Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет
Код | 881ш |
Авторы-составители | Сигимова М. Н. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1922-8 |
Страниц | 251 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705719228 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 10 (мм) |
Вес | 187 г |
В предлагаемой технологии представлены развивающие игры, увлекательные занятия, прогулки, материал для исследовательской и художественно-конструктивной деятельности детей 4-7 лет в процессе познания ими окружающего мира.
Пособие предназначено воспитателям, может быть полезно родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
Введение
Вся природа вокруг нас, как из кубиков,
сложена из удивления и загадок.
Н. Сладков
Уважаемые воспитатели!
Вам предлагается первая часть педагогической технологии «Мир природы глазами ребенка», а именно «Познание мира растений», которая поможет открыть дошкольникам удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес. Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действиям, словам, отношению. И вот уже сорванные охапки «солнышкиных детей» – одуванчиков и ромашек – беспомощно увядают на лужайке за ненадобностью... А ведь «…вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или, наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир сердцем»*.
В этих словах В. А. Сухомлинского заключена самая главная задача в развитии личности ребенка – это воспитание его души, воспитание человечности. И никого не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запаха первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат, – вряд ли такому человеку в дальнейшей жизни станут доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты. Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего мира.
Главной целью представленного пособия является воспитание основ нового экологического мышления ребенка-дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам. Теоретические аспекты этой проблемы подробно изложены в авторской программе «Воспитание экологической культуры ребенка». Исходя из указанной цели, предлагаемая технология предполагает решение следующих задач:
– формирование системы знаний о многообразии растительного мира;
– знакомство детей с приспособлением растительных организмов к среде обитания;
– расширение знаний о законах роста и развития живых организмов;
– моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями растительного мира, культуры контактов с природными объектами и друг с другом, проявления элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.
Содержание технологии «Мир природы глазами ребенка» (часть первая) выстроено с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, постепенности и последовательности усложнения познавательного материала.
Особое внимание следует уделять принципу многообразного предъявления ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании учебного материала, либо в способах решения познавательных задач или же в формах детской деятельности. Такое «погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслять его причинно-следственные зависимости и с вашей помощью, уважаемые воспитатели, выделять еще не разгаданные тайны исследуемого живого объекта. Морфологическая характеристика конкретного представителя растительного мира послужит для вас отправной точкой, позволяющей вам выбрать по своему усмотрению необходимый объем познавательной информации и проявить собственное творчество. Возможность почувствовать свою сопричастность к зеленому миру, ощутить радость или грусть при общении с ним, сделать настоящее открытие, что удивительное действительно находится рядом, только нужно научиться замечать его, – все это дают детям разнообразные виды прогулок, игр-занятий в природе, экологические сказки, исследовательская деятельность ребенка в развивающих играх «Мы – ученые», «Мы – травознаи», «Мы – фитопатологи». Циклические наблюдения в природе являются непосредственным фундаментом для закладывания основ экологического мышления дошкольника. Непосредственный контакт ребенка с беззащитными жителями зеленой страны, их эмоционально-чувственное познание, оказание нуждающемуся пусть небольшой, но действенной помощи, эмоциональная и пластическая идентификация себя с природным существом, использование художественного слова с фиксированным экологическим содержанием – все это в данном методическом пособии поможет вам, воспитатели, развивать в детях эмоциональное воображение, являющееся могучим средством против душевной глухоты и агрессии ребенка по отношению к любому живому существу.
В предлагаемой технологии важное место занимает художественно-конструктивное творчество детей. Оформление и ведение детских индивидуальных книг «Я – травознай», «Я – маленький ученый», «Я – лесной доктор», изготовление коллажей и объемных макетов природоведческого содержания, совместный с родителями выпуск плакатов «Рука помощи зеленому другу», систематические задушевные разговоры ребенка со «своим» деревом, театрализованные игры с элементами импровизации помогут ребенку-дошкольнику выразить свои впечатления и утвердиться в формирующемся убеждении, что познавать таинственный и прекрасный мир природы – это интересно! Педагогическая технология «Мир природы глазами ребенка» (часть первая, «Познание мира растений») представляет собой целостную систему воспитательно-образовательной работы дошкольного педагога по ознакомлению детей с растительным миром. Использование вами, уважаемые воспитатели, разнообразных форм, способов деятельности с детьми позволит развить в них ценностное отношение к миру живой природы, ощутить себя его творцами и созидателями, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев»*.
Автор выражает глубокую признательность педагогическим коллективам д/к № 9 (заведующая Т. А. Ковшевая), д/с № 15 (заведующая Л. Г. Жирнова), д/с № 16 (заведующая С. А. Фахрутдинова), г. Бердск, воспитателям д/с № 15 г. Бердска С. В. Юшиной, Т. Е. Вайтветкиной, воспитателю д/с № 348 г. Новосибирска Л. А. Баженовой.
Творческих вам успехов!
* Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения.
* Леонов, Л. О большой щепе // Литературная газета. – 1965. – 30 марта.
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Загадки хвойного леса 7
Тайна необыкновенных листьев (экскурсия) 12
«Отчего мне так близко и мило, деревцо ты родное мое?..» (игра-занятие) 15
Белолапки-светлолапки (прогулка-загадка) 20
Зимний сев (целевая прогулка) 22
Желанная гостья, живи ты у нас! (занятие в природе) 24
Новые тайны колючей красавицы (прогулка-удивление) 30
«Недовольное деревцо» (чтение сказки Христины Поливановой) 31
Прогулка-экскурсия в сосновый бор 34
Рассматривание картин И. Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу» 35
Заучивание стихотворения В. Волдина «Я люблю сосновый бор» 36
Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна (рисование) 38
Корабельная роща (конструирование макета) 39
Сколько сосенке лет? Сколько лет сосновой шишке? (занятие-наблюдение) 39
Удивительная родственница ели и сосны (занятие в природе) 40
«Королева» сибирской тайги (занятие в природе) 42
Как рождаются кедровые шишки, «орешки» и кедры (прогулка-открытие) 45
Сибирская «зеленая корова» (занятие-обобщение) 48
Любители кедровых «орешков» (рассказ воспитателя с элементами беседы) 53
Раздел 2. Чернобровая красавица и другие лиственные деревья 56
Необыкновенная «одежда» березы (занятие в природе) 58
Почему березку называют белоствольной (прогулка-открытие) 62
Встреча с зеленым другом (игра-занятие в природе) 64
Новая тайна чернобровой красавицы (занятие-загадка в природе) 68
Портрет друга-березки (рисование) 71
Березовая роща (конструирование макета и его обыгрывание) 72
Зимняя книга матушки-природы (экскурсия) 73
«Расскажи о своем зеленом друге» (настольная игра) 78
Северный эвкалипт 80
Воздушный санитар и пылеуловитель (познавательная прогулка) 84
«Тополиная метель» (игра-занятие) 85
Варианты совместной деятельности 88
Тополиная аллея (конструирование макета) 88
Лесная колдунья-шептунья 89
Дерево-модница (экскурсия) 90
Встреча с деревьями-родственниками (прогулка-загадка) 92
Как осинка готовится к осени (занятие в природе) 95
Откуда появляются осинники (занятие-сказка) 96
Золушка нашего леса (занятие в природе) 100
«Алая осинка» (чтение рассказа Ильи Лаврова «Алая осинка») 102
День рождения осинки (игра-занятие в природе) 108
Царица лета 112
«Липа – зеленая аптека» (игра-занятие) 114
Дерево здоровья (экологическая сказка) 116
Секрет листьев царицы лета (экскурсия) 120
Патриарх лесов 123
Циклические наблюдения за дубом и другими деревьями 125
Рассказывание сказки П. П. Дудочкина «Желудь» 126
Рассматривание пня дуба или другого дерева (целевая прогулка) 129
Игровая импровизация по сказке Ю. Ярмыша «Желудь и Туча» 129
Песенка дубовых сеянцев (игра-занятие) 132
«Мечты дуба» (игровая импровизация по стихотворению Е. Серовой) 135
Раздел 3. В стране открытий (работа детей в кружке «Мы – ученые») 136
Белоснежная красавица 142
Лесные сестры (прогулка-загадка) 144
Путешествие в царство весенних запахов (игра-занятие в природе) 147
Циклические наблюдения за черемухой 151
Сказ о душистой черемухе (чтение сказа И. Баранова) 152
Необыкновенные подарки (рисование газеты для родителей) 158
Облепиха 159
«Сибирский ананас» (занятие-исследование) 160
«Ей нельзя без снега, без Сибири!» (игра-занятие) 163
Золотые витамины (занятие-загадка) 166
Калина 168
«Калинка, калинка моя!..» (наблюдение) 169
Я – листочек лопастной (прогулка-открытие) 169
Белоснежное кружево калины (прогулка-экскурсия) 170
Старинный лекарь (беседа) 170
Шиповник 171
Колюч, как ежик, красив, как роза (занятие-загадка) 172
Дикая роза (конструирование макета) 175
Циклические наблюдения 176
Чемпион по витаминам (занятие в природе) 177
Раздел 4. Травянистые растения 181
Волшебная травка зверобой 181
Знакомство с волшебной травкой (игра-занятие) 181
Встреча в фитобаре (совместная деятельность) 187
Мелисса лекарственная 188
Ароматный доктор (занятие-сказка) 189
Пчелиная травка (экологическая сказка) 191
Пряное лекарство (рассказ воспитателя) 194
Мелисса приходит к нам в дом (беседа) 195
Ароматные «родственницы» (наблюдение) 196
Травка-духи (занятие) 196
Подорожник 200
Нам он как хороший друг (занятие-загадка в природе) 200
Маленький доктор (художественно-конструктивное творчество) 204
Случай в подземном царстве (театральная деятельность с элементами импровизации) 204
Ромашка аптечная 210
Сказка пестрого луга (игра-занятие в природе) 211
Ромашка – белая лекарственная рубашка (встреча в фитобаре) 216
«Ромашки в белых платьицах толпятся в перелесках…» (наблюдение) 217
Одуванчик 217
Сорняк. Лекарство. Витамины (занятие-загадка) 217
«Парашютисты» (прогулка-тайна) 220
«Там, на речке, где лесок...» (игра-драматизация по стихотворению П. С. Соловьевой) 223
«Мой лужок» (рисование по стихотворению А. А. Коринфского) 225
Заколдованная страна (итоговая игра-занятие) 226
«Солнечная травка» (экологическая сказка) 232
Раздел 5. Необычное в обычном 233
Путешествие на чудо-остров (игра-занятие) 234
Конфетное дерево (занятие-загадка) 239
Раздел 6. Не торопись сорвать, подумай! 242
Мы – фитопатологи (игра-занятие) 243
Литература 246
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом