Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры
Код | 881к |
Авторы-составители | Киреева Л. Г., Саськова О. А. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1514-5 |
Страниц | 127 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705715145 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 5 (мм) |
Вес | 95 г |
В пособии предлагаются комплексные занятия с элементами изобразительной деятельности на основе восприятия кукольного спектакля с дошкольниками младшего и среднего возраста. К занятиям прилагаются сюжетно-ролевые и дидактические игры, развивающие образное мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус и мелкую моторику рук дошкольников.
Пособие адресовано воспитателям детских садов. Может быть полезно родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими; если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В связи с недостаточным уровнем развития образной речи в этом возрасте дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках. Рисование для дошкольника – своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение занятиям художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. К сожалению, на занятиях по рисованию в детском саду происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца. Иногда мы излишне опекаем ребенка, сознательно ограничивая изображения в предметном рисовании.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании образов в рисунках рассматривается прямо или косвенно, но больше внимания уделяется изучению цвета. При этом нельзя забывать о роли эмоций в осуществлении изобразительной деятельности. Они влияют на развитие ребенка, его взаимосвязь с особенностями мира его чувств и переживаний. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, герои книги, мир природы, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
Мы предлагаем вам соединить эмоциональный мир ребенка с его изобразительной деятельностью на основе восприятия кукольного театра. Это научит понимать, ценить окружающий мир; сформирует у дошкольников чувство любви к театру, взаимосвязь понятий «труд», «результативность» и «чувства» и, самое главное, эмоциональную сферу ребенка, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать свое собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Наиболее эффективное педагогическое средство в рисовании кукольного спектакля – игровая деятельность, которая определена целью социально-бытовых задач. Игры на понимание цветовой гаммы необходимо проводить на протяжении всей системы обучения, так как у дошкольников слабое представление оттеночной гаммы. Следующий тип игровой деятельности – создание несложного текста и умение оценивать композиционную картинку, игры на знания народного творчества.
На основе выделенных базисных дидактических игр параллельно рекомендуются ролевые игры, игры-импровизации и игры-драматизации.
Такими играми могут быть:
- «Мастерская»;
- «Художник»;
- «Швея».
Ролевые игры делают детей более внимательными, учат ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе.
Необходимо также учитывать специфику дошкольного возраста и применять в работе с детьми основные педагогические средства, такие как беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр спектаклей кукольного театра, слушание музыки, знакомство с художественной литературой. Основными художественными произведениями, конечно, будут сказки. По сюжетам знакомых сказок можно с детьми ставить спектакли. Изучение театрализованной игры с участием мимики, пантомимики, игр с пальцами проходит через «художественное слово» – это скороговорки, потешки, прибаутки, заклички, стихотворения. «Художественное слово» необходимо использовать всегда на занятиях и в повседневной жизни.
Этюды и сюжеты сказок стали основой для разработок конспектов – развлечений. Детям необходимо предлагать показывать самим спектакли, чтобы они имели возможность рассказывать и показывать сказку в соответствии со своим видением и пониманием ее содержания, чтобы выразительные возможности материала и формы театрального представления использовались ими максимально.
Занятия будут более результативными, интересными и полезными, если дети на них не будут получать «готовых знаний», а будут сами открывать что-то новое, ибо радость открытия формирует у ребенка познавательную мотивацию, а преодоление определенных трудностей и достижение конкретных результатов развивает волевую сферу.
У детей младшего дошкольного возраста заметен большой интерес к театрализованной деятельности. Важно научить ребенка отражать свои эмоции в рисунках, то есть рисовать кукольный спектакль. Кроме того, необходимо на занятиях знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов, а также проводить комплексные занятия, на которых у детей развивались бы способности сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Для развития эмоциональной сферы ребенка нужно знакомить детей с ролью различных изобразительных средств в создании выразительного образа и обучать детей использовать сочетание различных изобразительных материалов в рисовании. Постоянное внимание детей следует направлять как на средства выразительности (линии, краски, расположение предмета в рисунке), так и на содержание определенного сюжета, для того чтобы они почувствовали красоту и отметили значение изображаемого. В первую очередь необходимо обращать внимание детей на характеристику изображаемых персонажей, на их позы, жесты, выражение лиц, а также характерные детали, благодаря которым лучше усваивается смысл изображаемого.
Стремиться проводить занятия так, чтобы дети научились составлять композиционный сюжет, а не просто производить «действия в рисовании».
Много положительных эмоций дети получают на занятиях, формой работы которых является мультипликация, где ребята полно и свободно воплощают задуманное содержание, используют композиционное построение, проявляют инициативу, творчество. Вместе с тем характерны индивидуальные различия, свойственные каждому ребенку манеры исполнения.
Формирование умения передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев помогает активизировать творчество детей, направляет их по руслу развития способностей художественного восприятия и выразительных средств посредством искусства.
Важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Ведь ребенок как личность формируется, прежде всего, в семье. Поэтому качество обучения непосредственно зависит от связи с семьей. Эту связь можно осуществить через консультации, беседы, выставки детских рисунков, показ спектаклей, изготовление театральных кукол. Родители с удовольствием участвуют в общественных мероприятиях. Таким образом, на протяжении всей работы проходит взаимосвязь с учетом принципа от простого к сложному.
Формирование композиционных умений и навыков зависит как от процесса возникновения и становления изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции), так и от путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение) и кроме того, от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).
Со старшего дошкольного возраста, когда у детей есть словарный запас, дикция, необходимо развитие композиционных умений, то есть формирование мировоззрения ребенка, отношения к предметному миру, окружающей действительности.
Работа по данному направлению может использоваться со старшими дошкольниками в любых детских садах воспитателями для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества.
Очень важно перед началом работы создать предметно-развивающую среду. Большую роль в этом играют наглядно иллюстрированный материал и дидактические игры (Приложения 3, 6).
Не следует забывать о чтении детям художественной литературы.
Помимо этого очень важно показывать кукольные спектакли разных видов театра, что способствует развитию эмоциональных чувств и творческого воображения у детей.
Необходимо также поддерживать связь со школой, приглашая малышей на выставки рисунков, на спектакли, которые ставят сами учащиеся.
Содержание
Введение 3
«Хочешь стать волшебником?» (занятие по изобразительной деятельности) 7
«Одуванчики» (занятие по изобразительной деятельности) 10
«Капельки упали на листок тетради – птичками стали на бумажной глади» (комплексное занятие) 12
Мир вокруг нас (познавательное занятие) 14
Путешествие в страну изо (занятие по изобразительной деятельности) 17
Викторина «Мир сказок» (комплексное занятие) 26
Рисуем любимых героев сказки «заюшкина избушка» (занятие по изобразительной деятельности) 28
В гостях у Мастера Карандаша (занятие по изобразительной деятельности) 29
Путешествие по иллюстрациям Е. М. Рачева (занятие-викторина) 37
Сказочный двор золотой рыбки (познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности) 39
Рисуем море из «Сказки о рыбаке и рыбке» (занятие по изобразительной деятельности. Анализ рисунков) 42
Рисование просмотренного кукольного спектакля по рассказу Е. И. Чарушина «Про Томку» (занятие по изобразительной деятельности) 44
Рисуем спектакль «Красная Шапочка» (занятие по изобразительной деятельности) 46
«Люблю березку русскую» (познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности) 48
Знакомство с творчеством книжного иллюстратора Е. М. Рачева (познавательное занятие) 51
Рисуем героев сказки «Колобок» (занятие по изобразительной деятельности) 53
Знакомство с картинами В. М. Васнецова (экскурсия в картинную галерею) 55
Праздник красок (тематическое развлечение) 58
Путешествие в весну (занятие-ознакомление с картиной «Голубая весна» В. Н. Бакшеева) 62
Дидактические игры для занятий по изобразительной деятельности 64
Художественно-речевой материал для использования на занятиях по изобразительной деятельности 79
Консультации для родителей 93
Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного 93
Примерное перспективное планирование работы с детьми 6 лет 100
Живопись в душе актера-кукольщика 100
Примерное перспективное планирование работы с детьми 7 лет 110
Юный художник-иллюстратор 110
Критерии оценки рисунков детей дошкольного возраста 120
Схемы организации сюжетно-ролевых игр 122
Литература 125
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом