Окружающий мир и музыка: учебно-игровые занятия и мероприятия для детей 4-6 лет

Есть на складе
75 руб.
-10%
67,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 881у
Авторы-составители Головачева И. Н., Власенко О. П.
Издательство Учитель, 2009
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-1752-1
Страниц 143
УДК 372.21
Штрихкод 9785705717521
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 101 г
В пособии представлены материалы, которые помогут педагогам дошкольных учреждений комплексно и интегрированно решать проблему формирования экологической культуры через музыкальное воспитание. Учебно-игровые и тематические циклы, разработки занятий, досуговые мероприятия позволят показать ребенку неисчерпаемую красоту и ценность окружающего мира в образах музыкального искусства.
Предназначено музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений и центров детского творчества; может быть полезно студентам факультета дошкольной педагогики и психологии средних и высших педагогических заведений.

Подробное описание

Введение

Красота музыки имеет своим источником красоту
окружающего мира. Пусть ребёнок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда
сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский


Ведущей педагогической идеей данного пособия является стремление распахнуть детям окно в окружающий мир, чтобы они через образы музыкального искусства увидели всю его неисчерпаемую красоту и великую ценность.

Предпосылками возникновения представленных материалов стала волнующая и интересующая любого педагога одна из актуальных проблем современности – экологическая проблема, безусловно, в совокупности с многочисленными экономическими и социальными проблемами, с которыми она имеет общий корень и определяет духовное и материальное благосостояние общества. В практике дошкольного воспитания экологическое воспитание зачастую имеет приоритетное направление.

Занимаясь проблемой экологического воспитания детей, музыкальный руководитель ДОУ вместе с другими педагогами осознаёт и определяет, что музыка в этом процессе играет особую и важную роль. Ведь само слово «воспитание» говорит об особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра и Красоты.

Цель данного пособия: воспитание гармонически развитой личности, постижение мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих особенностей детей.

Предлагаемый материал по своему характеру является развивающе-обучающим и направлен на формирование эстетических оценок, эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, художественного вкуса. Данные материалы дают возможность педагогу обеспечить эффективность развития музыкальности детей, их музыкальной культуры, художественно-творческих способностей.

Научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве автор считает главной задачей. Обучая детей на образах прекрасного, мы, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Воспитывая детей эстетически, музыка вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, помогает определить нормы поведения и взаимоотношений.

Музыка способна ярко выразить конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания. Она выполняет роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.

Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но для этого он должен развить и улучшить себя. К сожалению, мы наблюдаем недостаточный уровень экологического сознания, экологической культуры современного общества. Это одно из основных противоречий, встречающихся в массовой практике. Однако опираясь на опыт работы, можно утверждать, что эти противоречия разрешимы.

Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.

Условия для развития музыкального творчества детей создаются на основе синтеза искусств, с использованием сочетания разных видов деятельности: музыкально-изобразительной (комплексные занятия), музыкально-художественной (игры-драматизации, музыкально-литературные композиции, музыкально-театрализованные представления.)

Диапазон представленного материала достаточно широк. Он включает в себя:

1. Учебно-игровой цикл «Окружающий мир глазами детей через образы музыкального искусства».

2. Тематический учебно-игровой цикл по слушанию музыки «Времена года».

3. Цикл музыкально-тематических занятий «Там, где музыка живет».

4. Цикл досуговых мероприятий:

– тематические праздники;

– тематические дни: «День зелени», «День здоровья», «День защиты окружающей среды»;

– экологическая акция «Берегите птиц»;

– экологические сказки: «Путешествие капельки», «О добре и зле», «Звуки музыки и сердце природы», «Делу время, а потехе час».

Автор в своей деятельности опирается на методику известного австрийского композитора Карла Орфа. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, – задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление» (К. Орф).

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфский набор». Карл Орф писал, что лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Особое, важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, притопы ногами, щелчки пальцами.

Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создать целые композиции.

Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении.

Основываясь на методике К. Орфа и методическом пособии Т. Э. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка», можно создать набор шумовых инструментов, которые будут являться большим подспорьем в работе с детьми по творческому музицированию.

Один из важнейших педагогических принципов К. Орфа – применение речи при обучении музыке, которым, на наш взгляд, нельзя пренебрегать.

Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и для музыки. Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного слуха – способности слушать и понимать содержательный смысл музыки.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям возможности музыкальных средств

Содержание

Введение    3

Организация работы по формированию  экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание    7

Перспективно-тематическое планирование    10

Окружающий мир и музыка. Циклы занятий    23

Цикл «В стране волшебных звуков»    23

Цикл «Звуки осени»    35

Цикл «Зимняя сказка волшебных звуков»    40

Цикл «Нежные звуки весны»    53

Цикл «Яркие краски лета»    56

Цикл «Экология и музыка»    69

Сценарии праздников и развлечений    89

Туристический поход Робинзонов (летний музыкально-спортивный праздник)    89

как здоровье сохранить (тематический праздник)    95

Путешествие капельки    113

Делу время, а потехе час (детский спектакль)    118

И. А. Осина

За околицей (девичьи посиделки)    125

Как мамонтенок искал свою маму (праздничное путешествие)    128

Святки (развлечение)    135

Литература    141

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос