- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Психологам и логопедам
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Психологам
- Коррекционная работа
Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 886д |
Авторы-составители | Иванова Н.Ф. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь психологу ДОО |
ISBN | 978-5-7057-2053-8 |
Страниц | 191 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705720538 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 4 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 142 г |
В пособии представлена система работы по преодолению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста, в которой использован опыт зарубежных и отечественных специалистов по данной проблеме, а также авторские наработки.
Предложен ряд действенных рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике страхов и тревожности у детей.
Пособие предназначено педагогам-психологам и воспитателям ДОО, специалистам ПМПК и ППМС-центров для использования в учебных целях; полезно родителям.
Подробное описание
Введение
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее время наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции.
Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний. Поэтому проблема фобий у детей и в настоящее время привлекает пристальное внимание ученых.
В возрасте 5–7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники могут бояться страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти. Страх смерти – этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных детей способность к отвлеченному мышлению.
Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере.
Дети описываемой возрастной группы легко возбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм.
Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок становится неспособным контролировать свои чувства, справляться с ними. Иногда он так устает от страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного («не знаю», «не умею», «у меня не получится»).
Из-за нерешенности проблем в области отношений со взрослыми сохраняется сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности.
Общение. Тревожный ребенок испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом несостоятельным.
Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов является менее стойким. Иерархия мотивов имеет отличное от нормы строение.
Самопознание и самооценка. Самооценка представляет собой конфликтное строение. С одной стороны – высокий уровень притязаний, с другой – неверие в свои силы.
Психологическая защита. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе. Психическая защита не выполняет свои функции.
Игра. Дети предпочитают одиночную игру коллективной, чаще активно избегают партнеров по игре. По своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка.
Страх уродует и мышление. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность.
Отношение окружающих воспринимается неадекватно, что говорит о мнительности ребенка. Описанные психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью.
Подавляющее большинство страхов обеспечено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Однако с поступлением ребенка в школу увеличивается вероятность проявления различных фобий. Это связано с появлением социально обусловленных отрицательных эмоций и ряда личностных образований, ведущих к возникновению неврозов, тревожности.
Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова (1988) утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, головокружения, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и т. д.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию коррекционно-развивающей программы. Программа включает в себя курс специальных занятий для детей 5–7 лет по преодолению тревожности и страхов.
В программе использован опыт зарубежных и отечественных специалистов в области детской психологии и педагогики, а также авторские наработки (беседы, сказки, ролевые игры, подвижные коррекционные игры, некоторые этюды психогимнастики и т. д.).
Обязательным условием коррекционной работы является сотрудничество педагогов с семьей. К сожалению, как показывает практика, возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей: семейные неурядицы, душевная черствость, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие страхов у самих взрослых. Поэтому с родителями проводится дополнительная работа: предварительные встречи, обсуждение проблем воспитания и совместное составление общего плана коррекционно-педагогических мероприятий, вырабатываются конкретные рекомендации по профилактике страхов. Родители привлекаются к участию в мини-тренинге и параллельно посещают занятия «Психологического практикума». Совместная игротерапия детей с родителями и старшими сестрами и братьями обеспечивает им эмоциональную разрядку, помогает снять или значительно уменьшить торможение, скованность и страхи боли, наказания родителями, ослабить напряженность во взаимодействии между взрослыми, старшими братьями и сестрами. Кроме того, в процессе игры дети могут «выяснить отношения» друг с другом, улучшить гибкость поведения, умение контролировать его в новой незнакомой обстановке.
Опыт показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители – совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, эта помощь будет по-настоящему эффективна.
Содержание
Введение 3
Коррекционно-развивающая программа 7
Технологический блок (методы и приемы коррекции тревожности и страхов у детей) 12
Игровая терапия 12
Рисуночная терапия 17
Психогимнастика 20
Аутотренинг 20
Релаксация 21
Психодрама 22
Куклотерапия 22
Эмоциональные качели 23
Телесная терапия 24
Танцевальная терапия 25
Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха 26
Диагностический блок 27
Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 27
Метод незавершенных предложений (тест Сакса Сиднея, адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ им. Бехтерева) 38
Тест «Дом – Дерево – Человек» 38
Методика по выявлению тревожности и страхов (Захаров А. И.) 43
Конспекты коррекционно-развивающих занятий 45
Занятие 1 45
Занятие 2 53
Занятие 3 63
Занятие 4 68
Занятие 5 76
Занятие 6 82
Занятие 7 88
Занятие 8 94
Занятие 9 99
Занятие 10 108
Занятие 11 115
Занятие 12 124
Занятие 13 130
Занятие 14 138
Занятие 15 142
Занятие 16 151
Занятие 17 156
Занятие 18 161
Занятие 19 168
Психолого-педагогические рекомендации родителям 172
Профилактика страхов у детей 172
Как вести себя с тревожными детьми 174
Как помочь ребенку преодолеть страхи 176
Приложения 182
Литература 189
Видео презентации
все видеоРекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Психологам и логопедам
- Психологам
- Коррекционная работа
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом