Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал
Код | 881ф |
Авторы-составители | Шабельникова Е. Ю. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1754-5, 978-5-7057-4722-1 |
Страниц | 127 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705717545, 9785705747221 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 98 г |
В пособии представлен материал по раннему обучению детей 5-6 лет английскому языку, позволяющий использовать его в качестве дополнительного образовательного компонента к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, предусмотренного ФГОС ДО: разработки занятий с игровыми элементами, мероприятий по ознакомлению с лингвострановедческими фактами и т. п.
Адресовано педагогам ДОО, центров детского творчества; полезно учителям английского языка начальных классов, студентам специальных средних и высших учебных заведений; рекомендовано родителям для совместных занятий с детьми.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с укреплением международных связей и потребностью в специалистах, владеющих иностранными языками, повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам не только со стороны методистов, педагогов и психологов, но и со стороны общественности, что усиливает позиции этой области методики. Современное состояние раннего обучения иностранным языкам характеризуется тем, что, во-первых, практическое овладение иностранными языками стало насущной потребностью широких слоев общества, во-вторых, общий педагогический контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранным языкам, использования гибкой системы выбора условий и вариантов их изучения.
Раннее обучение иностранным языкам – это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.
Обучение иностранным языкам как отрасль методической науки начало зарождаться в XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников, в России в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком.
Вопросы раннего обучения иностранным языкам в то время были в фокусе внимания педагогической печати и широко обсуждались как на страницах русских журналов, так и в педагогической, психологической, методической литературе такими выдающимися деятелями, как К. Д. Ушинским, Е. Водовозовой, Е. И. Тихеевой. Это был период становления методики раннего обучения детей иностранным языкам.
Идея раннего обучения детей иностранным языкам рассматривалась и позитивно, и негативно во все времена.
Считалось нецелесообразным начинать процесс обучения языкам в дошкольном возрасте, полагая, что дети в этом возрасте психологически не готовы к восприятию иноязычной речи. В результате чего были проведены и ведутся до сих пор научно-практические экспериментальные исследования в области психологии и методики раннего обучения детей иностранным языкам, которые доказывают обратное.
Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранными языками легче, чем взрослый. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга». Ребенок до 9 лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
Академик Л. В. Щерба писал о развивающем значении иностранных языков, а именно: «при правильной постановке преподавания развивающее значение иностранных языков заключается во вкладе этого предмета в развитие логического мышления, в совершенствование уже сложившихся мыслительных операций и формирование умения логично строить высказывание».
Недавние исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у детей, которые изучают иностранные языки в дошкольном возрасте, когнитивные способности развиваются лучше, они раньше овладевают чтением, способны гибко и на абстрактном уровне усваивать язык, что проявляется в суждениях о грамматике языка, в понимании игры слов.
На Международном совещании экспертов ЮНЕСКО в Москве в 1985 г. было отмечено, что изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор.
С 1987 по 1991 г. был проведен эксперимент Е. И. Негневицкой, цель которого состояла в «определении психолого-педагогических принципов организации деятельности дошкольников в процессе обучения иностранному языку, при котором у детей формируется способность самостоятельного решения элементарных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка». В целом, научно-экспериментальное исследование подтвердило целесообразность и эффективность раннего обучения иностранных языков с 4 лет. Оно способствует формированию всесторонне развитой личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранных языков в дальнейшем.
Маленькие дети поначалу с большой радостью приходят на первые занятия по иностранному языку. Одним это просто любопытно, других на изучение иностранного языка нацеливают родители.
Но вот проходит несколько занятий, и некоторые дети начинают терять интерес к изучению языка. Причин здесь достаточно много, и одна из них кроется в том, что только взрослый человек прекрасно понимает, как в современных условиях важно и необходимо знание иностранного языка. Для малыша же это не мотивация. Ему интересно знать только то, что он хочет знать.
Здесь и возникает противоречие между желанием ребенка и необходимостью обогащения его мира новыми знаниями, умениями и новыми правилами поведения. Как же сделать так, чтобы ребенок принял обучение и чтобы его интерес к другому языку не падал, а становился более живым? Ответ на этот вопрос педагог может найти в предлагаемом пособии, точнее, он может найти один из вариантов решения проблемы использования и применения лингвострановедческого материала при обучении детей английскому языку. Ведь познать чужой язык невозможно, не знакомясь с историей стран и народов, говорящих на нем, с их культурой и бытом, традициями и обычаями. Практика же показывает, что больше половины дошкольников не владеют страноведческими знаниями об англоговорящих странах. В этой связи особую значимость приобретает поиск решений, обеспечивающих результативность обучения дошкольников английскому языку, и построение системы обучения с использованием лингвострановедческого материала, определение соотношения организованного обучения английскому языку в дошкольном учреждении и в семье, а также выделения форм и методов повышения мотивации при изучении английского языка у детей.
Цель представленных материалов – вызвать устойчивый интерес детей к изучению английского языка, используя лингвострановедческий материал, и на этой основе создать предпосылки для интеллектуального совершенствования ребенка.
В связи с этим приведены разработки занятий в игровой форме и в форме заседаний клуба родителей и детей «Мэри Поппинс», так как игра является основным ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок, получают достаточный страноведческий материал.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Поэтому очень важно использовать в работе с детьми всевозможные игры, имеющие большую лингвострановедческую ценность, тем самым создавая возможную языковую среду на занятиях и в клубных мероприятиях.
Интересной педагогической находкой можно считать создание английского клуба для детей и родителей «Мэри Поппинс», в котором можно познакомиться с традициями и обычаями, культурой англоговорящих стран, бытом коренных жителей.
Целями работы клуба являются:
- повышение мотивации изучения английского языка;
- углубление знаний дошкольников;
- развитие речевых навыков детей;
- расширение лексического запаса;
- получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах.
И, конечно же, такая комплексная работа английского клуба должна «разбудить» интерес детей к изучению английского языка, использованию и применению полученных знаний в других сферах деятельности. Этот процесс неразрывно связан с активностью детей. Активность возникает в определенных условиях. Ребенок должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности.
Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства детей на начальном этапе обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения английского языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться говорить, понимать на английском языке. Интерес же ребенка зависит от его успехов в овладении языком. И если ребенок видит, что продвигается вперед, он с интересом занимается этим.
В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения и применения языка в мероприятиях клуба.
На начальном этапе интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, которые ставят детей перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить и, таким образом, подключить мышление детей: например, это могут быть английские версии игр, песенок, стихов, считалочек.
Особую роль на начальном этапе играет эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети не безразличны к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у детей возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции детей.
Говоря о речевой активности, учитывается тот факт, что начальный этап обучения английскому языку вносит некоторые ограничения в проявление речевой деятельности, связанные с недостаточностью речевых и языковых средств. Во время клубной работы педагог должен стараться стимулировать речевую активность так, чтобы она была по возможности мотивирована, а это значит, что у детей должна быть вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух.
В любом случае очень важно развивать у детей инициативность речевого поведения. Этого можно достичь при условии, что ребенок из объекта обучения становится действующим лицом со своей собственной репликой и манерой поведения.
Речевая активность непременно связана с формированием у детей умения комбинировать лексические единицы и речевые образцы по-новому, в связи с меняющимися ситуациями и речевыми задачами в ходе проведения клубных мероприятий. Это и позволяет задействовать тот небольшой языковой материал, которым уже владеют дети.
Именно в клубной работе на фоне отсутствия языковой среды дети получают практику в применении английского языка. На занятиях по обучению языку дети накапливают определенный запас лексических единиц и речевых образцов, учат много стишков, песенок, считалочек, получают достаточный страноведческий материал, старательно готовятся к выступлениям на заседаниях английского клуба, проявляют большую активность. Высокий эмоциональный настрой, царящий на клубных мероприятиях, заранее подготовленные «невероятные» события и фантазийные ситуации помогают детям раскрыться.
На заседаниях клуба дети показывают все то, что уже они умеют. Они понимают: то, что они делают, – важно, полезно, а это, в свою очередь, помогает им еще лучше выучить английский язык. Работа в клубе направлена на то, чтобы каждый ребенок видел результаты своей работы. Вот почему мы считаем наиболее целесообразной формой для этого праздники и развлечения, которые объединяют детей и родителей, заинтересовывают всех участников.
К участию в английском клубе привлекаются родители. Заседания клуба позволяют не только расширить знания взрослых, но также повысить заинтересованность в деятельности ДОУ по обучению детей английскому языку, дают повод родителям переосмыслить, пересмотреть свои взгляды и вкусы, помочь детям в изучении английского языка.
В рамках клубной работы заметно развиваются творческие способности детей при помощи родителей. На заседаниях английского клуба проводятся конкурсы, направленные на творческое проявление каждого ребенка.
Дети рисуют, мастерят, изображают персонажей пантомимой, принимают участие в дизайне костюмов. Совместно родители и дети, члены английского клуба «Мэри Поппинс», могут привлекаться к разработке церемонии вступления в члены клуба, эмблемы, кодекса чести для всех участников клуба, что определенно помогает единению взрослых и детей, достижению поставленных задач в целенаправленно спланированной системе воспитательно-образовательной работы английского клуба.
Клубная работа по английскому языку предполагает учет желаний и интересов детей и родителей, добровольность участия, целеустремленность участников, развитие творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка, перспективу роста и ожидание положительного результата своей работы, а также лингвострановедческую направленность.
Возникшую проблему увеличения активного времени для подготовки каждого участника клуба помогают решить родители, старшие братья и сестры, магнитофонные записи детских песен, стишков, а также компьютерные игры и презентации-консультации.
Овладение английским языком происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом, достигается результат в обучении дошкольников иностранному языку, повышении интереса и мотивации изучения языка, а также в интеллектуальном и творческом развитии детей.
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Многие лингвисты, педагоги-практики ведут поиск инновационных технологий в сфере раннего обучения детей английскому языку. Проводятся широкомасштабные эксперименты по обучению дошкольников английскому языку. Распространение широкого спектра методических рекомендаций и учебных пособий по иностранным языкам отечественных и зарубежных авторов имеет позитивные тенденции, так как появилась возможность их выбора.
Но в результате сравнительного анализа методических пособий по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста было выявлено, что работы отдельных авторов имели свою аспектную направленность, редко отвечая комплексному подходу в обучении.
Так, Н. А. Малкина занималась разработкой содержания обучения, а Н. Н. Ачкасова и Н. А. Яценко уделяли больше внимания способам обучения иностранному языку, Т. П. Блудова определила средства обучения, И. С. Гарамова рассматривала проблему обучения видам речевой деятельности. К сожалению, проблеме использования лингвострановедческого материала не уделялось должного внимания. А ведь он несет большую воспитательную и образовательную ценность, включая в себя английский фольклор, который является индикатором ценностей создавшего его общества, и страноведческую информацию, что, в свою очередь, помогает детям окунуться в мир изучаемого языка.
При обучении дошкольников иностранному языку особое значение приобретает лингвострановедческий подход. Невозможно изучать язык, не познавая ее культуру и народ. Использование в работе при обучении дошкольников английскому языку стихов, считалочек, рифмовок, народных песен и игр, имеющих большую лингвострановедческую ценность, а также применение страноведческого материала о традициях и обычаях, культуре и быте коренных жителей англоговорящих стран всесторонне обогащают ребенка, расширяют его кругозор, способствуют развитию речевых навыков, накоплению лексического запаса, а также вызывают огромный интерес и потребность к углубленному изучению английского языка.
Использование лингвострановедческого материала в дошкольном возрасте при обучении детей английскому языку как средства эффективности усвоения и повышения интереса к изучению языка создает оптимальные условия для педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.
В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктора, то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
б) овладение, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас;
г) умение связно высказаться в пределах тематики и ситуации общения;
д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.
Обучение детей иностранному языку должно осуществляться на основе принципа осознанности, рассматривая его в рамках коммуникативно-деятельностного метода (подхода) и ориентируясь при этом на реализацию практической цели обучения, а именно: научить ребенка общаться.
Поэтому необходимо, чтобы была разработана система обучения с использованием лингвострановедческого материала, выделены формы и методы повышения мотивации при изучении английского языка у детей, определено соотношение организованного обучения детей английскому языку в дошкольном учреждении и в семье посредством организации английского клуба, а также выявлен спектр страноведческой информации, применимый в работе с детьми дошкольного возраста и родителями.
Содержание образования
и организация учебно-воспитательного процесса
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает, прежде всего, развитие у детей творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобладающего характера их активности, умения трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.
Такой социальный заказ определяет целый комплекс воспитательных, развивающих и учебно-образовательных целей, которые должны быть реализованы при обучении детей английскому языку. Задачам воспитания и развития дошкольников подчинены все компоненты образовательного процесса, что отражает сущность обучения в дошкольном образовательном учреждении. Основой для достижения этих воспитательных, образовательных и развивающих целей является практическое овладение иностранным языком.
Систематическое и целенаправленное обучение английскому языку, как правило, осуществляется на занятиях, которые являются основной формой образовательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Учитывая, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, занятия проводятся в игровой форме, где основное место занимает общение, максимально приближенное к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Игра же создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
В практике работы с детьми широко используются различные игры для обучения иностранному языку: игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой и до последней минуты.
Чем больше педагог погружает детей в атмосферу игры, следуя четким правилам и импровизируя на ходу, тем успешнее проходит обучение. Не стоит бояться того, что «слишком много» играющие дети не научатся серьезности и ответственности. Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.
Занятия по английскому языку в дошкольном возрасте целесообразно объединять общей темой. Так, например, дети приходят на день рождения Винни-Пуха и на протяжении всего занятия играют с именинником или отправляются на помощь мышонку Джерри, выполняя ряд определенных заданий. Таким образом, цели обучения соответствуют и соединяются с тем миром, в котором живет 5–6-летний ребенок. Это мир сказок, увлекательных историй и песенок, в нем царствуют живой неподдельный интерес, любознательность и желание поиграть со своими сверстниками. И если тематическое единство пронизывает несколько занятий, то деятельность детей необходимо обязательно разнообразить, чаще менять виды работы, перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения – дошкольники так быстро устают. Но при этом надо стараться, чтобы каждый элемент занятия был нужен для решения его общей задачи или задач, чтобы движения или игра не становились самоцелью.
Создавая условия для закрепления детьми страноведческого материала, в занятия включаются и специальные компьютерные игры. Очень нравятся детям игры: «Кто где живет?», «Какой страны флаг и герб?», «География в кастрюле», «Праздник к нам пришел» многие другие.
Схема построения игровых занятий традиционна. Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема умственных нагрузок.
Факторы, сопровождающие игру, – интерес, чувство удовольствия, радости – облегчают обучение. Игра конкретна и соответствует развитию дошкольника. В старшей группе игра должна составлять 80 % занятий иностранным языком, а в подготовительной группе – не менее 50 %.
Игры применяются с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и доступности в обучении.
На занятиях используются как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка («Goose, goose, duck», «Simon says», «London bridge»), так и русские игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом («Пастухи и охотники», «Садовник», «Чудесный мешочек»).
Часто русские игры усложняются за счет увеличения и изменения текста, для того чтобы закрепить знание нужных конструкций или определенного лексического материала.
Наличие перспективного плана для первого и второго года обучения обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности.
Во вводной части занятия используются специальные приемы. С самого начала обучения педагог стремится вырабатывать определенный стиль или традицию общения с детьми, вводит и соблюдает некоторые ритуалы: приветствие, прощание, разговор о погоде, использование принятых в английском языке форм этикета. Такие ритуалы позволяют легче настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английские реплики, а также дисциплинируют дошкольников. Ребятам предлагается поприветствовать героя, который пришел на занятие, рассказать о том, как у них дела, поделиться наблюдениями за погодой. Детям нравится играть с «живыми картинками». Двое-трое детей по заданию педагога производят одно действие за другим. Все действия изображаются без слов. Затем детям-зрителям задаются вопросы по живой картинке, дети пытаются озвучить ее.
Например: Коля и Маша идут навстречу друг другу, здороваются рукопожатием, смотрят на небо, делая вид, что обсуждают погоду. В конце прощаются, помахав рукой. Дети-зрители восстанавливают живую картинку.
Не зная заранее, что будут делать «актеры», дети внимательно следят за их действиями. Таким образом, у детей вызывается живой интерес.
Если дети допускают в ответах ошибки, сценку можно повторить. Смена «актеров» воспринимается как новая картинка, повторение вопросов не утомляет детей.
В этой же части занятия проводится фонетическая зарядка, которая подготавливает речевой аппарат детей к дальнейшей работе.
Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми речевых упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями.
Так, дошкольники с удовольствием играют в «Веселые жмурки» с колокольчиком, узнавая по голосу, кто с ними поздоровался или кто спрашивает их имена и страну, в которой они живут. Дети по-новому воспринимают знакомые речевые образцы, овладевают возможными вариантами действий с ними, пытаются строить самостоятельные высказывания.
Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку речевого аппарата, повышают интеллектуальные возможности организма.
Основная часть занятий вариативна. Есть занятия, где планируются игры и игровые приемы на введение нового материала. Есть занятия, где проводится комплекс упражнений в игровой или в имитационной форме, направленные на закрепление и систематизацию речевых умений. В основной части также может вводиться страноведческий материал, требующий активных мыслительных действий. В заключительной части планируются подвижные игры со словами.
Таким образом, на занятиях решается доминирующая задача – развитие речевых навыков и расширение лексического запаса детей. А повышение мотивации изучения английского языка и получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах можно успешно решать в клубной работе. Все полученные знания, умения и навыки дети активно и с удовольствием применяют в развлечениях и праздниках, которые проходят в английском клубе «Мэри Поппинс»*. Именно в клубе дошкольники получают практику в применении английского языка.
Заседания клуба проводятся при активном участии не только детей, но и их родителей. Все организационные вопросы по подготовке к проведению встреч обсуждаются совместно и заранее. Дети принимают посильное участие в оформлении зала, изготовлении дополнительного дидактического материала и атрибутов, участвуют в дизайне и изготовлении костюмов.
Учитывая лингвострановедческий подход к обучению детей английскому языку, а также принцип единства воспитания и обучения, необходимо организовать работу с родителями в целях расширения их знаний и представлений о Великобритании, ее народе и быте, культуре, традициях и обычаях. Эта деятельность должна проводиться в нескольких направлениях, в которых определились темы и содержание бесед со взрослыми, а именно:
- «Знакомьтесь: Великобритания» – сведения о географическом положении Великобритании, об административно-политическом устройстве страны, об английской символике, о столице, ее достопримечательностях;
- «Скоро праздник» – сообщение информации об английских официальных и неофициальных праздниках, об их истории, обычаях и традициях празднования, ознакомление с английскими песнями, стихами, сказками и легендами;
- «Кругосветное путешествие вокруг стола» – знакомство с английской кухней, с наиболее популярными английскими блюдами, с рецептами традиционных праздничных лакомств;
- «Коллекция идей для нескучной жизни» – знакомство с английскими народными играми, кроссвордами, головоломками, советы по изготовлению забавных игрушек-самоделок.
Вся полученная лингвострановедческая информация взрослыми успешно может использоваться при общении с детьми, так как материал дается в занимательной, интересной, а главное, в доступной для дошкольников форме.
Это дает простор для мобилизации и развитии творческих способностей, интеллектуальных качеств ребенка, доставляет радость, создает веселое настроение, а также показывает ребенку положительный результат и значимость обучения, что, в свою очередь, повышает мотивацию изучения иностранного языка.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы
Исследования и достижения зарубежных и отечественных ученых и педагогов-практиков показывают, что потенциальные возможности детей к изучению иностранных языков и постижению мира очень велики. Дошкольный возраст особенно подходит для раннего обучения языкам. Возникает необходимость в интенсификации образования в этом возрасте.
Работа по обучению детей английскому языку строится исходя из принципа комплексной реализации целей обучения, т. е. процесс обучения направлен на овладение детьми как речевыми навыками (лексика и грамматика), так и языковыми умениями (диалогическая и монологическая речь, аудирование).
Учитывая тот факт, что обучение фонетике занимает одно из ведущих мест на начальном этапе изучения английского языка, педагоги в своей работе должны активно использовать фонетический подход. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, а проходила весело и интересно, используются фонетические упражнения в игровой форме. Например, детям предлагается послушать «Сказки Мистера Язычка»: у язычка есть хозяин, сам ребенок, язычок надо сделать послушным. Работа над английским произношением помогает детям и в освоении родного языка, если он не умеет пока правильно произносить русские звуки. К сказке педагог может возвращаться почти на каждом занятии. Полезна система упражнений: «Воздушные шары», «Жуки», «Колокольчики», а также фонетические игры: «Эхо», «Попугайчик», «Волшебное радио». На первоначальном этапе обучения детей английскому языку лучше придерживаться тематического подбора лексики для фонетических зарядок.
Повторение за взрослым английских скороговорок, пословиц и поговорок, несущих лингвострановедческую ценность, дает возможность детям усвоить правильную интонацию английских предложений.
При введении новой лексики следует опираться на особенности психофизиологического развития детей 5–6-летнего возраста. В этом возрасте речь детей подчиняется закономерностям непосредственного, чувственного восприятия.
Существенной особенностью такого восприятия является то, что малышу важно, с одной стороны, чтобы предмет, действие или явление были названы, а с другой – ему пока еще не важно, какими словами они будут названы. При восприятии материала дети склонны обращать внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску.
Яркая, красочная наглядность является хорошим помощником при обучении детей младшего возраста. Ребенок гораздо быстрее усваивает английское слово, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он видит или выполняет сам.
Выработке навыков устной речи по конкретным темам помогают различные раздаточные материалы, наборы игрушечной мебели, посуды, одежды, все то, с чем дети любят играть. Для активизации речи ребенка полезно иметь уже в самом начале обучения игрушки и изображение предмета в нескольких вариантах. Например, воздушный шарик желтого, красного, голубого цвета или собачка большая и маленькая. К тому же разнообразные забавные игрушки и картинки вносят элемент новизны в занятие, создают необычную ситуацию.
Принцип новизны как один из ведущих принципов обучения детей иностранному языку позволяет разнообразить сюжетно-композиционное построение занятия.
При широком использовании игрушек и картинок у детей развивается образная и ассоциативная память, а четкая постановка задач общения и организация их решения способствуют развитию словесно-логической памяти.
Это происходит потому, что у дошкольника прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному употреблению. При этом следует использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания.
Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре.
Бесспорно, ведущее место в обучении детей английскому языку занимают игры. Интеграция английского языка в образовательную и воспитательную работу осуществляется в самых привычных формах игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, музыкально-подвижные игры.
Учитывая тот факт, что на начальном этапе обучения особая роль принадлежит тому, чтобы заинтересовать детей в предмете, нужно пытаться найти решение этой проблемы с помощью разнообразных игр на английском языке.
Особое место в обучении английскому языку отводится играм-драматизациям. Для драматизации самым благодатным материалом являются известные детям сказки, мультфильмы, стихи из английского фольклора: «The three little pigs», «The turnip», «Little mouse», «Old MacDonald» и др., где маленьким актерам предоставляется полная свобода выбора роли, а сама игра-драматизация строится на основе уже знакомых детям лексических единиц и речевых оборотов.
Такие игры служат стимулом к овладению иноязычной речью, помогают создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности у дошкольников значительно опережает языковые возможности, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых лексических единиц и речевых образцов.
Опыт показывает высокую эффективность игр-драматизаций для развития навыков и умений неподготовленной устной речи на основе мотивации речевых действий. Мало кто из дошкольников остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа, а все дети становятся активными участниками или свидетелями, сначала сознательно, а затем подсознательно «привязывают» различные речевые обороты к определенным ситуациям общения, более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений, быстро овладевают обусловленной сюжетом лексикой.
Игры-драматизации способствуют повышению языковой компетенции дошкольников, помогают им намного быстрее «чувствовать» язык, знакомиться с литературой страны изучаемого языка, с культурой англоязычных стран.
Широкое применение в практике занятий находят традиционные народные английские игры.
При обучении английскому языку через народную игру происходит приобщение к культурным ценностям англоговорящих народов, развитию культуры речи в целом, что положительно сказывается на освоении лексико-грамматического материала.
Дети получают более широкие возможности для развития навыков диалогической и монологической речи и развития речемыслительных способностей. В народные игры народ всегда вносил потешки, песенки, сказки.
Такие игры, как «Ring a ring o’roses», «Oranges and lemons», «Trick or treat», c их простыми текстами, доступными для детей движениями вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с собеседником.
Так как развитие мышления детей идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, можно прибегнуть к использованию кубиков и карточек с пиктографическими значками при ознакомлении дошкольников со структурой речевых образцов.
Например, речевой образец «I like to play» («Я люблю играть») изображается с помощью пиктографических значков следующим образом:
Применение зрительных опор подходит не только для обучения грамматике. Они способствуют выработке навыков и монологической речи, помогая детям следовать логике высказывания и снимая трудности в употреблении лексических единиц. Такие опоры применяются при введении и закреплении страноведческой информации, а также при заучивании стишков, потешек и песенок.
Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер, а любимыми занятиями дошкольников являются раскрашивание, рисование, вырезание фигур из бумаги, конструирование, пение и танцы, и это обязательно должно учитываться в системе занятий. Дети рисуют на доске или в тетрадях и тут же комментируют нарисованное или описывают его в форме загадки, вырезают фигурки, при этом поют не только песенки, но и пропевают речевые образцы: это полезно для развития правильной интонации.
При этом хорошо, если дети жестами, движениями передают содержание песен. Дети составляют «шифрованные письма», моделируя предложения с использованием пиктографических значков.
Дети этого возраста очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением, поэтому быстро утомляются. При первых признаках снижения внимания и работоспособности необходимо дать детям отдохнуть. Подвижные игры с использованием стишков, потешек и песенок очень оживляют занятие и дают возможность детям прочно закрепить знания лексики и грамматических форм, необходимых для развития навыков устной речи.
Говоря об использовании песен на занятиях английского языка, нельзя не упомянуть и о таком жанре, как «опера». Подобный музыкальный спектакль дети готовят с большим воодушевлением, так как зрителями в зале будут их папы и мамы. Либретто для постановки оперных спектаклей служат русские и английские народные сказки, введение в сюжет стишков и песенок собственного сочинения педагога.
При ознакомлении с культурой и бытом англоговорящих стран большим подспорьем являются компьютерные технологии – мультимедийное сопровождение занятий и развлечений. Разработанные компьютерные презентации и игры: «Мы говорим на английском языке», «Знакомьтесь: Лондон», «Праздник к нам пришел», «Кто во что одет?» и другие, конечно же, обогатят впечатления детей и расширят круг знаний о стране изучаемого языка.
Развлечения и праздники должны стать неотъемлемой частью работы по обучению детей английскому языку. Их ценность заключается в том, что они проводятся при тесном взаимодействии детей и родителей. Можно проводить различные мероприятия.
Например: «Жирный вторник» на английскую Масленицу с «блинными бегами» мам и конкурсом на самый вкусный и оригинальный блин; игра «Найди свою половинку» в день святого Валентина, когда мамы исполняют «Вальс на носочках», поют традиционную английскую песню; «День рождения Матушки Гусыни», на котором дети расскажут английские стишки и потешки, а мамы переведут их на русский язык в стихотворной форме; «Хэллоуин» – костюмированный маскарад, где дети весело поиграют с родителями, соревнуясь в беге на метле.
Для придания коммуникативной направленности процессу обучения надо стремиться поддерживать высокую активность каждого ребенка, которая достигается за счет оценки коммуникативных умений и знаний детей. Но при этом оцениваются, прежде всего, их успехи, а не недостатки.
Нужно стараться поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языка чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха. На втором году обучения самих детей можно привлекать к рефлексии своей деятельности с помощью красочного табло «Как я работал на занятии?».
В результате такой целенаправленной и творческой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении детей английскому языку: у детей активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов, они становятся более свободными, раскрепощенными в общении, появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.
Сотрудничество и сотворчество детей и взрослых развивает воображение детей, побуждает их к свободному и естественному общению, что положительно сказывается на языковом развитии дошкольников. Дети охотно принимают участие в процессе обучения, в подготовке к развлечениям и праздникам, стремясь достичь положительных результатов.
Они попадают в особый мир отношений, переживаний. Дошкольники учатся добиваться успеха. Достигнув желаемого, они стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность.
Таким образом, обучение детей английскому языку с использованием лингвострановедческого материала предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности каждого ребенка
* Материал из опыта работы ДОУ № 43 г. Белгорода.
Содержание
Введение 3
Перспективный план работы английского клуба «Мэри Поппинс» с родителями и детьми старшей группы 26
Перспективный план работы английского клуба «Мэри Поппинс» с родителями и детьми подготовительной группы 28
Разработки занятий 30
Путешествие по Лондону с тетушкой Молли (занятие с использованием мультимедийного сопровождения) 30
Зов джунглей 40
Цветик-семицветик 44
День рождения Винни-Пуха 47
Визит Карлсона 50
В какие игры и как играть с детьми (рекомендации для родителей) 53
Сценарии мероприятий 63
Путешествие по Великобритании 63
Жирный вторник 70
The House in the Wood (музыкальное представление) 73
Коллекция идей для «мастеровых людей» 79
Прыгающие летучие мыши 79
Закладка с сюрпризом 80
Сапожок с подарками 81
Валентинка 82
Овсяное печенье в форме сердечек 83
Печенье или жизнь! 83
Дополнительный лингвострановедческий материал к занятиям 84
Тауэр 84
Башня с часами Биг Бен 86
Тауэр бридж 88
Азбука вежливых слов и выражений маленького джентльмена 89
Английские праздники 96
Чайный вечер по-английски 112
Неделя шотландской кухни 116
Учим стихи, песенки, потешки на английском 118
Литература 126
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом