Методическая служба общеобразовательного учреждения: практические материалы, рекомендации, примерные локальные акты

Есть на складе
68 руб.
-10%
61,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1228а
Авторы-составители Зарубин А. В., Дубинина В. В.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1862-7
Страниц 103
УДК 371
Штрихкод 9785705718627
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 69 г
В пособии раскрываются цели и содержание методической работы в общеобразовательном учреждении, содержатся практические материалы по деятельности отдельных структурных подразделений (методического кабинета, методического совета, кафедры, школы молодого учителя и др.), примерные локальные акты, регламентирующие деятельность методической службы.
Предназначено руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям директора по учебно-воспитательной работе и научно-методической работе, курирующим методическую работу и обеспечивающим методическое сопровождение педагогов в школе, и руководителям школьных методических объединений кафедр.

Подробное описание

Пособие содержит определенного рода констатацию того положительного опыта, который накоплен в работе методических служб образовательных учреждений. И именно этот положительный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее и осуществлять задачи, заложенные в Программе развития образования, возникшей в связи с переводом системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Нынешняя российская школа, вырвавшись из оков авторитарного управления «сверху», работает над созданием альтернативных методик, программ, учебных пособий. А процесс обновления требует и значительной реконструкции, и совершенствования методической работы, системы методических служб.

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно-педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Для обеспечения основных направлений методической работы необходима действенная и эффективная структура методической службы в учебном заведении, которая отражала бы всю сущность учебно-воспитательного процесса. При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.

Методические службы образовательных учреждений представляют собой разнообразные и многоаспектные структуры, которые функционально можно свести в определенную линейную форму.

Возглавляют методические службы образовательных учреждений следующие структуры: методический совет или сходные с ним по функциям структуры: научно-методический совет, общешкольный совет траектории обучения, художественный совет.

Советы направляют и координируют работу школьных методических объединений или в некоторых школах отделений или кафедр, деятельность которых курируют ученые-консультанты.

Школьные методические объединения или кафедры создаются по предметам, по циклам предметов, по профилю, по виду воспитательной работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или – в необходимых случаях – дифференцированными по ступеням обучения, например, МО (методические объединения) классных руководителей начальной школы.

Вышеназванные методические структуры позволяют более полно и точно отразить деятельность образовательных учреждений, связанную с вариативностью содержания образования в рамках учебного заведения.

Существуют и хорошо себя зарекомендовали и другие методические структуры, такие как:

  • клубы по интересам;
  • школа молодого учителя;
  • научные ассоциации;
  • мастер-класс;
  • школа передового педагогического опыта и т. п.

Деятельность данных методических структур во многом обеспечивают создаваемые в образовательном учреждении методические кабинеты, в которых подбираются и систематизируются тематические разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки, организуются библиографические картотеки по различным разделам педагогической науки и др.

Деятельность методических служб не ограничивается обеспечением традиционной образовательной практики. Возникают структуры, так называемые временные научно-исследовательские коллективы, способные инициировать ведение экспериментальной работы в ОУ и обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов. К ним относятся:

  • проектные команды, разрабатывающие программы локальных экспериментов, концепцию или новый проект, новую модель, то есть программу системного преобразования с изменением его миссии, статуса, предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса, технологии обучения, воспитания и развития, а также системы управления;
  • модульные команды, занимающиеся и обеспечивающие функционирование и развитие одной из подсистем (модулей) в рамках конкретного проекта;
  • лаборатории, ведущие научно-практическую работу над одной существенной проблемой, имеющей ключевое значение как для теории, так и для практики обучения и воспитания в данной конкретной школе;
  • целевые, проблемные или творческие группы, объединенные на основе единства интереса к какой-то проблеме.

Составители данного пособия в качестве главных задач выдвигают следующие: помощь администрации в обеспечении функционирования таких информационно-методических центров ОУ, приоритетными направлениями в работе которых являются информационная и инновационная области; научно-методическое обеспечение содержания образования; создание условий для повышения квалификации и аттестации педагогических работников; формирование комплексно-целевой программы повышения квалификации педагогов, которая позволила бы максимально приблизить конкретную методическую помощь к каждому педагогическому работнику.

Методические службы, сохранившие традиционный статус, значительно расширили и обновили направления деятельности: создаются советы по руководству и поддержке экспериментальной и инновационной работы, психологическому обеспечению образовательного процесса, проводится диагностика профессиональных потребностей педагогических кадров, осуществляется взаимодействие с учебными заведениями системы повышения квалификации и подготовка кадров на договорной основе, ведется поиск оптимальной модели методической службы, которая была бы способна по-новому строить свою работу по совершенствованию профессионального уровня работников учреждений образования.

В представленных материалах пособия сделана попытка перечислить структурные модели методических служб ОУ, отличающиеся разнообразием подходов к содержанию, целям, задачам и направлениям своей деятельности, но объединенные своим предназначением, а именно быть центральным звеном в удовлетворении профессиональных потребностей педагогов, объединений педагогов, раскрыть их назначение, функционирование деятельности конкретных методических структур, обеспечивающих различные службы сопровождения.

Основными задачами, реализация которых позволит сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям, являются следующие:

  • организация внедрения научных исследований в практику;
  • создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;
  • обеспечение трансформации передового опыта работы педагогов образовательных учреждений.

И здесь оправдывают себя такие формы обобщения материалов, как создание методической видеотеки и банка педагогической информации на основе диагностики различных категорий учителей, управленцев, школьников, банка педагогических тестов и т. п.

Следует отметить, что деятельность методических служб образовательных учреждений должна быть направлена на интеграцию усилий, способствующих повышению квалификации педагогов, на согласованность с органами управления, учреждениями культуры, науки в интересах решения проблем региональной системы образования. А эффективность методической работы должна основываться на конкретности и компетентности оказания информационно-образовательных услуг, их актуальности и соответствии методическим потребностям субъектов образования, сложившейся нормативной базе и социально-экономической обстановке в определенной региональной системе образования.

Содержание

Введение    3

Методическая служба общеобразовательного учреждения: структура, функции и основные направления деятельности    8

Работа педагогического коллектива над единой методической
темой    37

Анализ и планирование методической работы в общеобразо-вательном учреждении    43

Изучение, обобщение и распространение актуального педаго-гического опыта в общеобразовательном учреждении    49

Методический кабинет общеобразовательного учреждения    51

Учебные кабинеты общеобразовательного учреждения    55

Результативность деятельности школьной методической

службы    61

Приложения. Примерные локальные акты, регламентирующие деятельность методической службы общеобразовательного
учреждения    68

Приложение 1. Примерное положение о методической
(научно-методической) службе образовательного учреждения    68

Приложение 2. Примерное положение о методическом
совете образовательного учреждения    73

Приложение 3. Примерное положение о кафедре обще-образовательного учреждения    77

Приложение 4. Примерное положение о творческой группе, создаваемой в рамках МО учителей-предметников    79

Приложение 5. Примерное положение о школе молодого учителя (ШМУ)    81

Приложение 6. Примерное положение о мастер-классе    84

Приложение 7. Примерное положение о методическом
кабинете образовательного учреждения    85

Приложение 8. Примерное положение о внесении актуаль-ного педагогического опыта в школьный банк данных    87

Приложение 9. Примерное положение о медиатеке обще-образовательного учреждения    90

Приложение 10. Примерное положение о постоянно действующем семинаре    95

Приложение 11. Примерное положение об учебном каби-
нете общеобразовательного учреждения    96

Литература    100

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос