Справочник педагога-психолога школы
Код | 2334 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь школьному психологу |
ISBN | 978-5-7057-4795-5, 978-5-7057-6157-9 |
Страниц | 174 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705747955, 9785705761579 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 253 г |
Предложенные материалы помогут педагогам совершенствовать свою профессиональную компетентность, успешно и оперативно подготовиться к аттестации, руководителям образовательных организаций позволят создать современную модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Адресовано не только педагогам-психологам, но и администрации образовательной организации, заинтересованной в создании психологически безопасной образовательной среды и обеспечении психологической безопасности личности всех субъектов образовательной деятельности, полезно специальным педагогам-психологам, дефектологам, руководителям образовательных организаций для обучения лиц с ОВЗ.
Подробное описание
Современное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к качеству образования. На сегодняшний день все более заметной становится тенденция, выражающая следующее противоречие: организация образовательного процесса отстает от изменений в приоритетных целях и содержании образования, тем самым тормозя прогрессивные изменения образовательной практики.
Эффективным средством разрешения данного противоречия является психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений с учетом качественно изменившихся запросов образовательной практики. Изменились образовательные задачи, формы организации образования, контингент обучающихся. Кроме того, в школьной жизни, как в капле воды, отражаются все новые социальные тенденции, меняя психологическую ткань взаимоотношений в школе.
В современном образовании меняется парадигма профессиональной деятельности педагога-психолога, возникает необходимость трансформации традиционной модели психологического сопровождения обучающихся с ориентацией на: во-первых, закономерности возрастного развития, во-вторых, создание индивидуальных траекторий развития, индивидуального своеобразия, в-третьих, на специфику социальных условий протекания разных видов деятельности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Важно, чтобы в погоне за инновациями в образовании не был потерян основной ориентир, определяющий направленность всех профессиональных усилий, – личность обучающегося. Умение замечать и понимать внутренние побуждения ученика, направленность его потребностей и интересов дает возможность педагогу обеспечить развивающий характер образования, индивидуализировать формы и способы педагогического взаимодействия.
Усилия педагога-психолога должны быть направлены на создание такой среды в школе, которая предполагает:
- анализ тенденции развития личности обучающегося и характера его повседневных взаимоотношений;
- определение степени осуществления поставленных образовательных задач;
- психологическое осмысление профессионального опыта с позиций его влияния на обучающегося;
- осуществление мониторинга качества освоения учениками содержания образования;
- своевременное выявление трудностей конкретного ученика и оказание ему адресной помощи в их преодолении, с корректированием системы используемых технологий, методов и приемов.
В целом таким образом обеспечивается индивидуализация образования. А педагог-психолог, говоря словами Б. Асмолова, выступает как «специалист по неодинаковости».
В настоящем пособии представлены материалы, которые могут послужить основой для педагога-психолога при проектировании собственной профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта.
В основу разработки пособия положен личностно-деятельностный принцип, являющийся одним из основных в отечественной психологии. Мы исходим из того, что качество образовательного процесса определяется характером деятельности обучающихся, которая организуется с учетом их личностных и индивидуальных особенностей.
В пособии реализованы идеи М. Р. Битяновой, которая определила основные проблемы и приоритеты трансформации психологической службы в школе, давая новое понимание предмета, задач, ценностей и средств профессиональной деятельности, заложив тем самым основу новой модели профессиональной деятельности педагога-психолога, а именно:
- психолог отвечает не только за психологическое обеспечение образовательного процесса, но и участвует в нем, так же, как и учитель, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- потребность в психологическом обучении и просвещении связана с теми или иными актуальными школьными ситуациями, специфическими проблемами, новыми достижениями психологической науки и практики, исследовательской деятельностью педколлектива в определенном направлении;
- от педагога-психолога требуются навыки и умения, связанные с организацией процессов консультирования, коррекции и развития детей разного возраста и взрослых в индивидуальной и групповой формах, в работе с семьей, командой, аудиторией;
- психолог проводит психологическую экспертизу педагогических программ;
- осуществляет психологическое обучение и просвещение, что предполагает как специальные научные знания, так и ораторские, преподавательские навыки, навыки менеджмента, управления процессами развития организации;
- проявляет готовность к исследовательской деятельности, умение работать с теоретической литературой;
- психолог должен владеть навыками конфликтологической работы;
- создание единого функционала педагога-психолога во всех школах нецелесообразно и даже вредно с точки зрения дальнейшего развития практической психологии в образовании; определение границ профессиональной деятельности, выбор тех видов деятельности, которые будет осуществлять психолог, – дело директора школы и психолога;
- педагог-психолог не защищает ребенка от школы, а становится одним из специалистов школы, решающим с помощью своих профессиональных средств, с опорой на свою профессиональную этику задачи, стоящие перед образовательным учреждением в целом. Его деятельность разворачивается на основе концепции и программы школы, в рамках ценностей этой школы и существующей в ней образовательной среды, его деятельность определяется образовательными целями и задачами;
- педагог-психолог позиционирует себя как часть образовательной системы, в которую погружается ребенок значительной частью своего субъективного мира для культурного преобразования и наращивания этого мира; предметом его профессиональной заботы является «ребенок учащийся», «ребенок образующийся», например, формирование у него образовательных компетенций, культурных способов мышления или саморегуляции;
- образованием востребованы «психологи-прикладники»: специалисты по психодидактике, современным методикам обучения детей с разными особенностями развития.
Пособие адресовано не только педагогам-психологам, но и администрации образовательной организации, заинтересованной в создании психологически безопасной образовательной среды и обеспечении психологической безопасности личности всех субъектов образовательной деятельности.
Содержание
Введение 3
Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога-психолога 5
ТЕНДЕНЦИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
Характеристика психического развития в младшем школьном возрасте 6
Характеристика психического развития в подростковом возрасте 15
Характеристика психического развития в период ранней юности 23
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
Психологическая готовность к школьному обучению 32
Преодоление негативных тенденций в поведении первоклассников 39
Психологическая адаптация первоклассников к обучению в школе 49
Психологическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении 56
Психологические технологии в работе с младшими школьниками 70
Психогимнастика 74
Формирование универсальных учебных действий (УУД) 75
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 78
Развитие критического мышления. 92
Сравнительная характеристика критического и творческого видов мышления 92
Психологические принципы творческого мышления в группе 94
Развитие критического мышления у подростков 94
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 97
Признаки риска личностному самоопределению в ранней юности 97
Психологическая программа развития личностного самоопределения у юношей и девушек 97
Практикум по самопознанию для обучающихся 10–11 классов 100
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 118
Школьные трудности детей с ОВЗ 118
Психологическая помощь обучающимся с задержкой психического развития 121
Система задач по развитию психических функций у младших школьников с ЗПР 125
Психологическая помощь обучающимся с аутизмом 126
Организация общения с обучающимися с аутизмом 126
Психологическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания (СДВ) и гиперактивностью (Г) 136
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НАСИЛИя 138
Психическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства 138
Детская беспризорность 140
Виды насилия над детьми 141
Общая модель консультирования детей, ставших жертвами насилия 144
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ 147
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 152
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 154
Основные понятия теории одаренности 154
Трудности одаренных детей 157
Принципы управления развивающим потенциалом образовательной среды, в которой находится одаренный ребенок 159
Модель деятельности педагога-психолога по поддержке одаренных обучающихся 160
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ 162
Различия в профессиональных позициях педагога и психолога 162
Рекомендации по организации психологического анализа урока 162
Анализ развития познавательных способностей обучающихся на уроке 163
Примерная программа наблюдений на уроке 165
Примерная схема анализа урока в классе для детей с ОВЗ 166
Общая схема наблюдения за поведением учителя на уроках 168
Основы конфликтологии и командного взаимодействия 169
Программа создания коллектива 170
ЛИТЕРАТУРА 172
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом