Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы: технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь - февраль
Код | 6309/2 |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2017 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-4812-9 |
Страниц | 306 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705748129 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 13 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 433 г |
Каждая технологическая карта содержит комплекс действий на уровне воспитателя по сопровождению деятельности детей и действий на уровне ребенка по освоению содержания всех образовательных областей. Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития дошкольников, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования по формированию предпосылок образовательной деятельности.
Предназначено педагогам и руководителям ДОО, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Пособие является частью УМК и подробно раскрывает раздел организованной образовательной деятельности сборника "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Декабрь - февраль. Старшая группа" (Волгоград: ООО "Издательство "Учитель").
Подробное описание
Введение
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Обязательным элементом образа жизни и занятий для старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) с целью формирования целостной картины мира. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
У пятилетнего ребенка появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления – наглядно-образное, то есть операция не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления – способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.
Одна из важнейших предпосылок образного мышления старшего дошкольника – игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане – воображении – также одно из главных новообразований этого периода.
В возрасте 5–6 лет происходит скачок в развитии словесно-логического мышления. Благодаря становлению словесно-логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный переход от суждений, обусловленных конкретными образами, к логическим выводам, основанным на значении слов.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Высшей формой самостоятельности старших дошкольников является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, конструировании, словесное творчество. Все это – обязательные элементы занятий со старшими дошкольниками в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает во время занятий в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.
Главное содержание каждого занятия – это организация общения старших дошкольников в форме делового сотрудничества, совместной игровой деятельности. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями.
Сюжетно-ролевая игра в 5–6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений, формируя устойчивые игровые объединения из 3–4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Необходимо помнить, что в 5–6-летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.
В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Автор-составитель пособия предлагает педагогу ДОО выстроить планирование организованной образовательной деятельности с помощью технологических карт, своего рода алгоритма организованной деятельности, обладающего высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующего достижению планируемого педагогом результата.
В пособии представлены технологические карты занятий со старшими дошкольниками, разработанные по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, согласно которой планирование образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуру технологических карт включены пальчиковые игры, физкультурные минутки, сюжетно-ролевые игры, мнемотаблицы по развитию речи, описание опытов и экспериментов, которые соответствуют теме занятия.
Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно планировать деятельность, то есть составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время. Планирование деятельности может меняться в соответствии с видом дошкольной организации. К основным задачам могут добавляться приоритетные или коррекционные, разрабатываться соответствующее содержание работы.
Любое планирование носит творческий характер. Содержанием работы, отраженным в технологической карте, определяется личностный потенциал педагога. Предлагаемые в пособии технологические карты организованной образовательной деятельности являются лишь рекомендацией и не должны ограничивать творчество воспитателя детской образовательной организации.
Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.
Содержание
Введение 3
Технологические карты комплексных игровых занятий на декабрь 6
Модуль 1. Зимние забавы 6
Тема: Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «На горке» 6
Тема: Составление предложений по картине «Зимние забавы» 8
Тема: Рисование на тему «Зимние забавы» 10
Тема: Конструирование домика для снеговика с помощью разных геометрических фигур 13
Тема: Юные спортсмены 14
Тема: Упражнение с мячами под украинскую народную мелодию (в обр. Р. Рустамова) 16
Тема: Аппликация на тему «Лыжник» 18
Тема: «Мороз Красный нос» 20
Тема: Беседа о спортивном инвентаре для зимних видов спорта 22
Тема: Рисование сюжетной картинки «На катке» 24
Тема: Слушание музыкального произведения «Зима» (муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева) 26
Тема: Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая игра «Поварята» 27
Тема: Занятие с флажками 30
Модуль 2. Новый год спешит к нам в гости 32
Тема: Чтение и обсуждение выборочных глав рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» 32
Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [с], [ш] 33
Тема: Рисование иллюстрации к сказке «Буратино» 36
Тема: Конструирование домов. Проект «Микрорайон» 38
Тема: Спортивные рыбки 41
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Полька» (чешский народный танец) 42
Тема: Лепка на тему «Танцующие человечки» 44
Тема: Лепим снеговика 46
Тема: Беседа о том, как праздновали Новый год в старину 47
Тема: Рисование на тему «Зимний пейзаж» 50
Тема: Слушание песенки «Полька» (муз. М. Глинки) 52
Тема: Дидактическая игра «Четырехугольник» 53
Тема: Охотники и зайцы 55
Модуль 3. В гости елка к нам пришла 57
Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег» 57
Тема: Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений о зиме 59
Тема: Рисование на тему «Приметы зимы» 62
Тема: Конструирование елки из конусов 64
Тема: Хитрая лиса 66
Тема: Песенное творчество. Разучивание песни 68
Тема: Аппликация на тему «Новогодняя елка» 69
Тема: Гонки на санках 71
Тема: Роль леса, деревьев в природе 73
Тема: Рисование плаката на тему «Охраняй природу!» 76
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах 79
Тема: Календарь 80
Тема: Спасаем Колобка 84
Модуль 4. Новый год – встали дети в хоровод 85
Тема: Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка» 85
Тема: Составление рассказа по картинке «Новогодний хоровод» 88
Тема: Рисование новогодней открытки 91
Тема: Конструирование по рисунку башни с часами (курантами) 93
Тема: Цыплята и сокол 95
Тема: Музыкально-ритмические навыки. Танец Снегурочки и снежинок 97
Тема: Лепка «Снегурочка» 98
Тема: Зимняя эстафета 100
Тема: Знакомство с театром и театральными профессиями 101
Тема: Рисование кукольных костюмов к новогоднему утреннику 104
Тема: Музыкально-ритмические движения. Разучивание песни 106
Тема: Дни недели 108
Тема: Эстафеты снеговика 111
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ игровых ЗАНЯТИЙ НА ЯНВАРЬ 113
Модуль 1. Приметы матушки Зимы 113
Тема: Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» 113
Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [з], [ж] 115
Тема: Рисование на тему «Что мне больше понравилось на новогоднем празднике» 117
Тема: Конструирование домика Деда Мороза 119
Тема: Делаем зарядку 121
Тема: Исполнение песни «Где зимуют зяблики?» 123
Тема: Лепка на тему «Новогодняя елочка» 125
Тема: Зимние гонки 127
Тема: Знакомство с жизнью диких животных в лесу (медведь, лиса, заяц). Дидактическая игра «Отгадай следы» 128
Тема: Рисование животных в зимнем лесу 132
Тема: Слушание музыкального произведения «Дед Мороз» 134
Тема: Число и цифра 9. Дидактическая игра «Назови следующий день недели» 136
Тема: Сильные и ловкие 138
Модуль 2. Зимняя олимпиада 140
Тема: Чтение литературной сказки Т. Александровой «Домовёнок Кузька» 140
Тема: Составление описательного рассказа по картине «В зимнем парке» 143
Тема: Рисование иллюстрации к сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузька» 146
Тема: Конструирование катка 148
Тема: Северный олень 150
Тема: Песенное творчество. Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» 151
Тема: Аппликация «Чудесные снежинки» 153
Тема: Лыжники 155
Тема: Знакомство с профессией спортивного тренера и различными видами зимних видов спорта 157
Тема: Рисование на тему «Я спортсменом стать хочу» 159
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах 162
Тема: Измерения. Дидактическая игра «Каких снежинок больше» 164
Тема: На зарядку стройся в ряд 166
Модуль 3. Зимняя природа 168
Тема: Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» 168
Тема: Рассматривание картины «Зимний лес» и составление рассказа по ней 169
Тема: Рисование по собственному замыслу на тему «Зимний лес» 172
Тема: Конструирование саней для Снегурочки и Деда Мороза 174
Тема: Пусть болезни нас боятся 176
Тема: Музыкально-ритмические навыки. Танец «Дружные пары» 177
Тема: Лепка белого медведя 179
Тема: Лыжный кросс 181
Тема: Сутки. Части суток 183
Тема: Рисование на тему «Дети гуляют зимой на участке» 185
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах 187
Тема: Число и цифра 0. Дидактическая игра «Украсим снежинками елку» 189
Тема: Мы занимаемся спортом 191
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ игровых ЗАНЯТИЙ НА ФЕВРАЛЬ 193
Модуль 1. Как живут звери зимой 193
Тема: Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы) 193
Тема: Составление предложений по картинкам «Дикие животные в зимнем лесу» 195
Тема: Рисование на тему «Зайчик в зимнем лесу» 198
Тема: Конструирование берлоги для медведя из природных материалов 200
Тема: Звериная зарядка 202
Тема: Музыкально-ритмические навыки. Дидактическая игра «Медведь» 204
Тема: Аппликация на тему «Грибочки для бельчонка» 206
Тема: Зимние виды спорта 208
Тема: Беседа о профессиях врача, полицейского, космонавта, военного, спасателя, о том, что их деятельность напрямую связана с каждодневным риском 209
Тема: Рисование на тему «В цирке» 212
Тема: Упражнение на развитие слуха и голоса. Исполнение песни «Зима» 214
Тема: Число 10. Дидактическая игра «Составь фигуру» 215
Тема: Утренняя зарядка 218
Модуль 2. Герои нашей страны 220
Тема: Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства» 220
Тема: Беседа на тему «Моя любимая игрушка» 222
Тема: Рисование на тему «Моя любимая игрушка» 224
Тема: Конструирование пожарной машины 227
Тема: Веселая зарядка 229
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Маленький марш» (муз. Т. Ломовой) 231
Тема: Лепка на тему «Пограничник с собакой» 233
Тема: Зимние забавы 235
Тема: Беседа об истории Российской армии 236
Тема: Рисование на тему «Героическая профессия» 239
Тема: Слушание песенки «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара) 241
Тема: Месяц. Дидактическая игра «Распредели геометрические фигуры на группы» 243
Тема: Смелые и ловкие спортсмены 246
Модуль 3. Наша армия 248
Тема: Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Беседа о тех, кто является защитником нашей Родины 248
Тема: Составление предложений о Российской армии 250
Тема: Рисование на тему «Солдат Российской армии» 252
Тема: Конструирование по рисунку башни часового 254
Тема: Спортивные ребята 256
Тема: Песенное творчество. Разучивание песни «Барабан» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой) 258
Тема: Аппликация на тему «Танк» 259
Тема: Зимние игры 261
Тема: Русские богатыри 262
Тема: Рисование на тему «Солдат – герой» 265
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. Разучивание песни «Смелый пилот» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) 267
Тема: Измерение объема и длины. Дидактическая игра «Сосчитай кораблики» 268
Тема: Жучок делает зарядку 271
Модуль 4. Праздник 23 февраля 273
Тема: Чтение и обсуждение сказки «Финист – Ясный сокол» (в обр. А. Платонова) 273
Тема: Рассматривание сюжетных картинок «Защитники Родины» и составление рассказа по ним 275
Тема: Рисование поздравительной открытки к 23 февраля 277
Тема: Конструирование модели разводного моста 279
Тема: Веселые снежинки 281
Тема: Музыкальная игра «Летчики на аэродроме» 283
Тема: Лепка «Танк» 284
Тема: Эстафеты на санках 286
Тема: Беседа на тему «Откуда “пришел” стол?». Знакомство с профессиями мебельщиков 288
Тема: Рисование предметов мебели по выбору 291
Тема: Музыкально-ритмические движения. «Задорный танец» (муз. В. Золотарёва) 294
Тема: Измерение объема жидкости. Дидактическая игра «Сколько зверей пришло в гости?» 295
Тема: Спортивные уроки 298
Литература 300
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом