Родительские собрания. 5-7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей
Код | 872д |
Авторы | Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. |
Издательство | Учитель, 2007 |
Серия | Школа и родители |
ISBN | 978-5-7057-0583-2 |
Страниц | 207 |
Штрихкод | 9785705705832 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 8 (мм) |
Вес | 152 г |
Предназначено классным руководителям, организаторам воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Подробное описание
Предисловие
В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Причин тому много, но одна из них – отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Семья полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае, если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач, если и школа, и семья будут стремиться к постоянному совершенствованию личности (ребенка), учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей.
В решении этих задач большая роль отводится педагогическому всеобучу родителей, который следует направить на решение следующих задач:
– довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
– сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
– выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов.
Каждое занятие педагогического всеобуча должно выполнять несколько взаимосвязанных функций: образовательную (вооружение родителей педагогическими знаниями), оценочную (осуществление объективной оценки реального опыта семейного воспитания), побудительную (побуждение родителей к совершенствованию собственного педагогического опыта), воспитательную (воспитание у родителей качеств, отношений и умений, необходимых для совершенствования своей воспитательной практики), аналитическую (развитие способностей родителей к анализу собственного педагогического опыта), диагностическую (выявление изменений в их педагогической культуре и положительных сдвигов в практике семейного воспитания).
В организации родительского всеобуча надо исходить из особенностей семьи. Ориентировочно можно выделить следующие типы семей.
I тип – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития ребенка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменение характера воспитания в связи с возрастным развитием ребенка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении отдельных недостатков ребенка.
II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимые условия для развития ребенка, основные направления повышения ее педагогической культуры.
III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Здесь необходимо обеспечить воздействие на эту семью многих социальных институтов нашего общества: трудовых коллективов, в которых работают родители, общественных организаций, органов правопорядка, родительской общественности. Все эти воздействия направляются на искоренение негативных социально-бытовых явлений в жизни этой семьи, изменении микроклимата в семье, повышение ее ответственности за воспитание детей. Только на этом фоне всесторонних воздействий на семью можно давать рекомендации о путях повышения ее педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всем ее внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искаженные представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуалистические черты личности ребенка, внушают ему искаженные представления о жизненных ценностях, придавая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и прежде всего ее мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив как ученика, так и самих родителей.
Практика совершенствования семейного воспитания предполагает формирование у родителей общепедагогических, организаторских умений, умений педагогической техники и умений прикладного характера.
Общепедагогические умения включают:
– умение поставить цели и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;
– спроектировать отдаленный во времени результат семейного воспитания;
– осуществить выбор средств, необходимых для его достижения;
– разработать план своих действий;
– согласовать свои действия со школой, советами и рекомендациями учителей, добиваться общего успеха.
Организаторские умения включают:
– умение организовать жизнедеятельность семьи как дружного коллектива, совместно решающего жизненные проблемы взрослых и детей;
– умение организовать семейное воспитание;
– умение распределить и согласовать функции членов семьи в воспитании детей;
– умение обеспечить активную позицию ребенка в семье и опираться на его собственную активность в воспитании;
– умение организовать режим ребенка в семье, разумно сочетающий учение, труд и отдых.
Умения педагогической техники включают:
– умение предъявлять требования к ребенку и добиваться их осуществления;
– умение говорить с ребенком, убеждать его;
– умение разумно относиться к промахам, ошибкам, недостаткам в поведении ребенка;
– умение стимулировать положительные проявления в поступке ребенка;
– умение применять поощрение и наказание в их разумном сочетании.
Прикладные умения включают:
– умения художественного творчества: петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, рисовать, выпиливать, шить, вязать, фотографировать, снимать кино;
– умения технического творчества: конструировать, моделировать, заниматься радиотехникой и др.;
– умения сельскохозяйственного опытничества: садоводство, цветоводство, пчеловодство, животноводство и др.;
– спортивные умения (по видам спорта);
– военно-прикладные умения (вождение автомобиля, мотоцикла, стрельба и др.);
Подчеркнем, что в данном перечне умений представлены лишь важнейшие из них. Творческий подход к выявлению практической готовности родителей к осуществлению научно-методических рекомендаций поможет классным руководителям обогатить состав данных умений.
Обеспечение успеха педагогического всеобуча требует большой творческой работы всех социально-педагогических воспитательных университетов, кто причастен к воспитанию детей, комплексного решения всех проблем развития личности. Разработанное авторским коллективом пособие по родительскому всеобучу является примерным и ориентировочным. При проведении занятий необходимо учитывать характер образовательного учреждения, тип семьи, местные условия, возможности коллектива и другие факторы
Содержание
Предисловие
V класс
Тема I. Задачи и функции современного семейного воспитания
Тема II. Младший подросток и его особенности
Тема III. Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Режим дня младших подростков
Тема IV. Воспитание гражданина в семье
Тема V. Роль родителей в трудовом воспитании подростка
Тема VI. Забота родителей о физическом развитии и здоровье младших подростков
Тема VII. Родителям о роли общения в жизни подростка
Тема VIII. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков
Тема IX. Роль родителей в организации досуга подростка
VI класс
Тема I. Гуманизация семейного воспитания. Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей
и творческого потенциала личности
Тема II. Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассником
Тема III. Мировоззренческая подготовка личности в семье
Тема IV. Подросток и природа. Экологическое воспитание в семье
Тема V. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков.
Профилактика детского травматизма
Тема VI. Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе,
семье, общественных местах
Тема VII. Формирование гуманности у подростков
Тема VIII. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности в семье
Тема IX. Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье
VII класс
Тема I. Успех семейного воспитания. От чего он зависит?
Тема II. Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков-семиклассников, учет их в воспитании
Тема III. Познавательная деятельность семиклассника. Руководство детским чтением
Тема IV. Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания
Тема V. Создание в семье условий для укрепления здоровья и физической закалки подростков. Туризм и экскурсии
с детьми
Тема VI. Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения
Тема VII. Роль семьи в развитии художественного и технического творчества подростков
Тема VIII. Экономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального образа жизни подростка
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом