Родительский клуб в "Семейной гостиной" как эффективная форма взаимодействия с семьей: технология организации

Есть на складе
166 руб.
-10%
149,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3754
Авторы-составители Язынина Т.Б.
Издательство Учитель, 2024
Серия Для воспитателей ДОО
ISBN 978-5-7057-4802-0
Страниц 86
УДК 373.2
Штрихкод 9785705748020
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 64 г
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет главную задачу для педагогов и специалистов ДОО - это организация образования родителей дошкольников.
Предложенные встречи участников родительского клуба в "Семейной гостиной" - особая форма взаимодействия между участниками, воспитывающими взрослыми, предполагающая обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению их некоторых жизненных представлений.
Пособие раскрывает организацию родительского клуба через интерактивную форму "Семейной гостиной", основанную на целенаправленном и системном взаимодействии всех субъектов образовательного пространства.
Предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования, психологам и другим специалистам ДОО для использования в учебных целях.

Подробное описание

Технология организации родительского клуба в Семейной гостиной

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Социальная грамотность – важный феномен сознания.

«Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Вклады матери и отца в развитие ребёнка трудно переоценить!  Мудрая, проверенная веками народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного оберегающего родительства: “На плечах отца держится мир”, “Материнская молитва со дна моря поднимет”». (Е. С. Евдокимова.) Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических и пр. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива образовательной организации не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. При взаимодействии с семьёй должны учитываться современные подходы к этой проблеме. Главная задача ФГОС ДО, поставленная перед работниками дошкольной организации, – образовывать родительскую общественность.

«Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребёнка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка». (Е. С. Евдокимова.)

К сожалению, в практике работы детского сада с семьёй преобладает ограниченное взаимодействие педагогов и родителей, реже поддерживающее и развивающее. Среди разнообразных форм взаимодействия педагогов детского сада с родителями одной из наиболее популярных является родительский клуб.

«Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов), клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду». (Е. С. Евдокимова.)

Семейная гостиная – форма свободного общения семей воспитанников и педагогов.

Гостиная – это комната, в которой принимают гостей, и одновременно сам процесс приёма гостей. Здесь собираются для общения и во имя общения. В семейной гостиной принимать гостей желательно хозяину и хозяйке (супружеской паре). «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то весёлые истории, вспоминают события, с ними происходившие». (Е. С. Евдокимова.)

Результатом работы родительского клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счёт активного и творческого участия в процессе мероприятия всех участников.

Критериями эффективности деятельности специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями воспитанников в форме встреч родительского клуба в Семейной гостиной явились:

1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю и психологу организации как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.

2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи встреч родительского клуба. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями психолого-педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством организации. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

4. Изменение представлений родителей о воспитании дошкольников.

Программа работы родительского клуба в рамках встреч в Семейной гостиной «Родители дети любовь» предназначена для работы педагогов-психологов, воспитателей и учителей, стремящихся к установлению позитивного взаимодействия с родителями воспитанников и учащихся, формированию взаимопонимания между членами семьи и подведению родителей к пониманию позиций ребёнка в межличностных отношениях в семье. Программа представлена в разнообразных формах проведения встреч: игротеки, дискуссионные вечера, семинары-практикумы, совместное творчество, деловые игры, практикумы. Удобство программы  заключается в том, что ее можно трансформировать и компоновать, парциально используя те или иные игры и упражнения, под определённую проблему и тему. Использование отдельных элементов из предложенных вариантов встреч родительского клуба в дополнение своего стиля и манеры проведения семейных вечеров открывает широкие возможности по созданию новых планов проведения встреч с родителями детей.

При реализации данного вида деятельности необходимо знать возрастные особенности развития детей, владеть техниками диагностики, педагогическими технологиями, грамотно анализировать и интерпретировать результаты, владеть навыками психолого-педагогического консультирования и проведения тренинга, уметь находить общий язык с широкой аудиторией, быть корректным в общении с воспитанниками, их законными представителями, родителями, коллегами, грамотным специалистом в области возрастной и общей психологии и педагогики.

Содержание

Технология организации родительского клуба в Семейной гостиной    3

Родительский клуб в Семейной гостиной. Содержание деятельности    12

Деловая игра «Стили поведения и методы воспитания»    12

Практикум «Память должна трудиться»    19

Игротека для родителей «В мире детства»    28

Игротека «Родители – дети – любовь»    38

Совместное творчество родителей, детей и педагогов – «Рисование волшебными красками».    42

Семинар-практикум «Самооценка важнейший фактор успешной жизненной позиции».    45

Приложения    55

Приложение 1. Материал для оформления Семейной гостиной для встреч родительского клуба    55

Приложение 2. Сообщение по теме «Детско-родительские отношения  в современных семьях»    68

Приложение 3. Опросник на исследование взаимоотношений ребёнка  в семье «Почта»    73

Приложение 4. Анкета «Наказания и поощрения»    75

Приложение 5. Анкета для родителей для выявления межличностных конфликтов    77

Приложение 6. Опросник для родителей и педагогов в начале года  по содержанию работы родительского клуба    81

Приложение 7. Опросник для родителей и педагогов в конце года по результатам работы родительского клуба    82

Литература    84

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.