Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий

Есть на складе
93 руб.
-10%
83,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 867х
Авторы-составители Ватаман В. П.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дошкольник
ISBN 978-5-7057-1423-0
Страниц 181
УДК 372.21
Штрихкод 9785705714230
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 123 г
Сказки - детские спутники на пути в мир взрослых: они воспитывают, знакомят с народными "сокровищами", учат мудрости, и поэтому всегда актуальны.
В пособии представлена программа "Что за прелесть эти сказки", разработки занятий и мероприятий по истории и народной культуре для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия построены на анализе сказок, с последующим закреплением увлекательной информации через рисунок, аппликацию, создание игрушек, коллективных панно для лучшего запоминания и осознания услышанного.
Пособие предназначено воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. С помощью данного пособия у педагога появятся удивительные возможности дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Итак, знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Наше пособие – попытка оказать практическую помощь всем, кто проводит занятия, связанные с изучением основ народной культуры. Именно этой целью определяется подбор материалов, которые мы предлагаем вашему вниманию, – это методические разработки занятий, мероприятий.

Разумеется, материалы отличаются по уровню постижения, по глубине проникновения в сущность анализируемых проблем, ведь они написаны людьми, имеющими разный опыт работы по предмету «Народная культура» и разный жизненный опыт.

Но именно это дает нам возможность с разных сторон взглянуть на общеинтересную для педагогов проблему социализации ребенка – включения его в систему собственной культуры и адаптации к ней.

Таким образом, данное пособие наполнено новым, современным содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной воспитателем и педагогом цели – формирование активной творческой личности, полноценного и жизнеспособного члена общества.

Содержание

Введение    3

Программа «Что за прелесть эти сказки»    5

Пояснительная записка    5

Содержание. Народная культура для малышей    8

Вводная тема    8

Тема 1. Мифы и сказки    8

Тема 2. Мир наших предков    9

Тема 3. Представление наших предков о строении мира    9

Тема 4. Боги и идолы наших предков    9

Тема 5. Космос моего дома    10

Тема 6. Поклонение предкам    10

Тема 7. Род – народ – родина    10

Тема 8. Круг вращения солнца и годовые праздники    11

Тема 9. Сказки о волшебной задаче    11

Тема 10. «Счастье в радости, а радость в красоте» (Н. К. Рерих)    11

Тема 11. Сказочные сюжеты и народные промыслы    12

Тема 12. Сказка в русском искусстве    12

Тема 13. «Достойны ль мы своих наследий?..»    12

Тематический план    12

1-й год обучения    12

2-й год обучения    18

Расскажи мне сказку    24

Примерные разработки занятий 1-го года обучения    24

Занятие 1. Тема: Введение. «Здравствуйте, это – мы»    24

Занятие 2. Тема: Расскажи мне сказку…    30

Занятие 3. Тема: Мир наших предков. Самое дорогое    37

Занятия 4, 5. Тема: Представления наших предков о строении мира. Древо жизни    41

Занятия 6, 7, 8. Тема: Боги и идолы наших предков    50

Занятие 9. Тема: Космос моего дома    60

Занятия 10, 11. Тема: Поклонение предкам. Волшебные сказки    71

Народная культура от сада к школе    79

Разработки занятий и мероприятий    79

Т. И. Савельева. Тема: Дарите людям счастье (птица Сирин)    79

Т. И. Киричкова. Тема: Боги и идолы наших предков. Поклонение земле    83

Тема: Праздник хозяина дома – домового    86

Н. П. Енина. Тема: Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле    92

Е. Ю. Иванова. Ярмарка народных промыслов (развлечение)    98

О. Б. Яфарова. Зеленые святки (развлечение)    108

Веселая масленица (развлечение)    110

В. Б. Меркулова. «Там, на неведомых дорожках…» (путешествие в сказку)    114

О. В. Кошелкина. Поиграй, посмеши, свою удаль покажи! (физкультурное занятие с элементами фольклора).    122

Т. И. Савельева. Русский пряник (вечер развлечения)    127

А. Воробьева. Праздник домового    139

Дополнительный материал для педагога    144

В. Б. Меркулова. В некотором царстве, в тридевятом государстве (география сказки)    144

Личные (лично-семейные) праздники    151

Э. Нафикова. Лукоморье А. С. Пушкина (пролог к поэме «Руслан и Людмила» с точки зрения народной культуры)    157

Литература, рекомендуемая педагогам    170

Тема: Происхождение славян. Современные теории и версии    170

Тема: Мифология древних славян. Миф и сказка    171

Тема: Материальная культура. Быт и нравы    172

Тема: Дом. Его строительство, особенности, обереги    173

Тема: Жизненный круг. Праздники    174

Тема: Народный костюм и его особенности    174

Тема: Русская словесность    175

Тема: История русского искусства. Промыслы    176

Литература    178

Сказки, используемые в программе    179

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.