Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: Планирование. Занятия (из опыта работы)

Есть на складе
207 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 881ю
Авторы Менщикова Л. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-91651-003-4, 978-5-7057-5335-2
Страниц 131
УДК 372.21
Штрихкод 9785916510034, 9785705753352
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 92 г
Задача современного обучения детей в соответствии с положениями ФГОС ДО состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Представленный на страницах пособия опыт работы по детскому экспериментированию имеет ряд достоинств: соответствие содержания возрасту детей, строгий отбор материала и отсутствие перегрузки; простота и ясность изложения, продуманность проблемных ситуаций и детской мотивации, логичность. Отражены характер и направления инновационных процессов, определены приоритетные направления формирования интеллектуальных способностей дошкольников.
Предназначено широкому кругу педагогов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих деятельностный подход к воспитанию детей независимо от реализуемых программ.

Подробное описание

Введение

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

Представленная на страницах пособия система работы по детской экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях Владимирской области весьма интересна. Ее актуальность обусловлена как недостаточной теоретической разработанностью темы, требующей подхода с позиций различных субъектов образовательного процесса, так и Концепцией модернизации российского образования, предъявляющей требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

При разработке опыта были использованы данные научных исследований о детском экспериментировании как ведущей деятельности детей, проведенных Н. Н. Поддьяковым, В. В. Давыдовым и Л. А. Венгером; о ведущей роли взрослого, организующего процесс воспитания и обучения в психическом развитии ребенка, изучены рекомендации ведущих специалистов в области педагогики и психологии М. В. Кларина, Е. И. Рогова.

Изучение и определение эффективных путей активизации и стимуляции творческого потенциала педагогических кадров, использование интерактивных форм в работе с ними, обобщение и систематизация опыта педагогов, создание комплексной целевой программы по проблеме «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников», тесное взаимодействие с родителями воспитанников – все это помогает добиться положительных результатов в организации детской экспериментальной деятельности.

Представленные материалы имеют ряд достоинств: соответствие содержания возрасту детей, строгий отбор материала и отсутствие перегрузки; простота и ясность изложения, продуманность проблемных ситуаций и противоречий содержательного аспекта, детской мотивации. В конспектах занятий отражены характер и направления инновационных процессов, грамотно проанализированы результаты деятельности по приоритетному направлению на основе диагностики детей.

Таким образом, как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Система, разработанная и апробированная на практике, доказала свою эффективность. Она является одним из действенных способов активизации использования детского экспериментирования в ДОО в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности.

Данный опыт работы по проблеме детского экспериментирования будет полезен широкому кругу педагогов дошкольных образовательных учреждений, где осуществляется деятельностный подход к воспитанию детей независимо от реализуемых программ.

Содержание

Введение    3

С. И. Глаба. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников    5

конспекты занятий    9

Тема 1. Прятки (игры с водой для младшей группы)    9

Тема 2. Строим игрушечный городок (занятия 1–2) (подготовительная группа)    10

Тема 3. Фартук для Почемучки (старшая группа)    16

Тема 4. Путешествие по Клязьме (занятия 1–2) (старшая группа)    18

Тема 5. Приключения Буратино (старшая группа)    22

Тема 6. Сыр для пластилиновой вороны (подготовительная группа)    24

Тема 7. Вишневый компот (подготовительная группа)    26

Тема 8. Волшебная водичка (2-я младшая группа)    28

Приложения    31

Приложение 1. Перспективное планирование занятий    31

Приложение 2. Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью    39

Т. А. Балакшина. Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования    42

Приложения    54

Приложение 1. Структура детского экспериментирования    54

Приложение 2. Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста    54

Приложение 3. Система познавательных задач на примере изучения различных тем    57

Приложение 4. Опыты с растениями (знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений)    64

Приложение 5. Модель обучения детей организации экспериментирования    66

Приложение 6. Результаты диагностики по методике «Выбор деятельности»    67

Приложение 7. Выявление степени познавательной активности детей методом включенного наблюдения    69

Приложение 8. Результаты исследования уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью    71

Конспекты занятий    72

Тема 1. Окно в природу (подготовительная группа)    72

Тема 2. Встреча Снеговика и Ледовика (старшая группа)    77

Тема 3. Путешествие на Северный полюс (подготовительная группа)    82

Тема 4. Испечем мы каравай (подготовительная группа)    88

Литература    91

Н. Р. Климова. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме «Детское экспериментирование»    93

Приложения    101

Приложение 1. Система методической работы по проблеме «Детское экспериментирование»    101

Приложение 2. Комплексно-целевая программа «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»    102

Приложение 3. Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования    107

Приложение 4. Положение о смотре-конкурсе уголков экспериментирования    109

Приложение 5. Рекомендации по созданию консалтинга    110

Приложение 6. Результаты диагностики уровня готовности воспитателй к работе по развитию креативных и интеллек-туальных способностей дошкольников    112

Приложение 7. График динамики формирования мотивов трудового поведения педагогического коллектива и степени его влияния на дела организации за 3 года    114

Приложение 8. График роста уровня творческого потенциала  коллектива за 2 года    115

Словарь терминов    118

Литература    126

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос