Познание мира животных: занятия с детьми 3-7 лет

Есть на складе
151 руб.
-10%
135,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 881ч
Авторы Сигимова М. Н.
Издательство Учитель, 2009
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-1983-9
Страниц 391
УДК 372.21
Штрихкод 9785705719839
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 16 (мм)
Вес 279 г
Представленные в пособии экологические и воспитательно-развивающие игры-занятия, прогулки-загадки, наблюдения за животными, музыкальные, подвижные, ролевые упражнения и игры-импровизации, театрализованные занятия помогут педагогам увлекательно и системно знакомить детей 3-7 лет с поведением и повадками животного мира, воспитывать познавательный интерес, милосердие и терпимость к живым существам.
Книга адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Подробное описание

Слово к педагогам

Как мало в этой жизни надо

Нам, детям, – и тебе и мне.

Ведь сердце радоваться радо

И самой малой новизне.

А. Блок

Уважаемые педагоги!

Давайте совершим вместе с нашими детьми увлекательное путешествие в удивительный мир животных. «Мы среди них, часто их не видя, – говорит Николай Сладков. – Мы рядом и совершенно раздельно. Мы часто ничего об их жизни не знаем, а ещё чаще не хотим знать». Автор приглашает вас пережить с детьми радость, удивление и восторг от совместного открытия «секретов» из жизни мира животных. Эта книга поможет вам, с одной стороны, расширить границы собственного познания в области зоологии, экологии и этологии, а с другой – предоставит вам возможность увлекательно и системно познакомить дошкольников и младших школьников (учеников первых классов) с отдельными аспектами этологии, изучающей социальное поведение животных: отношения между животными одного вида, родительские и игровые отношения между животными – родителями и их потомством.

Вашему вниманию, уважаемые педагоги, представлена апробированная на практике авторская педагогическая технология «Загадки мира животных». В понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» существуют разночтения. Для одной группы учёных и практиков педагогическая технология – это «некая жёсткая основа (логика) процесса, следуя которой педагог достигает полученного результата». (Н. П. Капустин).  Для других – это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов воспитательных средств». (Б. П. Лихачев). Для третьих – педагогическая технология – это «содержательная техника реализации учебного процесса». (В. П. Беспалько). Технология «Загадки мира животных» рассматривается автором как «система подробно описанных и взаимосвязанных мероприятий, форм, приёмов, методов организации детской деятельности, объединённая приоритетными воспитательно-образовательными целями и задачами, в итоге создающая совокупность условий для целостного воспитания и развития ребёнка». (С. Н. Николаева, Н. Е. Буркова). Данная технология представляет собой научно-практическое осмысление автором частно-методической проблемы: воспитание растущего человека экологичной личностью, способной проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, милосердие и терпимость к каждому живому существу.

Целью представленной технологии «Загадки мира животных» является приобщение детей 3–7 лет с помощью этологического материала к культуре взаимодействия с представителями животного мира, каждый из которых представляет собой самоценный субъект природы.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Воспитание культуры чувств ребёнка:

  • нравственных чувств-переживаний уважения, симпатии, доброты, любви;
  • эстетических чувств-переживаний радости, восхищения, удовлетворенности;
  • интеллектуальных чувств-переживаний чувства нового и чувства открытия, удивления, любознательности, уверенности в знаниях.

2. Знакомство дошкольников с отдельными аспектами науки этологии, изучающей социальное поведение животных: брачные, родительские, игровые отношения между взрослыми животными, животными-родителями и их детёнышами, а также знакомящей с «языком» животных: «языком» танца, света, цвета, звука и запаха.

3. Помощь ребёнку в осмыслении ценности жизни любого живого существа и его взаимосвязи с природной средой обитания.

4. Сравнение поведенческих проявлений животных с поведением человека и их эмоциональная оценка с точки зрения человеческих этических критериев.

5. Обогащение опыта ребёнка жизненными «знаниями-мыслями» о мире человека, природы, рукотворном мире и накопление опыта продуктивной творческой деятельности.

Структура любой педагогической технологии предполагает три обязательных компонента: концептуальную основу, содержательную часть и технологический процесс.

Концептуальная основа технологии «Загадки мира животных» заключаются в следующем.

Фундаментальной основой технологии является единство педагогико-антропологического (человековедческого) и природоведческого подходов к экологическому воспитанию и развитию детей 3–7 лет. Присутствие человековедческого компонента во всех видах деятельности устанавливает тёплые и дружеские отношения между детьми, родителями, педагогами, сближает их между собой и одновременно способствует проявлению детьми и взрослыми человечного отношения к миру животных. Гуманистически ориентированная технология экологического воспитания помогает каждому ребёнку комфортно чувствовать себя в любой развивающей деятельности, то есть позволяет ему видеть заинтересованность воспитателя в себе как в равноправном партнере по общению и ощущать собственную значимость в его глазах.

Такой подход к воспитанию экологической культуры ребёнка нацеливает взрослых на уважение прав детской личности жить жизнью своего возраста и позволяет воспитателям обеспечивать условия для установления душевной близости ребёнка с самим собой, другими людьми и миром природы. Природоведческий аспект технологии закладывает и корректирует основы экологических представлений детей 3–7 лет о том, что мир животных загадочен, многообразен, увлекателен и прекрасен. «Очеловеченное» и «окультуренное» жизненное пространство ребёнка в детском саду, школе и семье является базой для воспитания в нём «человеческого»: понимания ценности своей жизни и жизни иных природных существ, проявления гуманного отношения – сострадания, сопереживания, сочувствия, элементарного осознания своей роли в конкретных жизненных и экологических ситуациях.

Принцип целостности и уравновешенности развития всех сфер личности ребёнка (эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, физической, волевой) обеспечивается в содержании данной книги интеграцией не только всех видов детской деятельности (игры, общения, учения, труда), но и интеграцией основ наук: экологии, зоологии, этологии, психологии, педагогики, педагогической антропологии (человековедения). Но интеграция педагогического процесса не является механической – в виде формального объединения двух-трёх видов деятельности в одну, а представляет собой новообразование, взаимопроникающее, взаиморазвивающее, взаимообогащающее педагога, родителей и ребёнка и рождающее для них новое жизненное состояние ума индивида «знание-мысль». (В. Конев.)

Идея охраны эмоциональной жизни ребёнка пронизывает всё содержание работы педагога с детьми. Постараемся, уважаемые коллеги, не забывать мудрую мысль русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «следы языка чувств остаются на ребёнке неизгладимо». (Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Собр. соч. – Т. 1. – М., 1950. – С. 310.) Именно поэтому при реализации экологической технологии «Загадки мира животных» важно не навязывать маленькому человеку определенные знания и отношения, а наблюдать, какие чувства, переживания, мысли вызывает у детей познавательная информация, и, исходя из этого, стремиться пробуждать в ребёнке познавательную активность к миру природы и человека, проявление позитивных чувств. Положительный эмоциональный фон взаимодействия педагога с детьми является в данной технологии гарантией ненанесения им психических и дидактогенных травм. Доброжелательность общения, принятие ребёнка таким, каков он есть, уважение права ребёнка на незнание, поддержание чувства успешности – вот путь педагога к воспитанию счастливого ребёнка.

Принцип многократного предъявления ребёнку природного объекта и информации о нём даёт ему возможность с помощью педагога и самостоятельно составить целостный образ животного, его отношений с представителями своего вида и с человеком. Этот принцип обеспечивает «разносторонность и глубину познания окружающего мира, создает у ребёнка ярко выраженное положительное отношение к учению». (Л. В. Занков.)

Содержательная часть технологии «Загадки мира животных» имеет свои особенности. Новизна содержания экологической технологии заключается в овладении педагогами, детьми 3–7 лет и родителями выборочными, доступными, научными и интересными знаниями из области этологии. Название науки «этология» происходит от двух слов греческого языка: «этос» – в переводе означает характерные нравы, обычаи, отличительные признаки и черты, присущие определенному виду животных или определенной группе людей. Слово «логос» – означает учение. В кратких словарях этология истолковывается как «объективное изучение животных» или как «наука о сложных формах поведения животных в естественной для них среде обитания». Учёных-этологов, изучающих сходство поведения человека с поведением менее сложных живых существ, интересуют вопросы: «Что мы, люди, делаем так же, как животные? Какие виды, формы поступков мы унаследовали от своих предков? Как животные общаются друг с другом? О чем сходство и в чём принципиальное отличие «языка» животных и языка человека?». Наукой давно установлено, что высшие животные – позвоночные – имеют сходную анатомию скелетов. Так, в частности, факт сходства руки человека с передними конечностями рукокрылых не отрицается. «Трудно найти какой-либо аспект в поведении животных, – говорит известный этолог Уильям Торп, – который бы не перекликался с вопросами, возникающими при изучении поведения человека». Голландский учёный-этолог Нико Тинберген говорит, что «длительный процесс эволюции сделал проявления социального поведения животных столь целесообразными, что они кажутся разумными поступками и позволяют предполагать у животных некое подобие рассудочной деятельности». (Тинберген, Н. Социальное поведение животных. – М.: Мир, 1993. – С. 6.) И если учеными: Дж. Хаксли, Ч. Уитменем, У. Кругом, О. Хейнротом, Д. Мак-Фарлендом, К. Лоренцем, Нико Тинбергеном, Салли Кэрригер, Д. Даррелом, А. И. Константиновым, Ю. Б. Пекинским и другими – доказана общность некоторых форм социального поведения животных и человека (выбор партнёров противоположного пола, семейная жизнь, забота о потомстве и т. д.), то почему бы ребёнку с помощью взрослого из этого не почерпнуть ценные сведения о себе? Так, для австрийского учёного-этолога Конрада Лоренца животные являются существами с собственной индивидуальностью, заслуживающими понимания, уважения, любви и защиты. Этологов часто упрекают в антропоморфизме приписывании человеческих чувств и мыслей животным. И, возможно, кто-то сочтет возмутительным проведение в данной книге аналогий между поведением женщины-матери, кормящей своего ребёнка кашей, с поведением самца-клеста, кормящего своих птенцов еловой «кашей», или же с самкой воробья, вкладывающей зёрнышко в клюв своего беспомощного детёныша. В технологии «Загадки мира животных» антропоморфизм – «очеловечивание» животных – используется как особый художественно-методический приём. Для автора содержание конкретных познавательных мероприятий, изложенных в виде игровых ролевых диалогов, сказочных историй, представляет собой условное «художественное произведение». А «цель и задачи художественных произведений, – говорил Виталий Бианки, – совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных (объективных) знаний о тех или иных животных, растениях, а в том, чтобы дать образ – субъективное, чувственное восприятие этих животных, растений. В художественной литературе антропоморфический образ животного, растения, даже неодушевлённого предмета – чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности» (Бианки, В. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 4. – Л.: Детская литература, 1975. – С. 243).

Детям дошкольного возраста из-за несформированности познавательной сферы свойственно очеловечивание живых и даже неживых природных объектов. Ребёнок не может смотреть на мир природы через «очки» науки. Он наделяет природные существа человеческим разумом, и поэтому для дошкольника естественным кажется объяснение тех или иных природных явлений, действий животных по аналогии с человеческими отношениями. Видя дерущихся воробьёв, малыш говорит своей бабушке: «Бабушка! Помири воробьёв!». Или: «Посмотрите, кошка плачет!», «Мамочка! Скажи дождику, чтобы не мочил меня!», «Сегодня мне наша собака сказала, что любит меня». Вот почему в представленной технологии зайчонок Белячок, спрятавшийся при помощи «скидки» от преследующей его собаки, лисёнок Рыжик, не умеющий ещё различать предупреждающие сигналы мамы-лисы, и любящая «многодетная мама» – суринамская пипа, и древесный зайчонок Рюкю, общающийся с детьми, – все они являются поэтическими, «очеловеченными» образами животных, эпизоды жизни которых ребёнок проживает в игровых ситуациях. Восприятие ребёнком-дошкольником природных объектов «одушевленными» ещё не означает, что он уже осознанно относится к ним как к равноправным партнёрам. Такое отношение необходимо воспитывать! Исследования С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, Н. М. Рыжовой, С. В. Дерябо, В. Я. Ясвина и других доказывают, что на воспитание у дошкольников субъективного отношения к представителям живой природы как к живому организму оказывает существенное влияние степень сформированности у детей представления о живом: знание признаков живого организма, его потребностей, связи со средой посредством приспособления к ней.

Содержательная часть технологии «Загадки мира животных» представлена тремя разделами. Первый раздел «Животные родители и дети» знакомит детей младшего и среднего дошкольного возраста с общностью и различием отдельных аспектов социального поведения животных – родителей и их детёнышей. Стержневой мыслью через тематическое содержание этого раздела проходит идея уважения к чувству материнства животных и человека, проявление любви ко всему живому и доброты, раскрывающих перед ребёнком радость бытия, радость человеческих взаимоотношений, радость познания удивительного мира животных. Об этом говорят даже названия игр-занятий: «Мама-медведица и медвежата», «Мама-чомга», «Кто, кто в маминой сумочке живёт?», «Многодетная мама-пипа», «В январе на снежной ветке родились у мамы детки», «Это очень хорошо, когда мама рядом!».

Во втором разделе технологии «Секреты языка животных. Занимательная этология» дети 5–7 лет в увлекательной форме знакомятся с секретами социального поведения животных противоположного пола между собой, с врожденными ритуальными проявлениями «симпатий» взрослых животных друг к другу: изменение окраски внешнего вида, преподнесение «свадебных подарков», брачные игры-ухаживания. Об овладении детьми 5–7 лет минимальным опытом расшифровки «языка» животных – способов сигнализации контактных знаков животных с помощью выразительных поз, окраски внешнего вида, запаха, света, звука – можно судить даже по данной тематике разнообразных видов детской деятельности: игра-занятие «Я танцую – я люблю вас», театрализованное занятие «Я принёс тебе свадебный подарок», игра-занятие «Подводный влюблённый», музыкально-хореографическая композиция «Заячья любовь», «Путешествие в Страну говорящих красок», речевая игра «Лисий разговор», развивающая игра «Лисья свадьба», музыкальная импровизация «Игры лисят», познавательная сказка «Чей язык лучше?».

Третий раздел книги представлен «Страничкой для родителей» и «Приложениями». «Страничка для родителей» снабжена краткой информацией о содержании, уходе и поведенческих аспектах домашних животных, которая может быть использована педагогами детских садов для индивидуальных бесед с родителями, консультаций, для оформления содержания экологического стенда и повседневной работы с детьми по воспитанию культуры общения с домашними животными. «Приложения» знакомят педагогов с ведущими идеями авторской программы «Воспитание экологической культуры ребёнка». Программа может быть использована как комплексное руководство к организации педагогического процесса экологического воспитания в детском саду и как перспективное планирование содержания экологической деятельности с дошкольниками. Содержание программы даёт возможность педагогам проявить собственное творчество в разработке обозначенных мероприятий, используя методику воспитательно-развивающей деятельности детей от трёх до семи лет, средства, формы и методы управления процессом проживания и осмысления познавательного этологического материала, педагогическую диагностику, ориентирующую на достижение поставленных задач. Для работы с детьми 3–5 лет, 5–7 лет определены свои технологические звенья: частные цели, задачи, средства реализации задач, методы, диагностические задания. В частности, если для детей 3–5 лет ведущими методами деятельности педагога являются метод сопереживания игровой ситуации, словесно-литературный метод, игровой анализ реальных жизненных ситуаций животных, то для работы с детьми 5–7 лет педагог использует «метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод художественной репрезентации природных объектов, метод экологической рефлексии» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин). Все эти технологические звенья (цели, задачи, средства, методы) представляют собой единую целостную структуру, которая обеспечивает системность, управляемость и качество усвоения содержания предлагаемого учебного материала. Особенностью технологии «Загадки мира животных» является её воспроизводимость, то есть возможность повторения технологии каждым педагогом. Но это ни в коем случае не означает механическое «натаскивание» детей и педагогов на какую-то проблему и реализацию указанных автором технологических звеньев в жёстко заданной технологической последовательности. Для предотвращения появления этого недостатка в отдельных видах детской деятельности предлагаются авторские «примечания». Каждое «примечание» представляет собой приемы дидактического и творческого конструирования педагогом технологического процесса той или иной деятельности с детьми. Воспитатель может дополнить, усложнить, сократить, обогатить содержание конкретной проблемы собственными творческими находками, распределить объём учебного материала на несколько смысловых «частей» и использовать их для планирования последующей творческой совместной деятельности с детьми.

Эффективность качества технологического процесса в представленной работе зависит от реализации авторских либо самостоятельно созданных педагогами методико-технологических цепочек. Что же представляет собой методико-технологическая цепочка? По словам Б. П. Лихачева, «это есть сумма взаимосвязанных, последовательно задействованных способов, методов и приёмов», которые обеспечивают не только эмоционально-чувственное осмысление познавательной информации, форм поведения ребёнка, но и помогают ему осваивать разнообразные способы практической творческой деятельности. Чувства или точка удивления – желание – переживание – действия (поведенческие, интеллектуальные, созидательные) – жизненное знание – мысль – вот условный путь развертывания методико-технологических цепочек в данном воспитательно-образовательном процессе. Приведу пример двух таких технологических цепочек.

Прогулка-загадка «Жёлто-серый, усатый, весь полосатый» (3–6 лет)

Методико-технологическая цепочка:

Загадка в группе – поиск отгадки детьми на улице – ориентировка на местности по отпечаткам следов человека и животного – нахождение норы с жёлто-серым, усатым и полосатым зайчонком – ролевой диалог игрового персонажа с детьми – игровое упражнение «Бег зайцев-русачков и полосатых зайцев наперегонки» – игра-загадка на песке (печатание и угадывание следов знакомых животных) – совместная творческая деятельность в условиях группы (окрашивание, лепка или оклеивание шаблонов зайчат серо-жёлтыми полосками бумаги, меха, пушистой ткани – подарок воспитателя детям (силуэт зайчонка) – домашнее задание для родителей: в совместном творчестве с ребёнком изготовить плоскостную или объёмную картину-панно по сюжету четверостишья:

Полосатый заяц-папа

Гладит всех зайчишек лапой:

Вот они, мои родные,

Полосатые такие!

Домашнее задание – это способ приобретения взрослыми и детьми определённых жизненных «знаний-мыслей».

Познавательное занятие «Это ты моя мамочка?» (6–7 лет)

Методико-технологическая цепочка:

Загадка о маме – пожелания детей своим мамам – задание «Найди свою маму на фотогазете» – речевое упражнение «Чем отличается детёныш животного от взрослого животного» – самостоятельное упражнение на сравнение «Животное-мама и животное-детёныш» – проблемная ситуация «Может ли человек стать для животного мамой?» – расшифровка понятия «запоминание новорожденными детёнышами животных и человека образа своей мамы» – изображение реальной истории из жизни животных с помощью театра на фланелеграфе – рассказ педагога об австрийском ученом Конраде Лоренце с показом его книг о поведении животных игровая имитация «языка» диких гусей лепка детёнышей животных с характерными отличительными признаками внешнего вида – подарок педагога родителям и детям красиво оформленной модели круга со схематичным изображением детёныша животного. На обратной стороне модели печатными буквами написано «Я люблю тебя, малыш!». На подарке для родителей (модели круга) написано слово «импринтинг» – запечатление новорожденными животными и новорожденными детьми образа своей матери. Подарок – это стимул к совместному общению и обретению ребёнком и родителями собственного жизненного «знания-мысли».

Качественной характеристикой таких методико-технологических цепочек являются конкретные технологические педагогические приемы. Они были обозначены в приведенных выше технологических цепочках. Каждый педагогический прием представляет собой способ решения определенных воспитательно-экологических задач. И он может быть видоизменен, творчески преобразован каждым педагогом. В данной технологии «Загадки мира животных» эти приёмы реализуются не изолированно, а входят в состав всего технологического процесса конкретной детской деятельности.

Формой выражения технологических звеньев, методико-технологических цепочек, технологических педагогических приемов в данной работе является «язык» любви в отношениях взрослых и детей, «язык» игры и «язык» искусства. Экологической технологией «Загадки мира животных» предусмотрена совместная творческая деятельность родителей и ребёнка: это сочинение экологических и познавательных сказочных историй о животных, изображение поведенческих аспектов животных рисунками-символами, объёмными картинами, создание авторских детских книг «Я – этолог», «Я – орнитолог», изготовление простейших декораций и костюмов к определенным играм-занятиям, совместное конструирование плоскостных и объёмных игрушек животных – носителей новой этологической информации, строительство в естественной среде грязевых и песочных «альбомов» для животных, создание фотогазет и видеофильмов на тему «Один день из жизни животного». Вся эта работа позволяет педагогу, с одной стороны, достигать качественного осмысления детьми и родителями запланированных аспектов социального поведения животных, проявления эмоционально-познавательного отношения к миру животных, с другой стороны, даёт возможность воспитателю (учителю) наблюдать за тем, как совместное получение жизненных «знаний-мыслей» постепенно начинает изменять жизнь детей и родителей, делая их добрыми, душевными, чуткими и заботливыми по отношению друг к другу. «Язык» игры и «язык» искусства – это театрализация и импровизация детьми содержания стихов и авторских сказочных историй, кукольные спектакли о жизни животных, музыкальные игровые упражнения, ролевые диалоги и ролевые игровые ситуации, пластическая идентификация – отождествление ребёнка с природным объектом, эмпатическое восприятие образов конкретных животных – вхождение ребёнка во внутреннее состояние животных и их «очеловечивание», которое является, по выражению Виталия Бианки, «игрой в действительность», что не противоречит научным фактам из жизни представителей животного мира. Наоборот, возникает эмоциональная насыщенность, играющая огромную роль в воспитании доброжелательного, субъективного отношения ребёнка к миру природы.

Гибкое переплетение познавательных, игровых, речевых, художественно-конструктивных, музыкально-пластических заданий, каждодневных наблюдений за жизнью разнообразных природных существ в естественной среде – всё это помогает педагогам ненавязчиво формировать у ребёнка целостный образ конкретных животных и оказывать ему помощь в осознании ценности жизни любого живого существа, в том числе и поведенческих действий при моделировании возможных контактов с существами другого биологического вида.

Рекомендуемые мероприятия в технологии «Загадки мира животных» для детей младшего и среднего дошкольного возраста проводятся один раз в неделю, а для детей пяти-семи лет – один раз в две недели. Но возможны и другие варианты определения оптимального количества проводимых воспитательно-развивающих мероприятий. Особенностью технологической части данной работы является то, что содержание первого раздела книги «Животные – родители и дети» педагоги могут использовать в работе с детьми 5–7 лет. Но для этого необходимо произвести анализ авторской методико-технологической цепочки в каждом занятии либо проявить творчество, составив собственную технологическую цепочку приемов, форм, методов. Важно помнить при этом, что каждое технологическое звено: цели, задачи, средства реализации задач, методы и приемы – должны занимать своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе.

Уважаемые коллеги! Помните, что ни одна технология не сможет заменить человека. Успех технологии «Загадки мира животных» зависит от совершенствования вашей педантропологической (человековедческой), психологической, методической, исследовательской культуры, которая не убивает в ребёнке творческую радость познания загадок мира животных и человека насильственным навязыванием взрослых представлений о них, а наоборот, упрочивает радость познания так, чтобы растущий с нами маленький человек сохранил бы её на всю жизнь. Творческих вам успехов, дорогие коллеги! Детской вам веры, что мир – это чудо, а жизнь – сказка!

С любовью к вам, автор

Содержание

Слово к педагогам    3

Раздел 1.

Животные-родители и дети (методика работы с детьми 3–5 лет)    17

Мама-чомга (игра-занятие)    22

Мама-медведица и медвежата (игра-занятие)    30

Как мишка проснулся (игра-драматизация по стихотворению С. Северного (С. И. Дурылина)    39

Как медвежонок научился плавать (театр игрушек) (по мотивам стихотворения Елизаветы Стюарт «В лесу»)    43

Лесной малыш (игра-занятие)    47

Это очень хорошо, когда мама рядом! (игра-занятие)    50

Лосиная семья (совместная художественная деятельность)    53

Заячья семья (драматизация стихотворения М. А. Пожаровой)    57

Белячок и Русачок (познавательная сказка)    61

Заячьи хитрости (кукольный спектакль)    67

Секреты заячьих ушек (игра-занятие)    73

Угадай, кто это? (прогулка-загадка)    77

Жёлто-серый, усатый, весь полосатый (прогулка-загадка)    83

Конструирование «песочного альбома» (прогулка)    85

Многодетная мама-пипа (игра-занятие)    87

Мамы всякие важны, мамы разные нужны! (театрализованное занятие)    96

Кто-кто в маминой сумочке живёт? (игра-занятие)    110

В январе на снежной ветке родились у мамы детки (игра-занятие)    117

Мама-кошка и котята (игра-занятие)    123

Давайте, котята, купаться! (развивающая игра)    127

Как лисёнок искал свою маму (кукольный театр)    130

Как телёнок потерял свою маму (кукольный спектакль)    135

Один! Два! Три! Четыре! Пять! Выходи скорей играть! (импровизационные игры на прогулке)    142

Раздел 2.

Секреты «языка» животных. Занимательная этология (методика работы с детьми 5–7 лет)    146

Балетные артисты (игра-занятие)    157

Я танцую – я люблю вас! (игра-занятие)    163

Я принёс тебе свадебный подарок! (театрализованное представление)    169

Гость речной – колючее брюшко (познавательное занятие)    179

Подводный влюблённый (игра-занятие)    182

Подводные певцы (игра-занятие)    185

Охота за «голосами» рыб (игра-занятие)    189

У родителей и деток вся одежда из монеток (занятие-загадка)    195

Подводное путешествие (интегрированное занятие)    197

Как рыбы защищаются (игра-занятие)    202

В «подводном лесу» (интегрированное занятие)    205

Загадки морского царя (интегрированное занятие)    209

Знакомство с дельфинами-афалинами (интегрированное занятие)    213

Прогулка в лес (игра-занятие)    218

Сибирские попугайчики (познавательное занятие)    221

Новая тайна из жизни клестов (прогулка)    227

Путешествие в волшебную страну «Осень» (интегрированное занятие)    229

Перелётные птицы (игра-занятие)    233

Улетают журавли (интегрированное занятие)    236

Королевские (венценосные) журавли (интегрированное занятие)    239

Путешествие на лесную полянку (игра-занятие)    245

Кто тут живёт? (занятие-загадка)    249

Путешествие на волшебную полянку (игра-занятие)    253

Кто это? (игра-загадка)    258

Путешествие в Страну говорящих красок (игра-занятие)    262

Путешествие в Страну говорящих красок (продолжение предыдущего занятия)    269

Загадки царицы Фауны    273

Поговорим о коровах (игры о поведенческих действиях и звуковой сигнализации коров)    280

Путешествие на парфюмерную фабрику (познавательный практикум)    283

«Парфюмерная фабрика» животных (игра-занятие)    290

Чей «язык» лучше (познавательная сказка)    297

Это ты моя мамочка? (игра-занятие)    304

Заячья любовь (музыкально-хореографическая композиция)    310

Секреты лисьей жизни    315

Лисий разговор (речевая игра)    316

Лисья свадьба (развивающая игра)    318

Лиса мышкует (игра-импровизация)    320

Папа Лисовин пришёл с охоты (игра-импровизация)    321

Игры лисят (музыкальная импровизация)    322

Тайна лисьей норы (игра-занятие)    322

Страничка для родителей    326

Приложения    335

Литература    383

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.