Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал

Снято с продажи
Код 882к
Издательство Учитель, 2009
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-2082-8
Страниц 156
УДК 372.21
Штрихкод 9785705720828
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 109 г
В пособии представлен опыт совместной работы специалистов педагогического коллектива ДОУ (воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию) и их взаимодействия с родителями по созданию условий для комплексного подхода к воспитанию и обучению детей 2-4 лет с задержкой речевого развития. Предлагаемая модель коррекционно-педагогического процесса включает в себя организационно-методические рекомендации, диагностику, планирование, конспекты занятий и лингвистический материал.
Пособие предназначено воспитателям, логопедам, музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию; может быть интересно родителям.

Подробное описание

Введение

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии. Образовательный процесс в ДОУ для таких детей отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач коррекции речевых нарушений в ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания детей, недостаточным использованием коррекционно-педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Таким образом, возникает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации образовательного процесса. Выходом из такой ситуации является создание условий для комплексного специального сопровождения ребенка в детском саду общеразвивающего вида, где нет возможности организовать специализированные группы для детей с речевыми нарушениями, но существует логопедический пункт.

Работа логопункта должна обязательно предусматривать:

– активное взаимодействие логопеда с родителями (консультирование, открытые занятия);

– комплексный подход в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями (эффективное взаимодействие: логопед + воспитатель + музыкальный руководитель + инструктор по физическому воспитанию);

– взаимодействие с медиками: ортодонт, отоларинголог, невролог, психиатр.

Основной целью проекта является создание в ДОУ развивающей среды, которая максимально способствует полному раскрытию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.

Для её достижения решается ряд взаимосвязанных задач:

1. Диагностическая: наблюдение за динамикой педагогического процесса, контроль за состоянием речи воспитанников, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в развитии речи, их правильная квалификация.

2. Профилактическая: оказание педагогической помощи воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.

3. Коррекционная: устранение или сглаживание имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Принципиально важным при решении названных задач является их органичная взаимосвязь с образовательно-воспитательной работой ДОУ. Ключевая позиция в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с задержкой речи принадлежит логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Работа по проекту предполагает организацию в ДОУ эффективной модели взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.

В проекте проработаны основные линии взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса, определены общие и частные задачи работы. Залогом эффективности работы должна стать координация усилий педагогов при планировании занятий: выбор темы, разработки заданий, определение порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий, взаимопосещений с последующим анализом.

В проекте представлено содержание работы всех субъектов педагогического коллектива ДОУ. Каждый специалист детского сада должен осуществлять свою деятельность на основе общего тематического принципа отбора материала.

Такая организация воспитательного процесса позволяет концентрированно подбирать тематический материал для детей с речевыми нарушениями. Концентрированно – значит в течение обозначенного времени (например одной недели) все педагоги, взаимодействующие с детьми, организуют изучение определённой темы.

Комплексное воздействие и эффект многократного ежедневного повторения речевого материала в разных видах деятельности на разных занятиях очень важен как для восприятия речи детьми, так и для её актуализации. Известный факт: доказано, чтобы понятие было усвоено ребёнком, необходимо его предложить малышу 60–70 раз!

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Тематика предлагаемых занятий для работы с детьми с нарушениями речи варьируется в зависимости от возраста детей, их речевого развития.

Воспитатели должны максимально оречевить все режимные моменты на протяжении дня в детском саду: приход и уход, одевание и раздевание, приём пищи, прогулки, игры, гигиенические процедуры, занятия. В перечисленных ситуациях речь взрослых не должна быть стереотипной: «Вымоем руки», «Приготовьтесь к занятию».

Проект предлагает разработанный лингвистический материал для эффективного оречевления процесса пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Время бодрствования детей (вне занятий) также максимально используется для развития их речевых навыков.

В пособии представлены планы работы специалистов ДОУ с учётом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей с речевыми нарушениями.

Положительные стороны предлагаемой модели коррекционно-педагогического процесса состоят в следующем:

– охват всех детей с нарушениями речи;

– удобство для родителей (не надо посещать с ребёнком платные логопедические занятия);

– ДОУ ежегодно выпускает в начальное звено школьного обучения детей, успешно преодолевших речевые проблемы (результативность не менее 80 %);

– организуется активное и эффективное взаимодействие всех специалистов с логопедом;

– проект долгосрочный, из года в год работа совершенствуется;

– представленная модель работы с детьми младшего дошкольного возраста для коррекции речевых нарушений успешно может быть внедрена другими массовыми ДОУ.

Таким образом, понятно, что возрастает нагрузка на учителей-логопедов, изменяется характер самой логопедической работы, но всё это компенсирует результат: чистая речь воспитанников детского сада

Содержание

Введение    3

Возрастные особенности речи детей первой младшей группы    7

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста    8

Обследование речи детей    16

Временные задержки развития речи    17

Алалия    18

Специфика работы по формированию, развитию, коррекции речи детей раннего и младшего дошкольного возраста    19

Организация речевой работы с детьми    48

Взаимосвязь в работе педагогического коллектива для успешного преодоления речевой задержки у детей    51

Перспективно-тематическое планирование комплексных занятий по развитию речи    57

Перспективно-тематическое планирование логопедических занятий    73

Перспективно-тематическое планирование физкультурных занятий    100

Перспективно-тематическое планирование музыкальных занятий    114

Конспект занятия по развитию речи    125

Конспект фронтального логопедического занятия    128

Конспект физкультурного занятия    133

Конспект музыкально-ритмического занятия    139

Лингвистический материал для развития понимания речи и накопления речевых средств у детей    142

Памятка для родителей «Методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста»    152

Литература    154

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос