Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет: комплексные занятия, досуги

Акция
Есть на складе
248 руб.
-25%
186 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6507
Авторы-составители Голубец О.Д., Жиличкина М.Ю.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
ISBN 978-5-7057-4788-7, 978-5-7057-6217-0
Страниц 104
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705747887, 9785705762170
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 158 г
В пособии представлена система совместной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников, позволяющая реализовать требования ФГОС ДО и положения Федеральной образовательной программы дошкольного образования в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.
Предложены модели планирования, диагностические и консультативные материалы, конспекты занятий и интегрированных досугов с детьми, мастер-классы для педагогов и родителей воспитанников, учитывающие принцип взаимодополнения и интеграции содержания образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальными и социально-личностными особенностями детей, со спецификой их потребностей и интересов (ФОП ДО), основанные на комплексно-тематическом подходе к построению образовательного процесса.
Предназначено учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям ДОО для использования в учебных целях; полезно учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Введение

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, обозначены требования учитывающие индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

За последнее время возросло количество детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру психических процессов: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала и т. д.

В работе с такими детьми, имеющими речевые нарушения, существует необходимость обеспечения полноценного психологического базиса для развития речи и познавательной сферы, а также развития и коррекции их эмоциональной сферы. Такая работа требует систематизированной совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога. С этой целью были созданы психолого-педагогические проекты взаимодействия специалистов по сопровождению детей логопедической группы.

В рамках апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми 5–7 лет педагогами была проведена работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей в старшей группе, по развитию познавательных способностей – в подготовительной к школе группе.

Работа в рамках психолого-педагогического проекта опирается в соответствии с положениями и содержательными приоритетами ФГОС ДО и ФОП ДО на следующие принципы:

• Самоценность детства.

• Полноценное проживание всех этапов детства.

• Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Поддержка инициативы ребенка.

• Сотрудничество с семьей.

Особое внимание в проекте уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций.

Система совместной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда включает проведение педагогами коррекционно-развивающих занятий в соответствии с комплексно-тематическим планированием и интегрированных досугов. Разработка и проведение интегрированных досугов является важным компонентом совместной деятельности психолога и логопеда при осуществлении психолого-педагогических проектов. Такие досуги проводятся как итоговые по окончании определенного этапа коррекционной работы. Отличие совместных занятий от традиционных состоит в том, что они подчинены одному сюжету, все задания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Необходимо отметить, что сюжетная организация досуга и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют непринужденному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, их интереса и внимания на протяжении всего занятия, а значит, лучшему усвоению материала. Совместные досуги проводятся в нетрадиционной форме игры, путешествия или викторины с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Важное значение в системе взаимодействия специалистов имеет консультативно-просветительская работа среди педагогов и родителей. Вовлечение их в коррекционный процесс позволяет добиваться результатов в более короткие сроки. Учитель-логопед и педагог-психолог проводят совместные консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия для педагогов ДОО.

Для родителей детей старших и подготовительных групп логопед и психолог совместно проводят родительские собрания. На собраниях родителей знакомят с особенностями познавательной сферы, уделяется внимание развитию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи. Для родителей организуются игровые тренинги, упражнения из которых они могут использовать в домашних условиях.

Педагог-психолог и учитель-логопед оформляют стендовую информацию для родителей и педагогов, на которой освещаются вопросы психического и речевого развития детей; разрабатывают памятки, которые родители могут использовать дома. Такая информационная поддержка педагогических работников и родителей повышает уровень их знаний и компетентности в области психоречевого развития детей, помогает грамотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно-развивающую работу в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Анализ эффективности совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития эмоционального словаря, интонационной выразительности речи, а также узнавания эмоций и изображения их с помощью мимики и пантомимики у детей старшей группы. У детей подготовительной к школе группы, участвующих в проекте по со-вместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда, видна положительная динамика развития всех психических процессов.

Взаимосвязь в работе психолога и логопеда позволяет:

– повышать эффективность коррекционной работы с детьми;

– повышать профессиональный уровень педагогов;

– оказывать психолого-педагогическую поддержку семье;

– делать коррекционный процесс открытым для педагогов и родителей;

– строить коррекционно-развивающую работу в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО.

От качества коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

Содержание

Введение    3

Психолого-педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога»    5

Диагностика эмоциональной сферы, развития речи детей    11

Интегрированные досуги с учителем-логопедом и педагогом-психологом    16

Взаимодействие с родителями    38

Работа с педагогами    42

Психолого-педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога»    50

Диагностика познавательной сферы, развития речи детей    56

Интегрированные досуги с учителем-логопедом и педагогом-психологом    60

Взаимодействие с родителями    83

Работа с педагогами    89

Ресурсный материал    93

литература    102

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Лариса Салахова
24 декабря 2018 (07:40)
Пока не пригодилось, ожидали большего

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.