Спортивно-развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, развлекательные интегрированные занятия, педагогические консультации
Код | 881н |
Авторы-составители | Померанцева И. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1619-7, 978-5-7057-4614-9 |
Страниц | 104 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705716197, 9785705746149 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 5 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 74 г |
В пособии представлен интересный материал, позволяющий обеспечить достаточную двигательную активность детей третьего года жизни. Предложенные в пособии диагностика умений дошкольников и перспективный план по физическому воспитанию помогут педагогам грамотно построить образовательный процесс, интегрированные занятия, представляющие собой спортивно-развлекательные развивающие комплексы, позволят сделать занятия эффективными и запоминающимися, рекомендации по организации работы с родителями будут полезны для строительства отношений сотрудничества и сотворчества.
Предназначено воспитателям, инструкторам по физической культуре, методистам ДОО.
Подробное описание
введение
Все начинается с детства. Именно там истоки успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья.
Многие причины как позитивного, так и негативного характера в судьбе взрослого человека находятся в раннем периоде его развития.
Ученые признают уникальность и неповторимость раннего возраста.
Дошкольная педагогика не только показывает возможность обучения детей раннего возраста, но и подтверждает их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии правильной организации обучения.
Вот почему так важно не растерять потенциал дошкольного возраста.
Настоящее пособие содержит рекомендации по организации физического воспитания дошкольников.
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы в первой младшей группе обусловлена различными факторами.
На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребенок не рождается абсолютно здоровым. В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.
Это оказывает отрицательное влияние на их организм. Помимо того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.
Длительное пребывание в однообразной позе вызывает статическую нагрузку на определенные группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Как следствие гипокинезии, развитие обменных нарушений, высокая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями.
Основоположником педиатрии профессором Г. Н. Сперанским было доказано, что основа здоровья ребенка закладывается именно в раннем возрасте. Дети 2–3 лет нуждаются в особом внимании и заботе потому, что в этом возрасте они еще слабы и ранимы (иммунитет, полученный от матери, постепенно утрачивается, а свой у ребенка еще не сформирован).
Родители много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание. Проходит год-полтора, и у родителей появляются новые заботы по воспитанию ребенка. Именно у 2–3-летних детей формируется характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развивается речь и движение, а физическому воспитанию в семье уделяют все меньше времени. Многие родители уверены, что ребенок 3-го года жизни итак достаточно подвижен. Но даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекается часть мышц и, как правило, одни и те же группы. Это не дает достаточного физиологического эффекта. К тому же в таком возрасте неправильно выполненное движение прочно и надолго закрепляется у ребенка и может стать причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, искривления позвоночника. А это, в свою очередь, затруднит деятельность, рост и развитие внутренних органов.
Одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. Традиционные физкультурные занятия не всегда дают желаемый результат, у детей довольно долго формируются основные движения, неустойчив интерес к общеразвивающим упражнениям, потому что они порой скучны и утомительны для малышей.
Академик Н. Н. Амосов назвал движение первичным стимулом для ума ребенка. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя нервную систему, и тем самым, способствуя ее развитию.
В различных программах по дошкольному образованию раздел «Физическое развитие» является первоочередным, поэтому необходимо обеспечить каждому ребенку полноценный двигательный режим, адекватный его индивидуальным возможностям.
В данном пособии представлена интересная форма работы с детьми третьего года жизни – спортивно-развлекательные комплексы, использование которых позволит сделать занятия по физической культуре более успешными и эффективными.
Представленные в пособии интегрированные занятия (спортивно-развлекательные комплексы) являются результатом тщательно продуманной и организованной работы педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Начало этой работы – диагностика по развитию движений в первой младшей группе.
В проведении обследования существенную помощь воспитателям может оказать старший воспитатель и инструктор по физическому воспитанию.
В ходе диагностики выявляются разные уровни развития двигательных навыков у детей (низкий, средний, высокий).
Анализ диагностических данных показал, что у преддошкольников отсутствует достаточный опыт в развитии основных движений и общеразвивающих упражнений (Приложение 1).
У детей третьего года жизни по итогам диагностики наблюдается следующая ситуация по развитию основных движений.
Ходьба: нет согласованности в движениях рук и ног. Многие дети ходят вынося вперед одновременно одноименную руку и ногу. У некоторых руки не принимают участия в движении.
Равновесие: дети боятся ходить по шнуру не только зигзагообразно, но и прямо; неверно перешагивают через препятствия.
Бег: часть детей бежит не в том направлении, которое задано.
Прыжки требуют сложной координации, согласованности различных групп мышц, данные качества развиты у детей слабо. В связи с этим преддошкольникам сложно освоить прыжки в длину с места, прыжки через предмет.
Катание мяча: дети не всегда могут прокатить мяч под дугу шириной 50–60 см.
Бросание: очень сложно дети осваивают отбивание мяча об пол 2–3 раза подряд.
Ловля: некоторые преддошкольники боятся ловить мяч, брошенный воспитателем, даже на расстоянии 30 см.
Ползание: малыши выполняли быстро и уверенно.
Лазание по лесенке-стремянке и гимнастической стенке – некоторые дети испытывают страх перед этим упражнением.
Результаты диагностики показывают, что у детей третьего года жизни средний или низкий уровень освоения основных движений, недостаточная двигательная активность.
Поэтому общей задачей педагога, решаемой в первой младшей группе, является создание эмоционального комфорта для детей.
Для стимулирования желания младших дошкольников заниматься двигательной активностью определены принципы содержания работы с детьми.
• Принцип природосообразности: умение принимать ребенка таким, какой он есть, доверие к нему, изучение и укрепление его внутренних сил.
• Принцип целостного подхода: понимание его биологического, психического, социального и духовного сознания в неразрывном единстве.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: ориентация на группу здоровья, уровень двигательных навыков.
• Принцип учета возрастных особенностей.
• Принцип гуманистической направленности во взаимодействии с детьми.
Необходимо провести тщательный отбор методов и приемов, способствующих подготовке детей к спортивно-развлекательным комплексам и усвоению их содержания:
• чтение художественной литературы (сказок, стихов, потешек);
• использование различных театров (кукольного, настольного, пальчикового, фланелеграфа);
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация без наклеивания);
• использование аудио- и видеоматериалов (аудиокассеты, диски с песнями, грампластинки, видеофильмы по сказкам).
В процессе работы применяются следующие приемы: показ образца движений, речевое сопровождение движений. указание, поощрение, помощь при выполнении движения, упражнения подражательного характера, сюрпризные и игровые моменты.
Вниманию педагогов дошкольного образования предложен перспективный план по физическому воспитанию в первой младшей группе. (Приложение 2.)
Он состоит из трех блоков:
I блок – организованного обучения.
II блок – совместной деятельности воспитателя с детьми.
III блок – самостоятельной деятельности детей.
План составлен для обеспечения системы последовательной работы по теме. В первом блоке традиционные физкультурные занятия, проводимые 2 раза в неделю, дополняются спортивно-развлекательными развивающими комплексами, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Чтобы подготовить детей к восприятию сюжета комплексов, необходима предварительная работа на занятиях по изобразительной деятельности.
В совместной деятельности (II блок) детям читаются сказки, рассматриваются иллюстрации к сказкам и потешкам.
Для самостоятельной двигательной деятельности детей (III блок) в группу вносится оборудование, используемое в спортивно-развивающих комплексах с целью закрепления полученных навыков.
Чтобы все формы двигательной деятельности гармонично сочетались, необходимо разработать модель двигательного режима (Приложение 3).
Авторы-составители уделили внимание и такому аспекту, как работа с родителями.
В пособии представлены материалы для организации сотрудничества образовательного учреждения и семьи.
… Все в жизни взрослого человека, действительно начинается с детства. Пусть же это начало будет радостным, ярким и здоровым.
Успехов вам в работе!
Содержание
Введение 3
Интегрированные занятия (спортивно-развивающие комплексы) 9
Распределение спортивно-развивающих комплексов на учебный год 11
Спортивно-развивающий комплекс «репка» 12
Спортивно-развивающий комплекс «курочка ряба» 17
Спортивно-развивающий комплекс «волк и козлята» 22
Спортивно-развивающий комплекс «колобок» 31
Спортивно-развивающий комплекс «теремок» 37
Спортивно-развивающий комплекс «карусель» 45
Спортивно-развивающий комплекс «игрушки» 52
Спортивно-развивающий комплекс «потешки» 58
Спортивно-развивающий комплекс «чудо-дерево» 65
Работа с родителями 71
Перспективный план работы с родителями детей первой младшей группы 71
Консультации для родителей 75
Родительское собрание 84
Приложения 92
Приложение 1. Диагностическая карта по развитию движений детей третьего года жизни (сентябрь) 92
Приложение 2. Перспективный план по физическому воспитанию в первой младшей группе 93
Приложение 3. Модель двигательного режима в группе 100
Литература 102
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом