Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки
Код | 1270ю |
Авторы | Агапова И. А., Давыдова М. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Внеклассная работа в начальной школе |
ISBN | 978-5-7057-1949-5, 978-5-7057-4345-2 |
Страниц | 375 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785705719495, 9785705743452 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 16 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 253 г |
У читателей появится возможность еще раз восхититься произведениями А. С. Пушкина; посмеяться над казусами с героями книг Н. Носова и В. Драгунского; поучиться доброте и находчивости у Муми-семейства, придуманного Т. Янсон; пофантазировать о будущем вместе с Электронной бабушкой Р. Брэдбери; поучиться этике у ребят из рассказов В. Осеевой; украдкой смахнуть слезу, тоскуя о Маленьком принце А. де Сент-Экзюпери, или неожиданно для себя открыть романтизм поэзии ирландского Нобелевского лауреата У. Б. Йейтса.
Предназначено педагогам дополнительного образования, библиотекарям, руководителям театральных студий и кружков.
Подробное описание
В практике школьных внеурочных занятий обращение к литературным произведениям, созданным специально для детей и о детях, является традиционным. Подтверждая известное высказывание писателя А. М. Горького «Всем хорошим во мне я обязан книгам», педагоги многократно доказывали истинность этого постулата. Чем же по-прежнему является интересной для младших школьников встреча с героями книг, о которых, казалось бы, все известно – как они выглядят, чем занимаются, с кем дружат, о чем говорят и чем любят лакомиться и т. д.? Видимо, причин в данном случае имеется несколько.
Первая – одаренность писателей, создавших художественные образы необыкновенной силы и таланта. Вторая – подмеченная психологами важная особенность: «Новая встреча со знакомым художественным образом усиливает наслаждение от общения с ним» (Б. М. Теплов). И, наконец, возможность на любимых детских книжных образах усиливать воспитательный эффект. Самый яркий тому пример – неподражаемая повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», породившая импульс благородного «тимуровского движения», в которое вся наша страна играла несколько десятилетий. «Нужно, чтобы дети играли в хороших людей», – говорил А. П. Гайдар и был прав.
Общеизвестно, что многие личностные качества человека начинают формироваться именно тогда, когда он приходит в начальную школу. Поэтому так важно, чтобы учащиеся имели возможность снова и снова припадать к вечному источнику под названием «хорошая книга», не только переживая вместе с героем все перипетии сюжета, но и присваивая, перенимая все лучшие человеческие свойства, которые непременно пригодятся каждому из ребят в будущей жизни.
Именно поэтому такими – поистине бесценными – можно считать уроки чтения в начальной школе. Ведь изучаемые в этот возрастной период книги формируют доминирующий задел нравственного воспитания, который принесет свои плоды в дальнейшем, когда ребенок подрастет, приобретет определенный теоретический опыт и задумается над выбором своего будущего.
Нередко правила педагогики вступают в явное противоречие с тем, какие модели поведения диктуют нам современные средства массовой информации. Особенно это противоречие обострилось за последнее время, поскольку в современных СМИ все явственнее демонстрируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых приоритетным стал денежный диктат, отодвигающий общечеловеческие ценности на второй план.
В качестве повседневно-приемлемых правил проживания в обществе там выдвигаются неуважение друг к другу, излишне бравурное фрондерство, попрание силы силой. Поэтому чуть ли не единственными реальными преградами деградации общественных ценностей, демонстрирующими правильные примеры взаимоотношений между людьми, ценность таких качеств, как доброта и благородство, способных сегодня противостоять неверному потоку человеческого поведения, который ежедневно изрыгается на нас с экранов телевизоров, остаются книги. Проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Что может быть лучше, чем возможность погрузиться в удивительный мир литературных героев, перелистать еще раз страницы любимых произведений или пополнить багаж знаний, познакомившись с творчеством популярных писателей!
Книга, которую держит в своих руках уважаемый читатель, предоставляет возможность еще раз высказать свои восторги относительно бессмертных шедевров А. С. Пушкина, посмеяться над забавными казусами, произошедшими с героями книг Н. Носова и В. Драгунского, поучиться доброте и находчивости у Муми-семейства, придуманного Т. Янссон, пофантазировать о будущем вместе с Электронной бабушкой Р. Брэдбери; поучиться этике у ребят из рассказов В. Осеевой, украдкой смахнуть слезу, тоскуя о Маленьком принце А. де Сент-Экзюпери, или неожиданно для себя открыть романтизм поэзии ирландца У. Б. Йейтса.
Неизменно интересным является обращение младших школьников к произведениям сказочного фольклора: несмотря на то что сюжетная фабула и развязка событий заведомо известны, многовариантность изложения действий персонажей поддерживает неуклонный интерес к ним.
К сожалению, в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Что же необходимо для того, чтобы дети больше читали самостоятельно и у них имелся стойкий «противовес» таким обстоятельствам расширения их жизненного опыта, как СМИ и Интернет?
Необходимо хотя бы повторение изученного ими школьного материала во внеурочное время. И желательно – в игровой форме: мини-спектакли, викторины, конкурсы. Пусть дети, изучающие литературу, закрепят свои знания и одновременно развлекутся, поучаствовав в маленькой литературной встрече с уже известными героями книг.
Возможно, подобные встречи станут своеобразной «приманкой», подтолкнувшей школьников к самостоятельной встрече с книгой.
С этой целью и было создано данное пособие, на страницах которого встретились герои русских народных сказок, произведений русских и зарубежных писателей. Герои, помогающие разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», отличить положительный персонаж от отрицательного и найти добрые примеры для подражания в собственных поступках.
Необходимо заметить, что диапазон приведенных здесь книг несколько больше обычной школьной программы. Это должно подтолкнуть ребят к самостоятельной работе с книгой, расширению их собственного кругозора, багажа интеллекта, разговорного словаря, что и является идеальной целью данного пособия.
В книге четыре части. Хочется вкратце охарактеризовать каждую из них. Так, первая часть называется «Литературные сценарии по мотивам сказочного фольклора и произведениям разных писателей» и содержит сценарии мероприятий, небольших по размеру. Хронометраж проведенного по их текстам литературного события – мини-викторины, инсценировки, творческой переработки распространенного сюжета – составит не более 30 минут.
Открывается раздел более короткими представлениями, созданными по распространенным сюжетам народных сказок, многие из которых представляют тематические композиции – «Времена года», «Сказки про котов и кошечек» и др. Начиная со сценария, посвященного творчеству А. С. Пушкина, их продолжительность возрастает. Далее школьники встретятся в этом разделе с произведениями К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Д. Н. Мамина-Сибиряка, а также с героями детских писателей – классиков XX века – Б. Житкова, В. Маяковского, Е. Шварца, Н. Носова, В. Драгунского. Не забыта и тематика зарубежных писателей-сказочников – братьев В. и Я. Гримм, Г.-Х. Андерсена, В. Гауфа.
Второй раздел, в соответствии со своей тематикой, называется «В помощь школьному театру», и продолжительность каждого из представленных здесь сценариев возрастает. Сюжетные инсценировки, вошедшие в эту часть, представляют собой вариации хорошо известных детям сказок.
Приведенные здесь сценарии направлены на формирование у ребят таких чувств, как отзывчивость, эмпатия и взаимопомощь. Если в школе имеется собственный театр, думается, эта глава окажется ему хорошим подспорьем, ведь, как известно, режиссеры таких театров нуждаются в несложных и веселых пьесах продолжительностью не более 30–45 минут.
Если же стабильного театрального коллектива в школе нет, то поставить любую из этих инсценировок силами, допустим, ребят из одного класса, не составит труда. А, как правило, к таким праздникам, как Пасха или День учителя, тем более хочется порадовать друг друга необычными постановками и представлениями.
Третий раздел носит красноречивое название «Литературные игры». В нее вошли авторские конкурсы, развлечения и забавы для детей, развивающие сообразительность и формирующие аналитический ум. В игровой форме продолжая содержание некоторых уроков, игры создают хорошее настроение и обычно нравятся детям своей доступностью.
Четвертый раздел содержит в себе варианты веселых сказок, которые можно декламировать по ролям, инсценировать или заполнять ими классные часы и паузы на уроках и переменах.
Авторы данного сборника – известные московские писательницы, чьи книги хорошо знакомы педагогам. Ирина Анатольевна Агапова – психолог, драматург, художник, в 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века». Многие ее пьесы – лауреаты конкурсов и театральных фестивалей. Некоторые пьесы рекомендованы театральным центром «Дебют» при Центральном Доме актера для постановок профессиональными коллективами. Маргарита Алексеевна Давыдова – кандидат педагогических наук, доцент, руководитель авторского курса по театральной педагогике при Педагогической академии последипломного образования. В 2001 году стала лауреатом конкурса журналистов «Правопорядок и общество». Большинство статей являются обладателями престижной премии «Публикация года».
Как и при создании предыдущих книг, авторы надеются, что данное пособие окажется востребованным школьными коллективами и принесет свои положительные плоды в деле воспитания у учащихся навыков полезного проведения досуга.
И. А. Агапова, М. А. Давыдова
Содержание
Введение 3
Глава I. Литературные сценарии по мотивам сказочного фольклора и произведений
разных писателей 8
И. А. Агапова. Теремок (театрализованная игра) 9
М. А. Давыдова. Встреча зайца с петухом (инсценировка фрагмента русской народной сказки) 14
И. А. Агапова. Семеро козлят (инсценировка фрагмента русской народной сказки) 15
И. А. Агапова. Зимовье зверей на новый лад (театрализованная вариация) 17
М. А. Давыдова. О доброй маменьке и теплом солнышке 21
М. А. Давыдова. День писателя – 3 марта (мероприятие, посвященное творчеству А. С. Пушкина) 30
И. А. Агапова. Народная мудрость в пересказе Льва Толстого 44
М. А. Давыдова. Как рубашка в поле выросла и другие рассказы (по прозе К. Д. Ушинского) 53
И. А. Агапова. Добрые сказки не только для Аленушки (по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка) 60
И. А. Агапова. Времена года в творчестве разных писателей 69
И. А. Агапова. Малахитовая шкатулка (инсценировка отрывков из сказов П. П. Бажова) 78
И. А. Агапова. «Ненаглядная шпана» Леонида Пантелеева 84
М. А. Давыдова. Рассказы о море и морских обитателях (по книгам С. Сахарнова) 90
М. А. Давыдова. Звездопад в литературной гостиной 98
И. А. Агапова. Разные книжки про котов и кошечек 118
М. А. Давыдова. Для детей – как для взрослых, только лучше (по поэзии В. Маяковского) 126
И. А. Агапова. И встретят нас герои! (литературная викторина по произведениям братьев Гримм) 133
М. А. Давыдова. В поход за золотым ключиком (игра-викторина по книге А. Н. Толстого «Золотой
ключик, или Приключения Буратино») 138
И. А. Агапова. Евгений Шварц и его сказки 148
М. А. Давыдова. Про волшебное слово и про многое другое (по рассказам Валентины Осеевой) 155
М. А. Давыдова. О мангусте, косточке и благородных людях (по рассказам Б. Житкова) 167
М. А. Давыдова. Веселые Денискины истории (по рассказам В. Ю. Драгунского) 174
И. А. Агапова. Ребята с нашего двора (по рассказам и сказкам Н. Носова) 180
И. А. Агапова. Необычные дети литературной страны 189
И. А. Агапова. Печальное волшебство сказок Вильгельма Гауфа 197
И. А. Агапова. Гадкий утенок, Дюймовочка и другие (викторина по сказкам Г.-Х. Андерсена) 207
И. А. Агапова. Сколько на свете троллей? 213
И. А. Агапова. Маугли и Шерхан (по мотивам произведений Р. Киплинга) 221
Глава II. В помощь школьному театру 224
И. А. Агапова. В поисках друга (пьеса по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький
принц» в одном действии, четырех картинах) 225
И. А. Агапова. Чудесные кони разных стран 244
И. А. Агапова. Встреча друзей в ретро-пабе (спектакль о жизни и произведениях Уильяма
Батлера Йейтса) 262
И. А. Агапова. Диана и марсианский дождь 284
И. А. Агапова. Как был проучен невнимательный читатель (по мотивам произведений братьев
Гримм) 304
Глава III. Литературные игры 331
М. А. Давыдова. Клеточки и буковки 332
М. А. Давыдова. Литературный ринг 338
М. А. Давыдова. Ребусы 349
Глава IV. Сказки для чтения и инсценировки 354
И. А. Агапова. Лисица и добрый кузнец 355
И. А. Агапова. Из чего сделана луна? 359
М. А. Давыдова. Сорока и пингвин 362
М. А. Давыдова. Сказка про снежного человека 364
И. А. Агапова. Загадочный щенок 368
И. А. Агапова. В музыкальном магазинчике 369
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом