Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе

Есть на складе
207 руб.
-10%
186,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 881о
Авторы-составители Казинцева Е. А., Померанцева И. В., Терпак Т.А.
Издательство Учитель, 2024
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-3709-3, 978-5-7057-1613-5, 978-5-7057-4356-8, 978-5-7057-6345-0
Страниц 190
УДК 372.21
Штрихкод 9785705716135, 9785705743568, 9785705737093, 9785705763450
Размеры (Ш x В) 140 x 200 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 134 г
Задачей современной ДОО является полноценная подготовка ребенка к школе. В пособии представлены основные направления организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы.
Вниманию педагога предложены подробные конспекты занятий, направленные на формирование количественных, пространственных и временных понятий, представлений о форме и величине, разработанные по принципу интеграции различных видов детской деятельности в освоении образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие" в соответствии с положениями ФГОС ДО и ФОП ДО. Различные диагностические методики и перспективный план работы помогут педагогу системно, последовательно и рационально организовать образовательную деятельность, набор пальчиковых игр и логических задач будет полезен в качестве дополнения предложенных или при разработке других занятий с дошкольниками.
Предназначено педагогам ДОО, полезно учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня для использования в учебных целях; рекомендовано родителям для совместных занятий с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

…Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходится подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок XXI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.

Формирование элементарных математических представлений также происходит в дошкольной образовательной организации. Данное пособие призвано помочь воспитателям сделать этот процесс успешным и эффективным.

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В XVII–XIX вв. Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена A. M. Леушиной.

Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка (Л. С. Выготский).

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, Л. И. Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний.

Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Непомнящая и др.).

Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных организациях, Л. А. Козлова, A. M. Леушина, З. А. Михайлова, Е. И. Щербакова и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей.

Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.

В представленном пособии рассматриваются следующие направления:

Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей выполнение ФГОС ДО).

Развитие (т. е. развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).

Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).

При поступлении детей в образовательную организацию должна быть организована всесторонняя диагностика всеми специалистами, работающими с детьми.

Важно, чтобы психолого-педагогическое изучение ребенка носило технологический характер, то есть первичное обследование, изучение ребенка в процессе пребывания в группе, способствовало выбору оптимальных условий и содержания работы с каждым конкретным ребенком.

Диагностическая работа с детьми ведется поэтапно.

Глубокий всесторонний, научно обоснованный подход к диагностике позволяет создать объективную картину психофизического развития ребенка: выявить проблемы несформированности психических процессов, личностных качеств, необходимых будущему школьнику (любознательности, инициативности, самостоятельности); установить проблемы в знаниях, в том числе по математике.

При обследовании детей по формированию элементарных математических представлений необходимо опираться на диагностическую методику В. А. Юртайкина «Диагностика обследования детей».

Педагог-психолог проводит диагностику первоначальных учебных навыков и умений, развития психических процессов.

Воспитателям необходимо систематически наблюдать за развитием и достижениями детей на занятиях (Приложения 1, 2, 3).

Регулятором норм для развивающей работы в группе являются следующие принципы:

Научность обучения, требующая усвоения детьми определенного содержания человеческой культуры.

● Активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания.

● Системность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала.

Природосообразность, требующая умения принимать ребенка таким, какой он есть, доверять ему, укрепляя его внутренние силы.

Личностно ориентированная направленность обучения, сочетающаяся с коллективным и индивидуальным подходом к детям.

Развивающее и воспитывающее обучение, определяющее необходимость направленного формирования личности, т. е. коррекционно-развивающее обучение.

Основной формой обучения детей математике являются занятия, т. к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приемы; обосновывается усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков.

На занятиях осуществляется освоение содержания основной образовательной программы ДОО.

Остальные формы используются для обогащения опыта, закрепления удержания занятий или выступают как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.

При проведении занятий необходимо следовать педагогическим заповедям:

Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.

Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.

Сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями.

С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.

Предложенные в пособии занятия по формированию элементарных математических представлений разработаны с учетом сложной структуры речевой деятельности (мотивационно-целевой этап, операционный, этап контроля).

Этим фактором определяются дидактические особенности построения знаний по математике, предложенных в настоящем пособии:

– воспитателю необходимо тщательно продумывать и четко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале. В первый год обучения:

– выводы должен делать и озвучивать сам воспитатель, показывая образец грамотной речи;

– необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчете (один конь, два коня, пять коней…);

 статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физминутками, физпаузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми (Приложение 8);

– для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Необходимо использовать комплекс методов и приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Практические методы

Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

Применение упражнений совершенствует и укрепляет познавательные силы детей.

Упражнения выполняются каждым ребенком на карточке, что позволяет проводить индивидуальную работу.

Упражнения подражательно-исполнительного характера.

Перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.


Такие упражнения применяются в первый и второй год обучения.

Упражнения конструктивного характера.

Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок?

– Сколько этих фигур?

Нужно:

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие:


б) закончить рисунок по заданным фигурам:


Упражнения творческого характера.

Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.

Например, в работе с детьми, имеющими высокий уровень знаний, во второй год обучения можно применять упражнения на поиск отличий одной фигуры от другой, причем используя геометрические фигуры сложной конфигурации.

На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

Словесные методы

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

Словесные методы обеспечивают перевод знаний детей на более высокий уровень обобщения.

На занятиях по математике применяются: объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка.

Объяснение и пояснение широко используются в ходе упражнений при счете предметов с участием различных анализаторов.

Указания эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю елочку зеленым фломастером».

Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приемов. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

В начале учебного года положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи.

К середине года при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяется уверенность в ребенка.

В подготовительной группе анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.

Наглядные методы

На занятиях по математике успешно используются:

демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

иллюстрации с изображением времени суток;

ситуации для составления задач;

циферблат часов;

показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;

демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.


Игровые методы

Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, указаниями и т. д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Все это создает у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.

В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование.

Доступность этого метода для дошкольников отражена в трудах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком.

На занятиях по математике используются:

различные планы;

фишки;

модели времен года, месяцев;

модель в виде часов, разделенных на сектора, и т. д.

Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Во второй половине года в старшей группе и подготовительной используются задания повышенной сложности:

зрительные диктанты;

слуховые диктанты;

логические ситуации, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем;

лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа;

задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;

задания на развитие мелкой мускулатуры пальцев;

игры с элементами ТРИЗа;

игры с блоками Дьенеша, палочками X. Кюизенера.

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОО. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах.

На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве.

Знания, полученные на занятиях, хорошо закреплять в совместной деятельности воспитателя с детьми – загадках, пословицах и поговорках.

Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.

В групповой комнате желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы (Приложение 7).

По мере освоения программного материала детей можно знакомить с развивающими играми: «Колумбово яйцо», «Танграм» и другими.

В сюжетно-ролевых играх – «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» – возможно применение математических знаний, полученных на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.

Успех обучения во многом определен тем, насколько четко выстроена преемственность в работе воспитателя и родителей.

Актуальной проблемой является взаимодействие педагогов ДОО с родителями, которое предполагает:

  • обмен чувствами, переживаниями;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • сообщение им знаний, педагогических умений, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Оправданным является применение активных форм работы с семьей (совместные праздники, открытые занятия).

В данном пособии содержится перспективный план работы воспитателя по формированию у дошкольников элементарных математических представлений; конспекты занятий, богатый материал, который может использоваться воспитателем в совместной деятельности с детьми.

Апробированный и обобщенный опыт педагогов дошкольных организаций, представленный в пособии, будет полезен воспитателям, работающим по инновационной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез), а также по другим программам, действующим в образовательном пространстве ДОО и соответствующим ФГОС ДО.

Содержание

Введение    3

Занятие 1. Повторение. Счет и отсчет до пяти. Счет на слух    15

Занятие 2. Повторение. Геометрические фигуры. Знакомство с блоками Дьенеша    17

Занятие 3. Повторение. Счет до пяти. Счет на слух. Геометрические фигуры    18

Занятие 4. Образование чисел 4 и 5    20

Занятие 5. Цифры 1, 2    22

Занятие 6. Палочки Х. Кюизенера. Число и цифра 0    24

Занятие 7. Знакомство с тетрадью    26

Занятие 8. Счет до пяти. Работа в тетрадях    28

Занятие 9. Цифры 3, 4. Палочки Х. Кюизенера    29

Занятие 10. Цифры 1, 2, 3, 4    31

Занятие 11. Знакомство с овалом. Образование чисел 4 и 5    33

Занятие 12. Закрепление представлений о пройденных цифрах    36

Занятие 13. Цифра 5. Сравнение предметов по толщине    37

Занятие 14. Работа с блоками Дьенеша    39

Занятие 15. Образование чисел 6 и 7, счет до семи    41

Занятие 16. Ориентировка в пространстве    44

Занятие 17. Число и цифра 6    45

Занятие 18. Палочки Х. Кюизенера. Счет до 6    48

Занятие 19. Четырехугольник    50

Занятие 20. Счет предметов в разных направлениях    53

Занятие 21. Счет по осязанию, на слух    55

Занятие 22. Прямой и обратный счет до шести    58

Занятие 23. Цифра 7    60

Занятие 24. Счет до 6. Сравнение предметов по ширине и длине    62

Занятие 25. Счет в пределах семи    64

Занятие 26. Работа с блоками Дьенеша    68

Занятие 27. Измерение длины предмета с помощью условной меры    70

Занятие 28. Счет до 7. Работа с палочками Х. Кюизенера    73

Занятие 29. Ориентировка в пространстве    74

Занятие 30. Цифры от 1 до 7    76

Занятие 31. Ориентировка в пространстве. Работа с палочками

Х. Кюизенера, блоками Дьенеша    78

Занятие 32. Измерение длины предмета с помощью условной меры    81

Занятие 33. Счет до семи и обратно    83

Занятие 34. Деление целого на части    86

Занятие 35. Число и цифра 8    88

Занятие 36. Сравнение чисел    90

Занятие 37. Счет в пределах восьми    91

Занятие 38. Состав чисел 5 и 6 из единиц    94

Занятие 39. Число и цифра 9    96

Занятие 40. Порядковый счет    98

Занятие 41. Ориентировка на листе бумаги    100

Занятие 42. Сравнение предметов    102

Занятие 43. Счет до девяти    104

Занятие 44. Итоговое занятие по теме «Счет до девяти»    106

Занятие 45. Работа с палочками Х. Кюизенера. Блоки Дьенеша.

Закрепление представлений о длине, о пространственных ориентировках    109

Занятие 46. Дни недели    112

Занятие 47. Число 10    114

Занятие 48. Сравнение чисел    117

Занятие 49. Дни недели    119

Занятие 50. Сравнение квадрата и прямоугольника    122

Занятие 51. Повторение по теме «Счет до десяти»    125

Занятие 52. Геометрические тела    127

Занятие 53. Ориентировка на листе бумаги    129

Занятие 54. Измерение объема    131

Занятие 55. Измерение длины    134

Занятие 56. Смежные числа    136

Занятие 57. Работа с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша    139

Занятие 58. Ориентировка во времени    142

Занятие 59. Деление квадрата на две, четыре части    144

Занятие 60. Измерение объема    147

Занятие 61. Знаки сравнения: =, >, <    149

Занятие 62. Карта путешествий    153

Занятие 63. Сравнение смежных чисел    155

Занятие 64. Множества. Работа с палочками Х. Кюизенера, блоками Дьенеша    157

Занятие 65. Повторение    159

Приложения    160

Приложение 1. Сводная диагностическая карта обследования детей старшей группы    161

Приложение 2. Диагностика формирования первоначальных учебных навыков и умений детей старшей группы    163

Приложение 3. Сводная диагностическая карта обследования детей старшей группы педагогом-психологом /сентябрь/    164

Приложение 4. Диагностика поведения детей на занятии (старшая группа) /сентябрь/    165

Приложение 5. Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений в старшей группе    166

Приложение 6. Технология целеполагающей деятельности воспитателя в процессе конструирования занятия по математике    168

Приложение 7. Перечень материалов уголка занимательной математики    169

Приложение 8. Игры с пальчиками    171

Приложение 9. Логические задачи    180

Литература    184

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.