Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру
Код | 881п |
Авторы-составители | Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1637-1 |
Страниц | 138 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705716371 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 6 (мм) |
Вес | 105 г |
Данное пособие содержит разработки занятий со старшими дошкольниками по курсам: "Родные корни" и "Четыре стихии мира" (тематика курсов соответствует "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, а также программам "Детство", "Развитие", "Радуга"). Интересные задания и вопросы для обсуждения, разнообразные опыты и темы для детских исследований, дидактические материалы, методические рекомендации по организации образовательного пространства помогут педагогу провести запоминающиеся занятия, сформировать у старших дошкольников стремление к новым знаниям.
Предназначено воспитателям, методистам ДОУ, может быть полезно студентам факультета дошкольной педагогики и психологии высших и средних учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребенка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарен ребенок от природы, в нем всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала.
К образовательным учреждениям предъявляются высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной направленности с целью воспитания свободно мыслящей, гуманистически ориентированной личности, адаптированной к условиям нестабильного, быстро меняющегося социума.
Перед педагогами дошкольных заведений стоит вопрос преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием на основе личностного развития ребёнка. Общеизвестно, что сознательная готовность дошкольника к обучению в школе, высокий уровень самостоятельности и стремление к совместной деятельности дают ребёнку значительное преимущество перед сверстниками и чувство уверенности в себе. Такие дети быстрее и глубже осваивают программу начальной школы, а главное более комфортно чувствуют себя в новых условиях социальной жизни. Вот почему так важно технологически правильно организовать деятельность детей, чётко продумать методический инструментарий работы для творческого и познавательного развития каждого ребёнка. При этом важно учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики в дошкольное учреждение.
В данном пособии содержатся конспекты занятий со старшими дошкольниками по двум курсам: «Народная культура» и «Четыре стихии мира». Тематика предложенных курсов (она соответствует традиционной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, а также другим программам для детских садов: «Развитие», «Радуга», «Детство») позволяет педагогу предоставить детям возможность самостоятельно обретать знания в дидактически организованной среде, где царит радостная атмосфера сотворчества и сотрудничества детей и взрослых. Знания, приобретенные в ходе самостоятельного их «добывания», становятся достоянием их личного опыта и, кроме того, служат формированию определённых личностных качеств.
Работа по предложенным курсам даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, личный опыт постепенно становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка, определяет речевые, познавательные, практические знания и умения, которые позволяют подвести детей к позиции исследователя.
Обучение детей будет эффективным в случае соблюдения следующих принципов:
• дети – объекты индивидуального подхода со стороны педагога;
• развивающая среда – фактор познавательного и творческого развития ребёнка;
• педагог должен владеть культурой труда, культурой сотрудничества.
Дети старшего дошкольного возраста всегда стремятся совершенствовать свои внутренние силы в полезной работе не только для себя, но и для коллектива. Педагогу следует учитывать эту особенность и организовать учебно-воспитательное пространство в виде тематических зон:
- экспериментально-поисковая лаборатория;
- лингвистическая лаборатория;
- музейно-историческая лаборатория;
- эколого-космическая лаборатория;
- театрально-музыкальная студия;
- творческая мастерская;
- библиотека, читальный зал.
Такая развивающая среда группы способствует устойчивому и пытливому интересу детей и достижению высокой результативности в проектной деятельности. Во многом вариантность её построения зависит от конкретных условий образовательного учреждения, творчества и инициативы педагогического коллектива.
Предложенные в пособии занятия объединены общей темой (народная культура, стихии мира) и представляют интеграцию следующих дисциплин: естествознание, развитие речи, изобразительное искусство, музыка. Это соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.
Освоение предложенными курсами ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
• совместная деятельность воспитателя и ребёнка над проектом;
• совместная деятельность детей;
• совместная деятельность детей с родителями;
• совместная деятельность детей с различными общественными организациями (библиотека, кинотеатр, музеи).
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, выставки, концерты, спектакли, праздники.
В образовательной среде дошкольного учреждения фигура педагога является ключевой. Очень важно, чтобы место этой фигуры было правильно обозначено. Педагог должен быть коллегой, старшим товарищем ребёнка, готовым в нужный момент ненавязчиво направить ребёнка к актуальной для него цели. Педагог доброжелательно руководит ребёнком и всей группой в целом, осуществляя педагогическое сопровождение детей в деятельности по освоению окружающего мира. Целесообразно выделить основные функции педагога.
1. Посредническая функция. Педагог поддерживает связь между ребёнком и развивающей средой – осуществляется педагогически организованное освоение ребёнком окружающей среды.
2. Руководящая функция. Педагог предлагает ребёнку свое-временно тематику исследования и наблюдения, относящуюся к зоне его ближайшего развития. Педагог внешне пассивен, внутренне – высоко активен. Важно подчеркнуть тактичность руководства взрослого: вводить детей в проблемную ситуацию с опорой на детский личный опыт. Однако не следует слишком сильно давать возможность ребёнку почувствовать присутствие взрослого, чтобы не стать «препятствием между ребёнком и его опытом».
3. Обучающая функция. Педагог стимулирует познавательные интересы детей и ориентирует их на использование накопленных знаний и наблюдений.
4. Организующая функция. Речь идёт о создании педагогом специально подготовленного дидактического пространства, которое должно содержать разнообразные средства для самовоспитания и предоставлять детям все виды свобод и право на ошибку.
5. Диагностическая функция. Одним из основных требований, предъявляемых к педагогу, является умение наблюдать за деятельностью ребёнка и оценивать его познавательные и творческие достижения.
6. Защитная функция. Это миссия «ангела-хранителя» и опекуна. Педагог должен следить, чтобы дети не мешали друг другу, и оберегать их старания и результаты труда – быть хранителем индивидуальных и коллективных достижений.
Один из курсов, предложенный вниманию педагогов, – «Стихии мира» – требует от ребенка очень специфичного, но чрезвычайно важного умения: умения слушать. Возможно, занятия данной тематики следует проводить после так называемых занятий тишины.
Занятия тишины в высшей степени полезны не столько, как физический отдых для нервной системы, сколько как самый лучший стимул для развития волевых центров ребёнка. Это одно из самых уникальных средств воспитания внимания, особенно у малышей.
По утверждению Франклина, педагоги «учат нас говорить, и нет таких, которые учат нас молчать. Говорить – это тратить, слушать – приобретать». Дети учатся прислушиваться не только к внешним звукам, но и к движению собственной души, к собственным мыслям.
Сигналом к началу занятия тишины могут быть звонок колокольчика, какой-либо постоянный отрывок музыкального произведения, табличка с произвольной символикой или же просто голос педагога. Эффект занятий тишины достигается не сразу, эти занятия требуют особой техники. Детей надо постепенно приучать быть неподвижными и молчаливыми. Для этого нужно разлагать программу до возможного предела на отдельные элементы.
Предложив детям сесть в круг, педагог садится и показывает, как надо сидеть спокойно: обращает внимание на правильную посадку, на руки, на ноги, на выпрямленную спину, на голову и обязательно на дыхание с закрытым ртом. Такое неподвижное состояние – напряжённое, в конечном итоге должно постепенно перейти в свободное состояние покоя. Дети не утомляются, а отдыхают, тем более, подобные упражнения коротки – от 2 до 5 минут. Педагог может предложить обратить внимание на различные звуки, не слышимые нами в обычной обстановке: тиканье часов, чьи-то шаги, голоса, звуки за окном, звуки ветра и дождя. Особенно интересно и с наибольшей пользой такие занятия целесообразно проводить весной и осенью при открытом окне: шум листвы, голоса прохожих, пение птиц и т. д.
Наивысшим проявлением концентрации внимания выступает на детских лицах выражение прислушивания, непосредственного удивления, ощущение новизны и необычности звуков, которые они слышат ежедневно.
Да, действительно они слышат их впервые, так как люди привыкают жить в шуме и воспринимают звуки в хаосе. Задача педагога – научить детей вычленять звуки и отличать звук от шума. Дети во время таких занятий учатся слышать самые тихие звуки, самые тихие голоса, доходящие до шёпота. В конце занятия педагог спрашивает детей, что они слышали, и просит поделиться своими впечатлениями. Такого рода упражнения при условии покоя и тишины обеспечивают ребёнку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, оставляющие в его сознании глубокий след. Все упражнения на занятиях педагог может варьировать по своему усмотрению. Практика показывает, что использование аудиокассет с живым звуком специально для детей приносит свои положительные результаты. Это могут быть кассеты:
- шум морского прибоя;
- шум ветра пустыни;
- голоса птиц утром в лесу;
- голоса птиц в солнечный день на лугу;
- шум водопада;
- шум ручья;
- голоса домашних животных и т. д.
От занятия к занятию собирая и анализируя материал по изучаемой теме, ребенок должен уметь оценивать свои достижения. Для развития этого умения может быть полезным вести лист собственных достижений, который заполняет сам ребенок. Ниже предложен один из возможных вариантов листа достижений.
Лист моих достижений
Выполнение ребенком подобной работы позволяет выявить уровень сформированности умения задать самому себе вопрос, желание отвечать на поставленные вопросы, способность участвовать в обсуждении какой-либо информации, – т. е. у дошкольника формируется способность к рефлексии.
Рекомендации и методические советы, предложенные в пособии, помогут педагогу построить, организовать и провести интересные, запоминающиеся и эффективные занятия, а жизненный опыт ребенка, приобретённый в условиях дидактически подготовленной среды, позволит дошкольникам стать наблюдательными и любознательными исследователями
Содержание
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом