Система воспитательной работы в группах продленного дня

Есть на складе
118 руб.
-10%
106,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1234
Авторы-составители Гордеева В. В.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1248-9
Страниц 145
УДК 372.22
Штрихкод 9785705712489
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 100 г
Как защитить младших школьников от водоворота безжалостного социума? Как создать для них такую среду, в которой они могут быть защищены физически и психологически, заняты развивающей деятельностью, где им интересно и весело?
Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по формированию воспитательного пространства в группах продленного дня, где за пределами урока продолжается увлекательный процесс познания, дети реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, в свободном общении.
Пособие адресовано воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Введение

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.

В настоящее время режим продленного дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим ГПД нужен в школе любого типа и в первую очередь для детей младшего школьного возраста. Педагоги стараются изменить организацию школьной жизни таким образом, чтобы семья ребенка естественно включалась в нее не только в качестве заказчика педагогических услуг, но и в качестве союзника, соучастника, чтобы и воспитатели и родители понимали и ценили ничем не заменимое отцовское и материнское влияние на детей.

Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. Режим ГПД в решении поставленной задачи становится областью взаимодействия школы и семьи.

Ослабление воспитательной функции семьи связано с тем, что современные родители часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. К тому же, многие дети, к сожалению, воспитываются в неполной семье. Естественно, что работающие родители даже благополучных школьников обеспокоены тем, чем занят их ребенок младшего школьного возраста, когда остается дома один. Как правило, он просто скучает. Необходимость ГПД налицо: дети нуждаются в определенной защищенности от чрезмерных социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, им нельзя оставаться в одиночестве, чувствовать себя забытыми, необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые.

Известный социолог В. Т. Лисовский обосновал в своих исследованиях ведущие причины асоциального поведения несовершеннолетних:

– социально-экономический кризис, утрата в результате «реформ» гарантированного права на честный труд, бесплатного образования, организованного досуга, доступного медицинского обслуживания, жилья, достойного уровня жизни, обнищание населения, постоянное недоедание, снижение потребления калорий ниже биологических норм;

– социальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду;

– отверженность в семье и среди сверстников, неуспеваемость, низкая самооценка, агрессивность, озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, неэффективность воспитания в семье и школе, безнаказанность в правовом отношении;

– социальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослых, отсутствие жизненных перспектив и бесцельность существования.

Совершенно очевидно, что и младшие школьники уже заражены бациллами девиантного поведения. Но их школа еще может увлечь. И здесь, как нельзя кстати, необходим продленный день, где можно и нужно организовать для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников и уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний.

Конечно, режим ГПД – это не панацея, однако, в какой-то мере он способен защитить детей от водоворота безжалостного социума, обеспечить нормальную их социализацию.

За пределами урока дети могут органично реализовать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрыться цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, веселым затейником и рассказчиком. А тот, кто не очень бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница неравенства между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продленного дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное –придать смысл всей жизни ребенка.

Отгородиться от проблем социальной жизни невозможно. ГПД должна создать особое воспитательное пространство, в котором ребенку интересно, где он занят увлекательной деятельностью, защищен физически и психологически от грубой правды жизни.

Таким образом, основными задачами в работе ГПД являются:

– оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;

– подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;

– ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.

В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей младших школьников и, конечно же, в первую очередь, самого воспитателя.

Содержание

Введение    3

Воспитатель – организатор пространства взросления    6

Функции воспитателя    14

Обязанности воспитателя ГПД    15

Воспитательное пространство ГПД    18

Планирование работы в ГПД    26

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня    59

Педагогическая поддержка первоклассников в ГПД в период первичной адаптации    65

Организация работы ГПД в 1 классе    65

Организация воспитательных и досуговых занятий в группе продленного дня    71

Один день в режиме ГПД 3–4 классов    75

Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД    83

Направления методической помощи воспитателю ГПД    117

Приложение    120

Литература    144

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.