Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет
Код | 888д |
Составители | Власенко О. П. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Дошкольное воспитание |
ISBN | 978-5-7057-1887-0 |
Страниц | 411 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705718870 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 17 (мм) |
Вес | 293 г |
Предлагаемый материал позволит воспитателю формировать нравственный мир ребенка, развивать его художественно-эстетический вкус, творческие способности.
Предназначено воспитателям, музыкальным руководителям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования центров детского творчества; может быть полезно учителям начальных классов и организаторам внеклассной работы школ.
Подробное описание
Введение
Художественно-эстетическое воспитание ребенка... Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.
Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.
Надо отметить, что художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.
Нельзя не согласиться, что художественно-эстетическое воспитание непосредственно связано с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в художественно-эстетическом воспитании являются:
- эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
- стремление сопереживать чужую радость и печаль;
- активные попытки преобразовать быт, хотя бы и в игре;
- желание участвовать в посильных действиях;
- способность радоваться успехам других.
Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребенка педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений. В связи с этим автор-составитель предлагает такие нестандартные формы организации работы, как музыкальные сказки, вокально-танцевальные игры, вокальные оперы, водевили.
Несомненно, что игры-драматизации, сказочные и инсценированные представления, театрализованные игры, основанные на творчестве и импровизации детей, делают процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но более интересным, эмоциональным, что дает возможность педагогу формировать нравственный мир детей, развивать их художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности.
Таким образом, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов, в том числе и в процессе театральной деятельности дошкольников.
Предлагаемое пособие раскрывает специфику этих процессов через тесное единство эстетического с другими сторонами восприятия, динамику формирования нравственных качеств личности ребенка.
Поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают вокально-танцевальные игры, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.
Для удобства использования материала в практической деятельности педагогов данное пособие содержит два раздела:
- первый раздел посвящен музыкальным сказкам, детским операм, водевилям, вокально-танцевальным играм;
- во втором разделе представлены сценки, инсценировки русских народных сказок, сценарии театральных постановок по мотивам любимых детьми авторских произведений с дорогими сердцу дошкольников и близкими героями, а также театральные игры.
Сценарии написаны с учетом возрастных и психологических особенностей среднего и старшего дошкольного возраста, базируются на сюжетной основе, где основными действующими лицами становятся дети в образе знакомых персонажей.
Принципиально важно не оставить безучастным ни одного ребенка, каждый должен получить пусть небольшую, но незаменимую роль.
Содержание предлагаемых сценариев создает возможность через эмоциональные переживания способствовать становлению нравственной позиции ребенка: воспринимать прекрасное, беречь красоту природы, активно «бороться» со злом, творить добро самому.
Таким образом, представленные разработки и детские сценарии являются средством художественно-эстетического воспитания, предполагают особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а также к дальнейшему развитию его творческих способностей.
Надеемся, что предлагаемый материал поможет педагогам, а также музыкальным руководителям и режиссерам детских театральных постановок, мюзиклов, инсценировок и картинок успешно организовать систематическую практическую работу по развитию и воспитанию детей через их активную театральную деятельность, а праздники и развлечения сделать для малышей незабываемыми.
Пусть с вашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
Г. Попова
Содержание
Музыкальные сказки, детские оперы, водевили, вокально-танцевальные игры 7
Ухти-тухти (музыкальная сказка для пения под аккомпанемент фортепиано по мотивам одноименной сказки Беатрисы Поттер; музыка Г. Портнова, сценическая композиция Э. Шима) 7
Самая красивая (музыкальная сказка; музыка О. Галахова; сценарий В. Степанова) 17
Что лучше? (музыка И. Якушенко, стихи М. Садовского) 22
Полянка (музыкальная игра-сказка; текст Н. Гернет, музыка Т. Вилькорейской) 30
Где зимует лето? (музыка А. Абрамова, сценарий М. Савельева) 37
Огниво (по сказкам Г.-Х. Андерсена; музыка С. Горковенко, либретто Р. Амировой-Горковенко, стихи Еф. Ефимовского) 42
Дело было в лесу (музыка и либретто Л. Олифировой) 54
Кому полезна ссора (музыка Л. Мерабова; сценарий и тексты песен В. Викторова) 60
Гадкий утенок (музыкальная сказка по произведению Г.-Х. Андерсена; сценарий Г. Крыловой, музыка А. Крылова) 64
Гуси-лебеди (музыка К. Волкова, сценарий по мотивам русской народной сказки Е. Благининой) 71
Кaк Арина и Акулина овес поливали (сценарий Ю. Николаева по мотивам одноименной русской народной сказки; текст песен Ю. Полухина, музыка С. Бодренко) 83
Красная Шапочка на новый лад (музыкальная сказка С. Макаровой, Л. Первухиной) 89
Айога (инсценировка и тексты песен И. Мазнина; по народной нанайской сказке в пересказе Д. Нагишкина; музыка В. Голикова) 108
Интересно будет тут! (игра-развлечение) 112
Бабушкина задача (по мотивам А. Босева; слова В. Викторова, музыка Л. Бирнова) 119
Дюймовочка (инсценировка С. Богомазова по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена, музыка А. Крылова, сценарий Г. Крыловой) 123
Как однажды крокодил в лес охотиться ходил (сценарий Ю. Николаева по мотивам сказки народа Гвинеи-Бисау; текст песен Ю. Полухина, музыка И. Арсеева) 131
Морской узел, или Девчонка-капитан (сценарий В. Степанова, музыка А. Бертрама) 137
В гостях у звезд (пьеса-сказка; стихи С. Богомазова, музыка В. Блока) 142
Девочка Весна (пьеса-сказка, стихи С. Богомазова, музыка А. Долуханяна) 147
Лиса-обманщица (пьеса-сказка, стихи С. Богомазова, музыка Е. Туманян) 154
Серебряные колесики (сценарий Л. Яхнина, музыка И. Ефремова) 161
У слоненка день рожденья (стихи Д. Самойлова, музыка Б. Чайковского) 177
Кукареку (опера, музыка Н. Карш, стихи и пьеса И. Токмаковой) 190
Горошинка (детская опера в двух картинах; музыка В. Витлина, либретто И. Демьянова) 196
Теремок (опера-сказка; музыка М. Красева, либретто по сказке С. Маршака) 200
Отъезд Буратино (водевиль, сценарий М. Лурье и З. Петровой; тексты песен З. Петровой; музыка А. Островского) 206
Урок пения (одноактный водевиль М. Лурье, З. Петровой; музыка А. Островского) 219
Как попугай Лори стал разноцветным (водевиль, сценарий М. Пляцковского и Ф. Шапиро; тексты песен М. Пляцковского, музыка М. Иорданского) 230
Зайка-выдумщик (водевиль, сценарий и текст песен М. Садовского, музыка Г. Гладкова) 239
Мы печем пирог (сценарий водевиля М. Лурье и З. Петровой; тексты песен З. Петровой, музыка А. Островского) 249
Репка (вокально-танцевальная игра; музыка Н. Голещанова, текст Н. Глейзарова и Г. Маляревского) 259
Почему заяц спит с открытыми глазами (музыкальная игра по мотивам африканской народной сказки; сценарий О. Герасимова, музыка Ю. Чичкова, тексты песен М. Либина) 268
Любишь кататься – люби и саночки возить (музыкальная игра, текст Б. Дубровина, музыка К. Волкова) 281
Репка на новый лад (музыкальная сказка) 288
В лесу (музыкальная сказка) 294
Сумка почтальона (музыкальная сказка) 298
Как начиналась вежливая песенка (музыкальная сказка) 306
Сценки-драматизации, инсценировки, русские народные сказки, театрализованные игры 311
Три мамы (инсценировка Е. Кузьминовой, стихи Е. Смирновой) 313
Кошкин дом (инсценировка по сказке С. Маршака) 315
Береги красу земли (современная сказка на экологическую тему) 339
Путешествие в каникулы (театрализованная игра) 344
Непослушный котенок (по мотивам сказки И. Белышева) 349
Репка (сказочное представление) 356
Девочка чумазая (игра-представление) 363
Гости ходят в огород (музыкальная инсценировка) 364
Мама и дочка 367
Чучело и лягушата (развлечение для детей средней группы) 369
Котенок и дети (игра для детей старшей группы) 372
Путешествие в страну сказок (театрализованное представление) 375
Зайкина избушка (русская народная сказка; музыка Т. Попатенко) 383
Перчатки (инсценировка по стихотворению С. Маршака, Е. Соковниной, музыка В. Герчик) 387
Ванька-Встанька (инсценировка по стихотворению С. Маршака; музыка Р. Рустамова – вариации на тему русской народной песни «Я рассею свое горе») 389
Курочка Ряба (русская народная сказка) 391
Колобок (русская народная сказка) 392
Елочка 395
Неуклюжий медвежонок (шуточная сценка И. Черницкой для проведения физкультурного досуга) 399
Капризуля (сценарий Т. Караманенко, С. Преображенского) 402
Литература 405
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом