Психодиагностика детей в дошкольных организациях: тесты, методики, опросники

Акция
Временно отсутствует
342 руб.
-25%
256,50 руб.
Код 886
Авторы-составители Доценко Е. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-1430-8, 978-5-7057-4056-7, 978-5-7057-2758-2, 978-5-7057-5663-6
Страниц 318
УДК 372.21
Штрихкод 9785705740567, 9785705727582, 9785705756636
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 14 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 213 г
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить общение с ним. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Пособие представляет собой сборник разновозрастного диагностического инструментария, необходимого педагогам в условиях реализации ФГОС ДО: тесты, методики и опросники, позволяющие исследовать процессы образно-логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Умственные операции анализа и обобщения при диагностике готовности детей к школе помогут оценивать элементарные представления ребенка об окружающем мире, определять его умение рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.
Предназначено психологам ДОО, полезно воспитателям, специалистам дошкольной педагогики и родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация дошкольного образования направлена на повышение его качества. Одним из направлений модернизации, обеспечивающим достижения этой цели, выступает внедрение диагностической работы в образовательный процесс.

Качественное проведение диагностической работы в соответствии с ФГОС и ФОП ДО возможно при создании ряда условий: нормативно-правовых, организационных, методических и кадровых.

Целью психодиагностической работы является информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.

Приоритетным направлением психодиагностики, с одной стороны, является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой – определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту. По итогам комплексной диагностики выделяются группы психологически благополучных детей, а также детей, имеющих проблемы в развитии.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей для обучения в школе необходимо проводить за полгода – год. Это позволяет определить готовность детей к системному школьному обучению и при необходимости провести комплекс коррекционных занятий. Диагностике готовности к школе посвящен целый раздел данного пособия.

Всегда следует помнить, что любая методика тестирования дает субъективную оценку. выполнение каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, правильности инструкции, условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.

Данные диагностические методики могут быть применимы в практике специалистов дошкольного образования; рекомендованы для использования в учебных целях.

Содержание

Введение    3

Диагностика в работе психолога    5

Психодиагностика как психологическая дисциплина    5

Диагностический инструментарий педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения    17

Этические принципы и правила работы практического психолога образования    23

Что такое «психологическое тестирование»?    27

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ    33

Методика «Запомни и расставь точки»    36

Методика «Красно-черная таблица»    38

ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ    40

Методика «Придумай игру»    40

Методика «Придумай рассказ»    41

Методика «Нарисуй что-нибудь»    44

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ    45

Методика «Чего не хватает  на этих рисунках?»    45

Методика «Узнай, кто это»    47

Методика «Какие предметы спрятаны  в рисунках?»    49

Методика «Чем залатать коврик?»    52

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (образно-логическое мышление)    54

Методика «Нелепицы»    54

Методика «Времена года»    57

Методика «Исключение лишнего?» (предметный вариант)    59

Методика «Исключение лишнего» (словесный вариант)    61

Методика «Исключение понятий»    63

Методика «Кому чего недостает?»    64

Методика «Раздели на группы»    66

Наглядно-действенное мышление    69

Методика «Обведи контур»    69

Методика «Пройди через лабиринт»    73

Методика «Воспроизведи рисунки»    74

Методика «Вырежи фигуры»    77

Методика определения креативности (творческое мышление)    79

Методика «Определение понятий»    80

Методика «Сравнение понятий»    82

Тест Гилфорда (модифицированный)    84

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)    85

Субтест 2. Последствия ситуации    88

Субтест 3а. Слова модификация для детей 5–8 лет    89

Субтест 3б. Слова модификация для детей 5–8 лет    90

Субтест 4. Словесная ассоциация    92

Субтест 5. Составление изображений    94

Субтест 6. Эскизы    96

Субтест 7. Спрятанная форма    98

Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по Керну–Йирасеку)    99

Прогрессивные матрицы Равена    101

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ    105

Методика «Узнай фигуры»    105

Методика «Запомни рисунки»    107

Методика «Запомни цифры»    109

Методика «Выучи слова»    111

Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»    112

Тест для оценки непроизвольной зрительной памяти    114

Тест для оценки произвольной зрительной памяти    115

Тест для оценки оперативной вербальной памяти    116

Тест «Запомни фразы»    117

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию    118

диагностика речи    119

Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»    119

Методика «Расскажи по картинке»    122

Методика «Определение активного словарного запаса»    126

Методика «Назови слова»    130

ДИАГНОСТИКА ЛЕВОРУКОСТИ    131

В каком возрасте нужно определять  ведущую руку    131

Самые простые экспресс-способы диагностики леворукости    132

Тесты ф. Кречмера    133

Тесты М. Г. Князевой и в. Ю. Вильдавского    134

Тесты М. Озьяс    137

Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги    140

Несколько правил проведения  тестов рукости    141

Дети-амбидекстры    142

«Правополушарный или левополушарный?»    143

Самотестирование для детей младшего и среднего школьного возраста    143

Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки    145

Методика «Домик» (н. Н. Гуткиной)    147

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ    150

Методика проведения теста Керна–Йирасека    151

Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака    155

Методика «Определение мотивов учения»    175

Методика «Отношение ребенка  к обучению в школе»    178

Методика «Скульптура»    181

Анкета школьной мотивации    182

Методика «Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний»    184

Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т. А.)    186

Материал к методике «Беседа о школе»  (фронтальный вариант)    190

Методика изучения  психосоциальной зрелости детей, поступающих в 1 класс, по тестовой беседе    190

Методика Е. Е. Кравцовой «Да и нет не говорите»    194

Программа психолого-педагогической  диагностики готовности детей к обучению в школе (а. Л. Венгер и др.).    198

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ    210

Этапы развития изобразительного мастерства ребенка    211

Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов    217

Тест «Несуществующее животное»    219

Тест «Рисование семьи»    228

Методика «Дом – дерево – человек»    235

Методика «Человек под дождем»    260

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса    265

ПРОТЕСТИРУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА! (Тесты для родителей)    282

Экспресс-диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет    282

Тест для оценки уровня развития старших дошкольников Д. Чейли    285

Тест для детей 3-летнего возраста    291

Примерные ориентиры нормального развития ребенка    295

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ    298

Карта психологического изучения ребенка    298

Патопсихологическое обследование    301

Психологический паспорт ребенка    307

Особенности развития ребенка (анкета)    310

Литература    314

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.