Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы
Код | 1215р |
Авторы-составители | Алымова Н. А., Белибихина Н. А. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-1523-7 |
Страниц | 191 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705715237 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 6 (мм) |
Вес | 137 г |
Материал, представленный в пособии поможет администрации образовательных учреждений выстроить систему работы с семьями обучающихся, используя предлагаемые формы и методы для достижения эффективных результатов. Нетрадиционные формы работы с родителями (круглый стол, конференция, семейные гостиные, праздники, вечера), материалы для родительских собраний послужат повышению профессионального мастерства педагогов.
Предназначено заместителям директора по воспитательной работе, директорам школ. Может быть полезно классным руководителям.
Подробное описание
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться, делать все самому.
П. Ф. Лесгафт
Родители в раннем детстве сеют то, что они собирают позже, в года
юности и начала зрелости.
А. Н. Острогорский
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Представления друг о друге у учителя и родителей складываются со слов ребенка, что нередко приобретает искаженный характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.
Итак, как мы видим, противоречия между учителем и родителями учащихся, препятствующие установлению необходимых контактов между ними, вызываются как объективными, так и субъективными причинами.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
- повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
- терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Принципиально важным является то, что инициатива и выбор алгоритма разрешения возникающих противоречий должны принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному субъекту педагогического процесса.
Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходима помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» – это вечная «головная боль» всех педагогов. Учительство всегда в поиске: какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания, как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей. В связи с этим перед педагогами стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это – коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья – разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
- обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
- оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
В настоящем сборнике представлены как теоретический, так и практический материал по проблеме взаимодействия семьи и школы, который может быть положен в основу системы социально-педагогической работы с родителями.
Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.
Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.
Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы.
Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, что определяется следующими факторами:
- резким социально-экономическим расслоением общества;
- неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;
- ростом скрытой и явной безработицы;
- миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
- ограниченными возможностями перемещения, изменения места жизни с целью поиска лучших условий проживания.
Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70 % из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных семей. Наблюдается тенденция роста беспризорности, снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на общение с детьми.
И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.
Современные условия выдвигают все новые и новые, более сложные задачи воспитательной работы. И учителя в работе с родителями используют самые разнообразные методы и формы работы. В предлагаемом пособии собран материал, который поможет педагогам понять, какую роль играет живое и предметное общение с родителями в воспитании подрастающего поколения, какие формы и методы надо использовать в этой работе для того, чтобы добиться эффективных результатов. А еще, уважаемые коллеги, вы найдете здесь рекомендации для проведения родительских собраний и бесед с родителями. Мы надеемся, что данные материалы помогут вам более уверенно работать с семьями учащихся.
Содержание
Введение 3
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы 9
Реализация основных направлений по взаимодействию с семьей 12
План реализации программы педагогического сопровождения семьи в общеобразовательном учреждении № ___ на 200__/200__ учебный год 25
План психолого-педагогического просвещения родителей в общеобразовательном учреждении № ___ на 200__/200__ учебный год 27
План проведения общешкольных родительских собраний в общеобразовательном учреждении № ___ на 200__/200__ учебный год 28
Раздел I. Школа – родители: учимся общению 29
Дополнительный материал к разделу 37
Как довести до родителей нужную и полезную информацию 37
Анкета «Родители о своем ребенке» 40
Памятка для учителя «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?» 41
Алгоритм первого посещения семьи учащегося 42
Анкета «Система ценностных ориентаций и ожиданий» (для учащихся 10–11 классов) 43
Анкета «Мои отношения, их самооценка и оценка учителем» (для учащихся 1–11 классов) 45
Формы изучения семей первоклассников 46
Анкета для родителей будущих первоклассников 46
Анкета для родителей первоклассников (конец учебного года) 47
Анкета для первоклассников (конец учебного года) 49
Памятка «Относитесь к своему ребенку с уважением» 50
Соглашение между педагогами, родителями и учащимися (принято на совместном заседании педагогического совета, родительского комитета и актива учащихся) 51
Раздел II. Содержание работы образовательного учреждения с родителями 53
Формы и методы работы с родителями от А до Я 53
Практикум для родителей: формы, содержание, рекомендации 58
Приложения 62
Приложение 1. Анкетирование родителей 62
Приложение 2. Памятки 67
Приложение 3. Тематика педагогического лектория для родителей 69
Приложение 4. Идеи для творческих мастерских 73
Приложение 5. Экзамен для родителей 74
Приложение 6. Антиалкогольное воспитание детей в семье (лекция) 76
Приложение 7. Родительские конференции 82
Приложение 8. Ступени формирования родительского авторитета (материал к практикуму для родителей) 82
Приложение 9. Психологическая разминка для родителей 90
Приложение 10. Психофизическое развитие подростков: трудный возраст (дискуссия) 92
Приложение 11. Служба в армии (круглый стол) 94
Приложение 12. Родительский дом – начало начал (тематический вечер) 110
Приложение 13. Сценарии родительских собраний 114
Праздник матери 114
День семьи (общешкольное родительское собрание – творческий вечер) 117
День матери (родительское собрание – творческий вечер) 123
Предупреждение проявления вредных зависимостей – основа профилактической работы в общеобразовательных учреждениях (общешкольное родительское собрание) 128
Приложение 14. Моя семья (визитная карточка, конкурс) 142
Приложение 15. Благодарственное письмо. Грамота 144
Раздел III. Рекомендации по проведению родительских собраний 145
Памятка для подготовки и проведения родительского собрания 145
Примерное содержание родительских собраний 147
Примеры технологии проведения родительских собраний (по аналогии с ситуационными классными часами) 149
Тема: Итоги семестра (года) 149
Тема: Приемы оптимизации взаимодействия 150
Материалы к родительским собраниям 153
Тема: Будем знакомы (для родителей учащихся 1–5 классов) 153
Тема: Ошибки родительского воспитания 155
Тема: Я и моя семья (для родителей начальной школы) 161
Тема: Искусство хвалить (для родителей учащихся 3–4 классов) 163
Тема: Моя семьи – моя радость (для родителей учащихся 5–6 классов) 168
Тема: Гармония общения – залог психоэмоционального здоровья ребенка (для родителей учащихся 5–6 классов) 171
Тема: Семейные традиции (для родителей учащихся 4–6 классов) 174
Тема: Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий (для родителей учащихся 5–8 классов) 179
Тема: Как научить ребенка постоять за себя (для родителей учащихся 5–7 классов) 182
Тема: Роль семьи в формировании личности ребенка (для родителей учащихся 7–8 классов) 183
Литература 186
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом