Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Код | 867н |
Авторы-составители | Кыласова Л. Е. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Дошкольник |
ISBN | 978-5-7057-4431-2, 978-5-7057-2369-0, 978-5-7057-5689-6 |
Страниц | 259 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705744312, 9785705723690, 9785705756896 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 171 г |
Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи имеют многофункциональный, универсальный характер и могут быть использованы при освоении Федеральной образовательной программы дошкольного образования и программ, соответствующих ФГОС ДО.
Адресовано воспитателям, логопедам, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня для использования в учебных целях; полезно родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Подробное описание
введение
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Исправлению недостатков в речи детей помогут занятия, которые мы вам предлагаем в этом пособии. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Мы надеемся, что наше пособие поможет прежде всего воспитателям и логопедам, работающим в детском саду, правильно, в системе организовать занятия по развитию речи с детьми пяти-шести лет. Но в представленных разработках специалисты по дошкольному воспитанию, а также родители найдут разнообразные игровые и дидактические упражнения, которые можно использовать и на других занятиях в саду, и при организации досуга детей.
Начинающим педагогам наши рекомендации помогут четко определять тему и цель занятия, правильно отбирать лексический и грамматический материал, обозначать основные этапы занятия. Данные разработки не являются догмой, а лишь одним из вариантов организации работы по развитию речи дошкольников.
Содержание
Введение 3
Примерный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи 4
Примерный тематический план занятий по формированию фонетической стороны речи и произношения 21
I. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи 28
Занятие 1 (2). Словарная работа. Помещение детского сада 28
Занятие 2 (4). Обучение рассказыванию. Помещение детского сада 29
Занятие 3 (6). Формирование грамматического строя речи. Предметы туалета 30
Занятие 4 (8). Обучение рассказыванию. Предметы туалета 31
Занятие 5 (10). Словарная работа. Овощи 32
Занятие 6 (12). Обучение рассказыванию. Овощи 34
Занятие 7 (14). Словарная работа. Фрукты 35
Занятие 8 (16). Обучение рассказыванию. Фрукты 37
Занятие 9 (18). Словарная работа. Формирование грамматического строя речи. Ягоды 38
Занятие 10 (20). Обучение рассказыванию. Ягоды 39
Занятие 11 (22). Словарная работа. Грибы 40
Занятие 12 (24). Обучение рассказыванию. Грибы 42
Занятие 13 (26). Словарная работа. Осень 43
Занятие14 (28). Обучение рассказыванию. Осень 45
Занятие 15 (30). Словарная работа. Деревья 46
Занятие 16 (32). Обучение рассказыванию. Деревья 48
Занятие 17 (34). Словарная работа. Игрушки 49
Занятие 18 (36). Обучение рассказыванию. Игрушки 50
Занятие 19 (38). Формирование грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игрушки 51
Занятие 20 (40). Обучение рассказыванию. Наше тело 53
Занятие 21 (42). Формирование грамматического строя речи. Одежда, обувь, головные уборы 54
Занятие 22 (44). Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы 56
Занятие 23 (46). Словарная работа. Дом и его части 57
Занятие 24 (47). Формирование грамматического строя речи. Словообразование. Дом и его части 58
Занятие 25 (49). Обучение рассказыванию. Дом и его части 59
Занятие 26 (51). Словарная работа. Мебель 60
Занятие 27 (52). Формирование грамматического строя речи. Словообразование. Мебель 62
Занятие 28 (54). Обучение рассказыванию. Мебель 63
Занятие 29 (57). Словарная работа. Семья 64
Занятие 30 (59). Обучение рассказыванию. Семья 66
Занятие 31 (61). Словарная работа. Зима 67
Занятие 32 (62). Формирование грамматического строя речи. Предлог на. Зима 69
Занятие 33 (64). Обучение рассказыванию. Зима 71
Занятие 34 (66). Словарная работа. Зимующие птицы 72
Занятие 35 (67). Формирование грамматического строя речи. Один – одна. Мой – моя. Птицы 74
Занятие 36 (69). Обучение рассказыванию. Зимующие птицы 75
Занятие 37 (73). Обучение рассказыванию. Зимние развлечения 76
Занятие 38 (75). Словарная работа. Домашние птицы и их детеныши 77
Занятие 39 (76). Формирование грамматического строя речи. Предлог в. Домашние птицы и их детеныши 78
Занятие 40 (78). Обучение рассказыванию. Домашние птицы и их детеныши 80
Занятие 41 (80). Словарная работа. Домашние животные и их детеныши 81
Занятие 42 (81). Формирование грамматического строя речи. Предлог под. Домашние животные и их детеныши 82
Занятие 43 (83). Обучение рассказыванию. Домашние животные и их детеныши 83
Занятие 44 (85). Обучение рассказыванию. Кошка и собака 84
Занятие 45 (86). Формирование грамматического строя речи. Одушевленные и неодушевленные предметы. Домашние животные 86
Занятие 46 (88). Обучение рассказыванию. Корова и лошадь 87
Занятие 47 (90). Словарная работа. Дикие животные 88
Занятие 48 (91). Формирование грамматического строя речи. Образование прошедшего времени глаголов. Дикие животные 90
Занятие 49 (93). Обучение рассказыванию. Ёж и заяц 91
Занятие 50 (95). Обучение рассказыванию. Зима 92
Занятие 51 (96). Формирование грамматического строя речи. Предлог за. Зима 93
Занятие 52 (98). Обучение рассказыванию. Зима. Февраль – последний месяц зимы 94
Занятие 53 (100). Формирование грамматического строя речи. День защитника Отечества 96
Занятие 54 (101). Формирование грамматического строя речи. День защитника Отечества 98
Занятие 55 (104). Словарная работа. Транспорт 99
Занятие 56 (105). Формирование грамматического строя речи. Транспорт 101
Занятие 57 (107). Обучение рассказыванию. Транспорт 103
Занятие 58 (109). Формирование грамматического строя речи. Предлог над. Женские профессии 104
Занятие 59 (110). Обучение рассказыванию. Женские профессии (мамин праздник) 105
Занятие 60 (113). Словарная работа. Продукты питания 106
Занятие 61 (114). Формирование грамматического строя речи. Предлог около. Продукты питания 108
Занятие 62 (116). Формирование грамматического строя речи. Продукты питания 109
Занятие 63 (118). Обучение рассказыванию. Посуда 110
Занятие 64 (119). Формирование грамматического строя речи. Предлоги без, из, у. Посуда 112
Занятие 65 (121). Обучение рассказыванию. Посуда 113
Занятие 66 (123). Словарная работа. Весна 114
Занятие 67 (124). Формирование грамматического строя речи. Предложение. Весна 116
Занятие 68 (126). Обучение рассказыванию. Весна 117
Занятие 69 (128). Словарная работа. Город 118
Занятие 70 (129). Формирование грамматического строя речи. Предложение. Город 120
Занятие 71 (131). Обучение рассказыванию. Город 122
Занятие 72 (133). Обучение рассказыванию. Перелетные птицы 123
Занятие 73 (134). Формирование грамматического строя речи. Предлог к. Перелетные птицы 124
Занятие 74 (136). Обучение рассказыванию. Перелетные птицы 125
Занятие 75 (138). Формирование грамматического строя речи. Предлоги с, со. Весна 126
Занятие 76 (139). Формирование грамматического строя речи. Приставочные глаголы. Весна 127
Занятие 77 (141). Обучение рассказыванию. Весна 129
Занятие 78 (143). Формирование грамматического строя речи. Комнатные растения 130
Занятие 79 (144). Формирование грамматического строя речи. Предлог от. Комнатные растения 131
Занятие 80 (146). Обучение рассказыванию. Комнатные растения 132
Занятие 81 (148). Словарная работа. Чудо-вещи вокруг нас (электроприборы) 133
Занятие 82 (149). Формирование грамматического строя речи. Предложение. Чудо-вещи вокруг нас (электроприборы) 134
Занятие 83 (152). Формирование грамматического строя речи. День Победы 136
Занятие 84 (154). Обучение рассказыванию. День Победы 138
Занятие 85 (156). Словарная работа. Насекомые 138
Занятие 86 (157). Формирование грамматического строя речи. Насекомые 140
Занятие 87 (159). Обучение рассказыванию. Насекомые 141
Занятие 88 (161). Формирование грамматического строя речи. Цветы 143
Занятие 89 (162). Обучение рассказыванию. Цветы 144
Занятие 90 (164). Обучение рассказыванию. Цветы 145
Занятие 91 (166). Обучение рассказыванию. Лето 146
Занятие 92 (167). Формирование грамматического строя речи. Лето 147
Занятие 93 (168). Обучение рассказыванию. Лето 149
II. Формирование фонетической стороны речи и произношения 150
Занятие 1 (1). Развитие слухового внимания и фонематического восприятия 150
Занятие 2 (3). Развитие слухового внимания и фонематического восприятия 151
Занятие 3 (5). Произношение. Звук [а] 153
Занятие 4 (7). Произношение. Звук [а] 155
Занятие 5 (9). Произношение. Звук [у] 156
Занятие 6 (11). Произношение. Звуки [а, у] 157
Занятие 7 (13). Произношение. Звук [о] 158
Занятие 8 (15). Произношение. Звук [о] 159
Занятие 9 (17). Произношение. Звук [и] 161
Занятие 10 (19). Произношение. Звук [и] 162
Занятие 11 (21). Произношение. Звук [м] 163
Занятие 12 (23). Произношение. Звук [м'] 164
Занятие 13 (25). Произношение. Звук [н] 165
Занятие 14 (27). Произношение. Звук [н’] 166
Занятие 15 (29). Произношение. Звук [ф] 167
Занятие 16 (31). Произношение. Звук [ф'] 169
Занятие 17 (33). Произношение. Звук [в] 170
Занятие 18 (35). Произношение. Звук [в’] 171
Занятие 19 (37). Произношение. Гласные и согласные звуки (повторение) 172
Занятие 20 (39). Произношение. Гласные и согласные звуки 174
Занятие 21 (41). Произношение. Гласные звуки 175
Занятие 22 (43). Произношение. Гласные звуки (итоговое занятие) 176
Занятие 23 (45). Произношение. Звук [л’] 177
Занятие 24 (48). Произношение. Звук [л’] 179
Занятие 25 (50). Произношение. Звук [э] 180
Занятие 26 (53). Произношение. Звук [э] 182
Занятие 27 (55). Произношение. Звук [п] 183
Занятие 28 (56). Развитие слухового внимания и фонематического восприятия 185
Занятие 29 (58). Произношение. Звук [п’] 186
Занятие 30 (60). Произношение. Звук [т] 187
Занятие 31 (63). Произношение. Звук [т’] 188
Занятие 32 (65). Произношение. Звук [к] 190
Занятие 33 (68). Произношение. Звук [к’] 191
Занятие 34 (70). Произношение. Звук [й’] (йот) 192
Занятие 35 (71). Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Сочетания с парными звуками 194
Занятие 36 (72). Произношение. Звуки [л’] – [й’](йот) 195
Занятие 37 (74). Произношение. Звук [б] 196
Занятие 38 (77). Произношение. Звук [б’] 198
Занятие 39 (79). Произношение. Звук [д] 199
Занятие 40 (82). Произношение. Звук [д’] 201
Занятие 41 (84). Произношение. Звук [г] 202
Занятие 42 (87). Произношение. Звук [г’] 203
Занятие 43 (89). Произношение. Звук [ы] 205
Занятие 44 (92). Произношение. Звук [ы] 206
Занятие 45 (94). Произношение. Звук [x] 207
Занятие 46 (97). Произношение. Звук [x’] 209
Занятие 47 (99). Произношение. Звук [с] 210
Занятие 48 (102). Произношение. Звук [с] 211
Занятие 49 (103). Произношение. Звук [с] 213
Занятие 50 (106). Произношение. Звук [с] 215
Занятие 51 (108). Произношение. Звук [с’] 216
Занятие 52 (111). Произношение. Звуки [с – с’] 217
Занятие 53 (112). Произношение. Звук [з] 219
Занятие 54 (115). Произношение. Звук [з’] 220
Занятие 55 (117). Произношение. Звуки [с – з] 221
Занятие 56 (120). Произношение. Звуки [с – з] 223
Занятие 57 (122). Произношение. Звук [ш] 224
Занятие 58 (125). Произношение. Звук [ш] 226
Занятие 59 (127). Произношение. Звук [ж] 227
Занятие 60 (130). Произношение. Звук [ж] 228
Занятие 61 (132). Произношение. Звук [л] 230
Занятие 62 (135). Произношение. Звук [л] 231
Занятие 63 (137). Произношение. Звуки [ы – и] 232
Занятие 64 (140). Произношение. Деление слов на слоги 234
Занятие 65 (142). Произношение. Звуки [с – ш] 235
Занятие 66 (145). Произношение. Звуки [с – ш] 237
Занятие 67 (147). Произношение. Звуки [с – ш] 239
Занятие 68 (150). Произношение. Звук [р] 240
Занятие 69 (151). Произношение. Звук [р] 242
Занятие 70 (153). Произношение. Звук [р’] 243
Занятие 71 (155). Произношение. Звуки [р – р’] 244
Занятие 72 (158). Произношение. Звуки [р – л] 246
Занятие 73 (160). Произношение. Звуки [р – л] 247
Занятие 74 (163). Произношение. Закрепление и повторение пройденного 248
Занятие 75 (165). Произношение. Повторение 249
Литература 251
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом