АБВГДЕйка: комплексная программа подготовки детей к школе
Код | 881е |
Авторы-составители | Калинина Т. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1491-9, 978-5-7057-4738-2 |
Страниц | 271 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705714919, 9785705747382 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 12 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 185 г |
Программа включает конспекты групповых и индивидуальных занятий по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, мышления, памяти, внимания, коммуникативных умений, воображения; воспитанию осознанного отношения к своему здоровью. Консультации родителей осуществляются в рамках программы "Школа для родителей".
Пособие предназначено педагогам дошкольных организаций, центров семейного воспитания, детского творчества для использования в учебных целях; полезно студентам педагогических колледжей и вузов, домашним педагогам, родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках направляется первый раз в первый класс. И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?
Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.
По глубокому убеждению некоторых родителей, готовность ребенка к систематическому школьному обучению сводится к сумме знаний, которыми добросовестные взрослые напичкали маленького «абитуриента». А ведь в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы.
В связи с этим педагогами была разработана программа подготовки детей к школе «АБВГДЕйка». В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту детей форме на занятиях по физической культуре.
Поступление ребенка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной деятельности и т. п.
Предлагаемый программный проект обоснован необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.
Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:
– развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
– определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
– формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
– формирование речевой активности детей через организацию логопедических занятий;
– обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
– развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;
– привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.
Представленный материал был успешно апробирован педагогическим коллективом центра социальной помощи семье и детям и вводился через интеграцию познавательной, творческой и физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ходе проведения специализированных занятий сюжетно-ролевого характера с педагогом-психологом, учителем-логопедом, артпедагогом, социальным педагогом и инструктором ЛФК.
Работая в проекте, специалисты центра разработали и апробировали технологии и методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка, обеспечение благоприятного эмоционального фона детей с разными возможностями, разным уровнем развития и детей с социальными проблемами.
Составителями подобраны и разработаны комплексы развивающих и коррекционных занятий и упражнений с детьми 6–7 лет, организована предметно-развивающая среда.
Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребенка. Психолого-педагогическая диагностика детей дает возможность прогнозировать их развитие.
Для детей с проблемами речи в проекте предусмотрена работа учителя-логопеда, который при помощи специально подобранных коррекционных занятий и упражнений максимально исправляет недостатки познавательно-речевой сферы, проводит занятия с детьми по обучению грамоте.
Для каждого ребенка педагогами разрабатывается индивидуальная коррекционная программа и оформляется «Карта индивидуального развития».
В программу включены занятия детей в изостудии, где они постигают различные изотехники, занимаются развитием сенсорики, мелкой моторики рук и координации движений.
Для проведения динамических пауз между занятиями подобраны различные техники лечебной и коррекционной физкультуры.
Результатами осуществления программы являются:
– первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье;
– построение жизни группы детей по принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;
– естественный переход детей-дошкольников к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный и предучебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.
Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат предлагаемой программы.
Содержание
Введение 3
Е. Ю. Александрова. Комплексная программа подготовки детей к школе «АБВГДейка» 7
Пояснительная записка 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Праздник «День Знаний» 16
Формирование элементарных математических представлений 20
Ю. В. Карева. Дидактические игры по развитию элементарных математических навыков 23
Упражнения и задания для устного счета 30
Упражнения для активации мыслительной деятельности и развития умения логически рассуждать 32
Игры на развитие познавательных процессов 35
Занятие 1: Один – много 40
Занятие 2: Один – много 42
Занятие 3: Понятия «много», «один». Согласование числительных с существительными 43
Занятие 4: Объединение предметов в группы. Выделение предметов из группы 44
Занятие 5: Один – много 45
Занятие 6: Множество предметов 45
Занятие 7: Равенство между предметами 46
Занятие 8: Равенство между предметами 47
Занятие 9: Равенство между предметами 48
Занятие 10: Квадрат 49
Занятие 11: Понятия «длиннее – короче», «квадрат – круг» 50
Занятие 12: Сравни два предмета по длине 52
Занятие 13: Сравни два предмета по длине 53
Занятие 14: Равенство между предметами 54
Занятие 15: Наблюдая, выбираем 57
Занятие 16: Сравни и выбери 58
Занятие 17: Наблюдаем, сравниваем, выбираем 60
Занятие 18: Треугольник 61
Занятие 19: Геометрические фигуры 62
Занятие 20: Установи равенство между двумя группами предметов 63
Занятие 21: Равенство – неравенство 64
Занятие 22: Выше – ниже 65
Занятие 23: Больше – меньше 66
Занятие 24: Длиннее – короче 67
Занятие 25: Свойства предметов. Цвет и форма 68
Занятие 26: Играем и учимся с математикой 69
Занятие 27: Математике – ура! Дружит с нею детвора 70
Занятие 28: Игровой турнир «Самый умный» 71
Развитие речи и социально-коммуникативное развитие 76
Занятие 1: Составление рассказа по открытке 76
Занятие 2: Составление рассказа по серии сюжетных картин 78
Занятие 3: Составление сюжета по картине 79
Занятие 4: Последовательный пересказ 81
Занятие 5: Пересказываем сказку 82
Занятие 6: Сочиняем сказку 84
Занятие 7: Выразительный пересказ 86
Занятие 8: Весна 87
Занятие 9: Составление рассказа-описания 89
Занятие 10: Обучаем пересказу от третьего лица 91
Занятие 11: Составление рассказа по картине 92
Занятие 12: Составление рассказа на предложенную тему 94
Занятие 13: Выбираем тему для сказки 96
Занятие 14: Особенности художественного пересказа 97
Занятие 15: Пересказ сказки без наводящих вопросов 99
Занятие 16: Составление описательного рассказа по картине 102
Занятие 17: Продолжи рассказ 104
Занятие 18: Составление рассказа на заданную тему 106
Занятие 19: Обучение пересказу 110
Занятие 20: Особенности пересказа текста 111
Занятие 21: Особенности составления рассказа по картине 112
Занятие 22: Придумай рассказ по плану 115
Занятие 23: Расскажи сказку 116
Ознакомление с буквами и звуками 117
Программа по изобразительной деятельности «Творческая мастерская» (рисование, лепка, конструирование, работа
с бумагой) 122
Пояснительная записка 122
Занятие 1: Одна выкройка – много игрушек 126
Занятие 2: Игрушки – малышам 128
Занятие 3: Воздушный змей 129
Занятие 4: Акула, пингвин, лебедь 132
Занятие 5: Изготовление на основе цилиндра игрушек «Ворона»
и «Филин» 133
Занятие 6: Изготовление на основе цилиндра игрушек «Лиса» и «Петух» 137
Занятие 7: Шапочка и лодочка 140
Занятие 8: Постройка на детской площадке в парке 141
Занятие 9: Магазин самодельных игрушек 143
Занятие 10: Мебель для гномов 144
Занятие 11: Автобусы 148
Занятие 12: Зонтики для гномов 152
Занятие 13: Изготовление гирлянд и игрушек для новогоднего праздника 156
Занятие 14: Изготовление масок и деталей новогодних костюмов 159
Занятие 15: Письмо из Цветочного города 162
Занятие 16: Рисование. Коврики для игрушек 165
Занятие 17: Чудесные превращения пластилинового (или глиняного) столбика 167
Занятие 18: Салфетки для игрушек 168
Занятие 19: Красивые браслеты, кулоны и значки 168
Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром 169
Необычные приключения золотой рыбки 169
Уголок водного царства 173
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Примерное тематическое планирование занятий психолога 178
Групповые занятия с детьми 179
Развитие коммуникативных умений 179
Снятие психоэмоционального напряжения. Обучение элементам выразительных движений 180
Обучение элементам техники выразительных движений 182
Индивидуальные и групповые консультации для родителей 184
С. А. Куликова. Адаптация к школе 184
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК
Работа над звукопроизношением: коррекционные занятия 203
Занятие 1: Буква В 203
Занятие 2: Описание предмета. Знакомство со звуком [щ] 205
Занятие 3: Осень 207
Занятие 4: Перескажи текст 209
Занятие 5: Описание игрушки 211
Занятие 6: Описание предмета 213
Занятие 7: Составь рассказ по картине 216
Занятие 8: Расскажи о своей игрушке 218
Занятие 9: Составление рассказа по скороговорке 220
Занятие 10: Составление сюжетного рассказа 223
Занятие 11: Составление сказки по плану 224
Занятие 12: Составление рассказа 226
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Остров сокровищ (игровой комплекс, творческая игра «Кругосветка») 229
Профилактика и лечение нарушений осанки у детей 235
Гимнастика для мамы и ребенка 238
Развитие навыков моторики 240
Гимнастика для глаз 251
Сказ о том, как инопланетянин подготовишкой стал (выпускной праздник) 252
Литература 267
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом