее освоения.
Содержание
Введение 3
Развитие тонкости восприятия музыки в 1 классе (рекомендации) 8
Проекты уроков
Т е м а: Музыка рождается в тебе?.. 41
О. В. Голомидова. Т е м а: «Спи, младенец мой прекрасный…» 45
Создание условий для художественно-эстетической деятельности детей во втором классе (рекомендации) 51
Проект урока
Т е м а: Как песня становится песенностью 84
Освоение и познание мира через музыку в третьем классе (рекомендации) 93
Проекты уроков
Н. А. Шишканова, Н. С. Хоренко, Н. В. Грязева, Е. А. Еремеева. Т е м а: Свет моего сердца 131
Г. П. Ковалева. Т е м а: Музыкой творим себя 133
Восприятие, сочинение, анализ и художественное исполнение музыки в четвертом классе (рекомендации) 139
Проект урока 173
Т е м а: Музыка моего народа 173
Приложение. Музыкальные занятия в малокомплектной школе 182
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом