Проблемы нравственного становления. Материалы для родительских собраний. 1-4 классы

Есть на складе
89 руб.
-10%
80,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 872ш
Авторы-составители Бударникова Л. В., Попова Г. П.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь классному руководителю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1261-8
Страниц 143
УДК 372.22
Штрихкод 9785705712618
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 107 г
От родителей и педагога, ежедневно соприкасающихся с чутким и открытым сердцем ребенка, зависит, каким он станет человеком.
Предлагаемый сборник содержит материалы к родительским собраниям, лекториям, индивидуальным консультациям об актуальных вопросах нравственного становления ребенка. Подобные темы являются одними из самых сложных в организации педагогического просвещения.
Пособие поможет классным руководителям научить родителей решать волнующие их проблемы: как научить детей правильно ориентироваться в жизни, быть полезными обществу, обрести уверенность в себе.
Материал предназначен классным руководителям, педагогам-организаторам внеклассной работы в образовательных учреждениях, может быть полезен широкому кругу читателей.

Подробное описание

введение

В обыденном понимании слово «детство» связывают с беспечной жизнью маленького человека: если ребенок ни о чем не думает, кроме удовлетворения своих потребностей, и если ему ничего другого не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий, значит, он находится в состоянии детства.

Детство, разумеется, нельзя мыслить без возраста, и ребенок, конечно, нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить себе, в чем должна проявляться наша забота по отношению к малышам, от чего нужно их защищать и оберегать. Будет ли хорошо, если исходя из мысли, что детство – «райский» период беспечности и удовольствий, мы будем противостоять любым переменам, которые выведут ребенка из этого состояния и заставят иначе взглянуть на действительность? Пойдет ли ребенку на пользу, если с помощью искусственно созданных условий мы возможно дольше задержим его в этом «райском» мире? Конечно же, этим мы только повредим ребенку, и это будет уже не защита детства, а искажение его сути. К сожалению, порой так и получается, и многие перешагнувшие возраст детства все еще довольно долго остаются в нем, то есть в своем вчерашнем дне. А это чревато опасностью, что они не будут своевременно подниматься с одной ступени жизни на другую.

Однако все эти рассуждения требуют конкретизации. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что дети только играют и веселятся. Такое представление неверно. В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми. То, что нам может показаться пустяком, – зачем дерется, над чем плачет, чему радуется?! – для ребенка вовсе не мелочь, а смысл жизни.

Детство, таким образом, вовсе не времяпровождение и не радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

Настоящее детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению, желание поскорее стать взрослым. Если детально проанализировать все его поступки, содержание игр, то будет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стремится подражать старшим, воображает себя взрослым, исполняет их роли. Во многих играх мы наблюдаем, как дети берут на себя роль мамы, папы, врача, водителя, строителя, учителя, солдата, продавца и т. д. А вопросы детей? Разве трудно заметить, как часто переходят они грань детского понимания? Взрослые порой ограничиваются тем, что откладывают свои разъяснения на будущее: «Вырастешь – поймешь!»

Суть детской жизни, суть детства, таким образом, не что иное, как стремление поскорее стать взрослым. Эту тенденцию дети реализуют во всех формах своей повседневной жизни: в играх, в удовлетворении познавательных потребностей, в шалостях, в упорстве проявлять самостоятельность. Об этом же свидетельствует и тяга современных детей к буквам, чтению.

Если подойти к детству с этой точки зрения, следует иначе осмыслить нашу позицию по отношению к детям. В общении с ними нам, по всей вероятности, следует идти навстречу их потребности взрослеть. Вовсе не обязательно постоянно напоминать ребенку, что он еще маленький, выказывать снисходительность, жалость, чрезмерно опекать его. Наша забота о ребенке будет иметь педагогический смысл в том случае, если он в общении с нами почувствует, что мы относимся к нему не как к маленькому: доверяем, поручаем важные дела, считаемся с ним, – таким образом, делаем процесс взросления ощутимым для него.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути. Только так и можно дать им настоящее детство.

Мы же нередко радеем прежде всего о том, чтобы предоставить ребенку как можно больше развлечений, удовольствий, игрушек и уберечь от всякого труда, даже по самообслуживанию. Такая забота не что иное, как замедление взросления ребенка и потому обеднение самого детства. Разумеется, немаловажное значение для развития малыша имеют и умный подбор игрушек, и прогулки с отцом, но самое главное заключается в том, как мы пониманием его, как общаемся с ним, что он переживает в этом общении.

Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремленная в будущее, и есть настоящее детство наших детей.

Дети – особый народ. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем.

Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение.

Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

Ш. А. Амонашвили, педагог

Содержание

Введение    3

О любознательности    5

Что? Зачем? И почему?    6

Наши дети воспитывают нас    8

Простая любовь    9

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Готовность ребенка к школе    11

В школу или подождать?    13

Речевая подготовка    18

Задания на проверку готовности к школе. Проверяем память и мелкую моторику    20

Семья и школа – партнеры в воспитании  и обучении детей    20

Как помочь первокласснику преодолеть барьеры и начать учиться    23

Как сберечь зрение    25

Правила на всю жизнь    27

Можно ли наказывать ребенка    28

Откуда берутся избалованные дети    29

Заповеди для родителей    29

О детской самостоятельности    30

Домашний труд и положительные эмоции    33

Тревожность и страхи    34

Что нужно знать родителям  о детской тревожности    35

Школа взросления.  Ребенок приехал в лагерь    42

Своей верой в ребенка я помогаю  ему полностью раскрыть его потенциал    45

Один день из жизни ребенка в семье    46

Духовно-нравственное становление детей    49

Советы отцам    62

Советы матерям    63

Советы ребенку    64

Обнять, прижать, потормошить…    64

К каждому ребенку свой подход    65

Сверхподвижные дети    72

Трудно ребенку быть одному…    74

Приобщение ребенка к искусству    78

Семейные праздники    83

Дни рождения детей    84

Дни рождения родителей    86

Дни рождения бабушек и дедушек    88

Дорожите счастьем бытия    89

Десять заповедей родительства    91

О правилах безопасного поведения    92

О нравственных дилеммах    93

О первых страхах и проблемах    96

Как помочь начинающему ученику    98

Что нужно знать родителям  об отношениях ребенка с друзьями    100

Если возникло неожиданное  отвращение к школе    107

Что делать, если ваш ребенок стал жертвой ненависти    109

Как привить любовь к чтению    112

О детских увлечениях    114

Об увлеченности знаниями и развитии наклонностей ребенка    116

Ребенок сравнивает себя со сверстниками    118

О карманных деньгах    121

О чужих деньгах    124

О мальчиках-тихонях и девочках-сорванцах    127

О навязчивых привычках    128

О детской жестокости    130

Работающие родители    132

О взаимоотношениях между родителями    135

О чувстве собственного достоинства    137

Литература    141

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.