Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий
Код | 1135 |
Авторы-составители | Гордеюк Т. Н., Егошкина Л. И. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Методическая работа в школе |
ISBN | 978-5-7057-1913-6 |
Страниц | 182 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705719136 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 8 (мм) |
Вес | 141 г |
Данный сборник представляет собой панораму психолого-педагогических инноваций педагогов, работающих в коррекционных классах общеобразовательной школы. В нем отражены вопросы обучения, воспитания, психодиагностики и коррекции школьников с задержками психического развития, составляющих основной контингент учащихся классов КРО. Представлены подробные разработки уроков и внеурочных форм деятельности.
Пособие рассчитано на руководителей общеобразовательных учреждений, методистов, педагогов, психологов, логопедов.
Подробное описание
По данным официальной статистики, от 20 % до 30 % учащихся начальной школы и до 40 % детей подросткового возраста не в состоянии усвоить программу общеобразовательной школы за отведенное время в необходимом объеме. Пик неуспеваемости приходится, по мнению многих авторов, на 1 и 2 классы, другие считают, что самый трудный период – 6 и 9 классы.
Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции недостатков в развитии – это возраст от 3 до 10 лет. Психологическая, физиологическая и социальная неготовность ребенка к школьному обучению – это та база, на которой возникает стойкая неуспешность в будущем.
Стремление педагогов помочь подрастающему поколению инициировало идею об открытии на базе нашей школы и ближайших детских садов экспериментальной площадки по компенсирующему обучению, научным руководителем которой назначен доктор психологических наук, профессор Ю. В. Егошкин, а куратором – ИКП РАО (г. Москва), его лаборатория коррекционных приемов и методов.
Тема экспериментальной работы – «Проектирование и реализация модели целостной образовательной системы для детей со специфическим развитием в комплексе школы № 51 и детских садов № 142, 149» города Рязани.
Цели:
- Создание целостной образовательной системы для проблемных детей.
- Разработка эффективной системы специализированной коррекционной помощи нуждающимся детям.
Составлена программа сотрудничества и продуманы пути ее реализации:
- Создание адаптированных учебно-методических комплексов.
- Специализация педагогов в курсе коррекционной педагогики.
- Организация индивидуального и дифференцированного подходов.
- Организация УВП в соответствии с педагогикой общей заботы И. П. Иванова.
Основополагающий научный принцип экспериментальной работы в том, что образование детей со специфическим развитием состоит из двуединств: обучение и коррекция, воспитание и коррекция, развитие и коррекция.
Все четыре процесса взаимно проникают, переплетаются, их невозможно разделить.
Эта концептуальная модель лежит в основе создания программы сотрудничества. Она корректируется педагогами детских садов и школы на каждом этапе эксперимента.
Учебно-методическая база совершенствуется: разработаны авторские программы по риторике повседневного общения, коррекции аграмматической дисграфии, арттерапии, ритмике с элементами логоритмики, сенсорике, музыкотерапии, сказкотерапии, профессиональной подготовке, трудовому обучению.
В ходе эксперимента созданы сквозные авторские программы. На основе этих сквозных учебно-развивающих программ построен весь УВП в детских садах и в школе. Сегодня мы имеем несколько таких программ.
Это:
1. Адаптированная программа по математике для 1–2 классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) с системой прикладных и интегрированных психолого-математических уроков.
2. Изобразительно-выразительные средства русского языка как эффективный путь развития речи учащихся коррекционного класса. Разработчики: воспитатель детского сада № 142 Боголюбская А. Н., психолог детского сада № 142 Шевцова Г. В., учитель начальных классов школы № 51 Питенина Е. Н.
3. Адаптированная программа по русскому языку и развитию речи для учащихся классов КРО.
4. Адаптированная программа по математике для учащихся 5 классов КРО.
Важную роль в организации УВП играет профессионализм педагога, поэтому кадры проходят соответствующую профессиональную подготовку на курсах повышения квалификации в РИРО и специализацию по темам коррекционной педагогики.
Коррекционно-развивающая работа начинается с психологической диагностики в ДОУ при создании логопедических и коррекционно-развивающих групп (КРГ) и в школе во время формирования первых классов КРО. Психологическая диагностика позволяет определить сущность и структуру нарушенного развития ребенка. Выявление задержки психического развития (ЗПР) осуществляется по целому ряду отдельных слагаемых: это логопедическая диагностика (состояние мелкой моторики, понимание речи, состояние словаря, произношение гласных и согласных, развитие фонематического слуха и т. д.), диагностика психических функций (концентрация внимания, объем и виды памяти, восприятие и другие).
В авторских программах учителя начальных классов увеличивают пропедевтический период в 1 классе, чтобы помочь этим детям догнать своих сверстников, которые в дошкольном возрасте приобрели базу знаний и представлений, занимаясь в подготовительной группе.
Для школьного учителя важную роль в изучении психологических особенностей детей играют рекомендации учителя-дефектолога, воспитателя ДОУ.
Учитель 1 класса КРО заносит рекомендации в ДПН в раздел «Входная диагностика». Руководствуясь этими данными и данными диагностики школьного психолога, он разрабатывает программу развития детей на I ступени обучения, привлекая внимание специалистов.
В течение 2 лет специалисты ДОУ работают с дошкольниками по программам коррекции и развития нарушенных психических функций. К сожалению, проблемы со здоровьем у детей разные и поэтому не у всех к семи годам удается осуществить коррекцию недостатков развития. Такие дети зачисляются в 1 класс КРО (с согласия их родителей), где могут обучаться по стандартным программам, как и их сверстники из общеобразовательных классов, но в щадящем режиме, с использованием коррекционных технологий дифференциации и индивидуализации обучения.
Такая организация учебного процесса (она, по условиям эксперимента, выдерживалась и в ДОУ) повышает уровень Я-концепции обучающегося: сильные дети утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Щадящий режим обучения и развития в дошкольно-школьном периоде, оздоровительная работа играют важную роль в поддержании работоспособности и учебной мотивации. Для этого на базе ДОУ оборудованы классы для учебных занятий первоклассников и уголки отдыха (мягкие диванчики, паласы, игрушки, фортепьяно). Школьный психолог проводит занятия по релаксации в комфортных для детей условиях. Привычная среда в родном детском саду позволяет быстрее адаптироваться к школьной жизни. В музыкальном зале ДОУ проводятся праздники и показываются для малышей кукольные спектакли. К ним в класс приходят из школы ребята – шефы. Вместе участвуют в коммунарских сборах, играют в игры, проводят конкурсы, ходят в походы.
На совместных заседаниях методического объединения (МО) педагоги знакомятся с современными образовательными технологиями, методиками Кивина А. Г., Лысенковой С. Н., Ямбурга Е. А., Лалаевой Р. Н. и др. Учителя школы и специалисты ДОУ работают по пособиям, созданным в институте коррекционной педагогики. Действует школа наставничества, которая имеет свою программу. В рамках сотрудничества с ДОУ проходит взаимопосещение уроков и занятий.
С созданием логопедических и коррекционно-развивающих групп (КРГ) результат обучения значительно возрастает. Раннее коррекционное воздействие дает положительную динамику. Дети – участники эксперимента – быстрее осваивают программу на этапе начального обучения и способны обучаться по программе общеобразовательного класса, показывая хорошие результаты.
Дети, не испытавшие на себе коррекционного влияния в дошкольном возрасте, нуждаются в более длительной по времени коррекции. Будучи вовлеченными в коррекционно-развивающий процесс на школьном этапе обучения, они тоже осваивают программу начальной школы, успешно адаптируются в новой социальной среде и подтверждают свои знания, полученные в коррекционных классах.
У таких детей поддерживается высокая учебная мотивация, они менее агрессивны, более открыты для общения, адекватны в социуме. Данное пособие является не столько коллективной монографией, сколько сборником диагностических и в большей степени психокоррекционных материалов, представляющих собой авторские разработки, апробированные в течение десятилетия существования в школе № 51 г. Рязани коррекционного отделения.
Лучшей наградой для авторов является информация о том, что учащиеся классов КРО часто в более старших классах (6–8) переходят в классы общего направления, успешно оканчивают школу, поступают в вузы и средние специальные заведения. Авторы выражают благодарность директору средней школы № 51 г. Рязани, включенной в число лучших школ РФ, заслуженному учителю РФ, кандидату педагогических наук Ольге Николаевне Маслюк, стоящей во главе школы со дня ее основания.
Т. Н. Гордеюк, учитель высшей квалификационной категории,
заместитель директора школы № 51 г. Рязани
по классу коррекционного обучения;
Ю. В. Егошкин, педагог-психолог школы № 51 г. Рязани,
профессор, доктор психологических наук;
Л. И. Егошкина, отличник образования РФ,
филолог и дефектолог
Содержание
Введение 3
Урочные формы деятельности педагогов КРО 8
Л. В. Комкова
Новые пути организации речевой деятельности на логопедических занятиях 8
Тема: Коррекция графических смешений букв В–Д (логопедическое занятие в 1 классе) 8
Т. Ю. Кузнецова
Тема: Знакомство с буквами Аа, Оо и звуками [а], [о] (логопедическое занятие для учащихся, не владеющих русским языком) 10
Т. Ю. Кузнецова
Тема: Развитие слуховых дифференцировок звуков [ж]–[з]. Коррекция смешений букв ж–з на письме (логопедическое занятие) 14
Т. Ю. Кузнецова
Тема: Дифференциация однокоренных слов и слов со сходно звучащими корнями (логопедическое занятие) 17
О. Н. Ларина, И. В. Родионова
Тема: Числовые выражения (интегрированный урок математики с элементами музыкотерапии во 2 классе) 21
О. Н. Ларина
Тема: «Что за прелесть эти сказки!». А. С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» (урок-обобщение во 2 классе) 26
Е. В. Кузнецова
Тема: По странам Европы (урок природоведения в 3 классе) 33
Н. В. Емельянова
Тема: сравни и скажи (урок риторики в 3 классе кро) 40
Е. В. Ялышева, О. В. Рубцов
Тема: поздравительные открытки (интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка) 45
М. С. Карпухина
Тема: правописание -н- и -нн- в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов (открытый урок русского языка) 50
Н. Л. Харитонова
Тема: равнинные и горные реки. Пороги (урок географии в 6 классе) 55
Н. И. Гурова
Игра на уроках географии в классах КРО 60
Тема: Гидросфера (обобщающий урок – смотр знаний по географии в 6 классе) 61
Л. И. Егошкина
Активизация мышления учащихся на уроках русского языка с использованием современных психологических технологий 63
Тема: Обобщение изученного о местоимении (урок – деловая игра в 6 классе) 64
Тема: Лексика и фразеология (итоговый урок-КВН в 6 классе) 72
Н. Л. Харитонова
Из опыта работы в классах КРО 83
Тема: Изучение Архимедовой силы (интегрированный урок в 7 классе) 85
Неурочные формы деятельности педагогов КРО 91
Н. А. Никишина
Тема: Осанка – стройная спина (занятие для родителей с целью ознакомления с методикой ЛФК) 91
О. С. Сорокина
Тема: Логоритмика как средство всестороннего развития детей в классах кро (урок ритмики) 102
О. С. Сорокина
Тема: бог не в силе, но в правде (занятие по факультативному курсу «основы православной культуры» в 5 классе) 109
О. С. Сорокина, О. В. Рубцов, Н. Т. Ходосова
Интегрированные занятия по народоведению с использованием изобразительной деятельности и пения в классах кро (авторская программа) 117
Н. И. Гурова
Тема: зимние забавы (внеклассное мероприятие в 7 классе) 119
О. С. Сорокина
Логоритмические приемы как средство всестороннего развития детей в классах КРО (факультативные занятия) 122
Т. Н. Гордеюк
Тема: Особенности развития интеллекта в подростковом возрасте (мастер-класс) 131
С. Н. Иващенко
Тема: Самооценка (РУС («разговор у свечи») для родителей) 137
М. С. Карпухина
Тема: Коллекция хороших манер (практикум: путешествие по театру) 140
Тема: Мама, папа и я – читающая семья (родительское собрание) 142
Е. Н. Питенина, Е. Ю. Корнеева
Тема: Хороший собеседник (обучающая станция) 146
Приложения 151
Психологические методики в структуре комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития 151
Исследование уровня развития словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичюне, 1984) 164
Программа по эстетотерапии 167
И. В. Родионова
Тема: Общие представления о музыкальной терапии 171
Н. Л. Харитонова
Разновидности коррекционных приемов на уроках математики в 5–6 классах КРО 176
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом