Родительские собрания в начальной школе. - Вып. 4
Код | 871ц |
Составители | Попова Г. П. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | Школа и родители |
ISBN | 978-5-7057-1429-2 |
Страниц | 127 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785705714292 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 5 (мм) |
Вес | 85 г |
Подробные разработки родительских собраний в начальной школе, предложенные в пособии, содержат интересный информационный материал, анкеты и тесты, практические рекомендации. Педагог найдет много полезных советов и новых идей, способных облегчить его труд по подготовке и проведению очередной встречи с родителями.
Предназначено классным руководителям и учителям начальной школы, может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.
Подробное описание
Введение
«Год в пожилом возрасте – это двенадцать месяцев. А каждый год в детстве – это эпоха», – заметил однажды А. Г. Алексин.
Когда ребенок становится школьником, его жизнь наполняется новыми встречами, новыми знаниями, новым опытом. А в жизни родителей появляются новые виды деятельности, среди которых – посещение родительских собраний в школе.
Задача учителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом.
Данное пособие поможет классному руководителю построить доверительные и конструктивные отношения с родительским коллективом, стать советчиком и другом.
Чтобы справиться с этой задачей, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило.
Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило.
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное.
Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило.
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Как правило, цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
- Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.
- Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
- Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
- Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
- Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.
- Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».
- Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Изложение информации.
Как и где стоять во время своего монолога?
- Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
- Если класс большой, придется стоять. Опять-таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.
- Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев.
- При подведении итогов давайте слушателям время немного обдумать и осмыслить информацию, отойдите к доске.
- Соотнесите голос с размерами помещения.
- Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
- повторение последних слов;
- модулирование акцентов при помощи голоса.
- Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
- Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.
Позы и жесты должны быть преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.
- Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!
- Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.
- Четко определите тему и придерживайтесь ее.
- Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.
Каждый педагог, воспользовавшийся данным пособием, найдет много полезных советов, идей, практических рекомендаций, которые помогут в воспитании младшего школьника
Содержание
Введение 3
Г. П. Попова, О. Н. Рудякова
Тема: Адаптация первоклассника к школе (первое родительское собрание в 1 классе – «клуб» полезных советов и рекомендаций) 9
Г. П. Попова
Тема: Моделирование воспитательной системы класса (обмен мнениями) 14
Е. П. Гордеева, М. П. Постникова
Тема: Воспитание здорового ребенка (практические советы специалистов) 25
Тема: Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине 33
Г. П. Попова
Тема: Семейный круг (познавательная ролевая игра) 43
С. Е. Степурина
Тема: Всегда ли родители бывают правы (практикум: обсуждение ситуаций) 45
М. А. Тимофеева
Тема: Наша речь – наше богатство (разговор-консультация) 54
Г. А. Леликова
Тема: Роль книги в развитии читательских интересов учащихся (круглый стол) 62
Г. П. Попова
Тема: Формирование у ребенка общечеловеческих ценностей 66
Тема: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма 74
Приложения 76
Тема: Счастливая семья – какая она? 82
О. В. Лутовинова
Тема: Вся семья в сборе – мы не знаем горя (праздничная конкурсная программа, посвященная дню семьи) 90
Тема: Воспитание чувства ответственности за свою безопасность 95
Тема: Правильное питание – залог здоровья ученика 100
Тема: Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания (беседа с элементами практикума) 104
Мама, папа, я – экологическая семья (конкурсная программа для родителей с детьми) 107
Н. И. Барабанова
Тема: Воспитывайте доброту (дискуссия) 111
Т. В. Костенко
Тема: Главное человеческое чувство – милосердие (откровенный разговор) 114
Г. П. Попова
Тема: Агрессивность детей. Как с ней бороться? (серьезный разговор-исследование) 119
Литература 125
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом