Литература. 11 кл. Филологический анализ художественного текста. Элективный курс

Снято с продажи
Код 997а
Авторы-составители Арисова И. В.
Издательство Учитель, 2006
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1120-4
Страниц 98
Штрихкод 7985705711204
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 68 г
Настоящее пособие содержит программу элективного курса по литературе "Филологический анализ художественного текста" для подготовки учащихся 11 классов гуманитарного профиля. Представленный материал дополняет содержание базового курса, что позволяет удовлетворить познавательные потребности старшеклассников, а также способствует формированию у них практических умений и навыков: самостоятельно определять особенности художественной формы и формулировать тему и идею произведения, анализировать лексический строй произведения, фонику и мелодику стихотворения, синтаксические конструкции, понимать настроение и эмоциональное состояние героя и т. д.
Пособие предназначено учителям литературы; может быть полезно выпускникам общеобразовательных учреждений и абитуриентам.

Подробное описание

Предметом курса, адресованного учащимся 11 классов гуманитарного профиля, является практика филологического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной [1; 15]* и сочетает два подхода к анализу текстов – интертекстуальный и имманентный.

В имманентном анализе по методике М. Л. Гаспарова выделяется несколько уровней: верхний (идейно-образный) – идеи и эмоции, образы и мотивы; средний (композиция и стиль) – поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство; нижний (фоника) – метрика, ритмика, строфика, звукопись (аллитерация и ассонанс). Ведущим в данной методике признается верхний уровень – идеи и образы, воспринимаемые читателем.

Интертекстуальный подход к анализу поэтического произведения позволяет разомкнуть границы стихотворения, связать его с многообразием других литературных текстов, с мифологией, символикой, культурологией, историей, философией.

С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных, элементов стихотворного произведения к его содержательно-смысловой и символической стороне.

Основные задачи курса: обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература», углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти, расширение культурного кругозора, активизация правополушарной стратегии мышления, развития литературно-творческих способностей, подготовка к экзаменационному сочинению, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

– определение жанра произведения;

– определение тропов и стилистических фигур;

– знание их функций в поэтической речи;

– освоение литературоведческой терминологии;

– знание основных стихотворных размеров.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

– узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

– выявление их функции в художественном произведении;

– определение особенностей художественной формы;

– самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

– соотнесение формальных элементов текста с содержанием;

– определение композиционных особенностей текста;

– анализ лексического строя произведения, фоники и мелодики;

– определение ведущих мотивов произведения;

– анализ синтаксических конструкций;

– установление литературных параллелей с другими произведениями;

– понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.

Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого, культурологического аспектов.

Алгоритм филологического анализа текста:

1) определение стилевой принадлежности текста;

2) анализ семантического пространства;

3) выявление ключевых слов;

4) анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;

5) анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения;

6) анализ эмотивного пространства;

7) выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);

8) выявление и характеристика текстообразующих элементов: логико-семантических связей, грамматических;

9) характеристика приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант);

10) своеобразие лексических единиц;

11) особенности синтаксических структур;

12) особенности порядка слов;

13) использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.

Представленный материал отражает опыт авторской интерпретации художественных текстов разных жанров и стилей.


* См.: Литература, с. 96.

Содержание

Пояснительная записка    3

Анализ поэтического текста    11

Стиховторение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (интерпретация)    11

Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» (интерпретация)    14

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака»    15

Стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала…» (интерпретация)    17

Стихотворение И. А. Бунина «В Альпах» (лингвистический анализ)    18

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер»    21

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель»    24

Стихотворение А. А. Блока «Русь»    26

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу»    28

Стихотворение С. А. Есенина «Заметался пожар голубой…» (интерпретация)    30

Стихотворение С. А. Есенина «Пускай ты выпита другим…»    32

Стихотворение С. А. Есенина «Русь» (интерпретация)    34

Стихотворение А. Блока «Россия» и С. Есенина «Запели тёсаные дроги…» (сравнительный анализ)    36

Стихотворение В. Я. Брюсова «Сонет к форме»    39

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»    41

Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…»    43

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»    46

Стихотворение В. В. Маяковского «Лиличка!» (интерпретация)    49

Стихотворение В. В. Маяковского «Сергею Есенину» (восприятие, истолкование, оценка)    51

Стихотворение А. Т. Твардовского «Вся суть – в одном-единственном завете»    55

Анализ произведений малой формы    57

Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки» (восприятие, истолкование, оценка)    57

Рассказ И. А. Бунина «Холодная осень»    60

Рассказ И. А. Бунина «Качели» (интерпретация)    62

Рассказ В. В. Набокова «Тяжелый дым» (восприятие, истолкование, оценка)    65

Анализ эпизода художественного произведения    70

Сон Татьяны (из V главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)     70

Сон Обломова (из IX главы романа И. А. Гончарова «Обломов»)    73

Совет в Филях (из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: т. 3, ч. 3, гл. 4)    77

Сцена дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»    80

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (из 13-й главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)    83

Допрос во дворце Ирода Великого (из 2-й главы романа «Мастер и Маргарита»)    85

Легенда о Ларре (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»)    88

Кошевой в доме Мелеховых (из романа М. Шолохова «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 2)    90

Возвращение Григория Мелехова на хутор (финал романа М. Шолохова «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 18)    93

Литература    96

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.