Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий
Код | 867ж |
Авторы-составители | Дьяченко В. Ю. и др. |
Издательство | Учитель, 2013 |
Серия | Дошкольник |
ISBN | 978-5-7057-2592-2 |
Страниц | 271 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705725922 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 195 г |
Подробные разработки занятий в соответствии с тематическим планированием составляют полный комплект материалов по проектам "Юный гражданин", "Мир растений", "Осень", "Животные", "Четыре стихии", "Зима", "Мир вокруг нас", "Хлеб", "Город родной", "Космос" и др.
Комплексные занятия по развитию речи, окружающему миру, изобразительному искусству, самовыражению, рефлексивные круги с детьми разработаны и представлены в соответствии с возрастными особенностями групп в ДОУ.
Предназначено администрации и педагогическому коллективу дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно студентам факультета дошкольной педагогики и психологии высших и средних учебных заведений.
Подробное описание
введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.
Предлагаемый материал проектного моделирования программы образовательной среды в дошкольном учреждении рассчитан на максимальную самостоятельность получения знаний детьми в условиях отсутствия классно-урочной системы, на признание права за каждым ребёнком значительной автономии, своего темпа работы и своего специфического способа овладения знаниями. Программа, составленная авторским коллективом опытных педагогов, даст возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребёнка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. Учебно-воспитательный процесс, базирующийся на данной модели, будет способствовать всестороннему развитию ребёнка в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными каждому ребёнку в отдельности и возрасту в целом.
Основные составляющие проектной модели программы.
Основой учебно-воспитательного процесса детского сада являются:
• Программа, разработанная педагогическим коллективом с учётом основных целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования (Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011; От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011; Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2011).
• При составлении учебного плана учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей, а также требования к организации учебных занятий, утверждённые новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ (утверждены 25.03.03).
В предлагаемой программе проектного моделирования образовательной среды в ДОУ ставятся следующие цели:
– предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника;
– создать предпосылки для развития у ребёнка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном материале, то есть возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции.
Данная программа имеет яркую воспитательную направленность. В ней поставлены следующие задачи личностно-ориентированного воспитания:
– формирование толерантности, чувства собственного достоинства,
– утверждение первоначальных основ патриотизма и гражданственности,
– воспитание уважения к традициям своего народа и других народов,
– привитие культурного и экологически грамотного поведения.
Программа делится на две формы организации учебной деятельности: групповые занятия; свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом).
Программа групповых занятий составлена таким образом, чтобы максимально отойти от классно-урочной системы. После короткой фронтальной работы в виде презентации материала следует свободно-самостоятельная деятельность детей с представленным дидактическим материалом, упражнения на расслабление, релаксация, физкультурные минутки, творческие задания и др.
Таким образом, обучение построено с учётом максимально возможной двигательной активности воспитанников и постоянной смены места работы во время занятия.
Свободно-самостоятельная деятельность вытекает из группового занятия, на котором закладывается материальный и понятийный фундамент и создаётся представление о том, как она должна быть организована. Во время самостоятельной деятельности педагог также организует рефлексивную деятельность детей, которая включает в себя психологические этюды и упражнения на расслабление, физкультурные паузы, упражнения на творческое самовыражение.
Особенностью программы является проектная организация учебно-воспитательного пространства.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Согласно программе педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным между собой единым проектом. Особый интерес представляет интеграция следующих дисциплин: естествознание, развитие речи, изобразительное искусство. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.
В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
– совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
– совместная деятельность детей;
– совместная деятельность детей с родителями.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности. Решением этого может стать соотнесение проекта и цвета, а ориентиром – выбор цветового обозначения Л. Г. Татарниковой «Технология валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» (М.: Просвещение, 1999). В связи с этим цветные проекты понятны и доступны не только взрослым, но и детям:
зеленый проект – проект «Мир вокруг меня»;
желтый проект – проект «Времена года»;
оранжевый проект – проект «Юный гражданин»;
красный проект – проект «Человек»;
фиолетовый проект – проект «Вселенная»;
синий проект – проект «Четыре стихии мира».
Название проектов |
Цветовое обозначение проектов |
Мир вокруг меня |
Зеленый цвет: цвет живой природы (растительный и животный мир); цвет жизни (материки, экология) |
Времена года |
Желтый цвет: цвет радости (осень разноцветная, природа просыпается весной; цвет веселья и счастья («Эх ты, зимушка-зима!») |
Юный гражданин |
Оранжевый цвет: цвет сновидения и сказки (я, мой город и моя страна); цвет творчества и фантазии (культура и традиции моего народа) |
Человек |
Красный цвет: цвет мужества и гордости (я и моя семья); цвет силы и отваги (я и мое тело; я и мое здоровье) |
Вселенная |
Фиолетовый цвет: цвет мечты (звезды и планеты); цвет будущего (планета Земля); цвет пробуждения высоких чувств и веры в чудо (Космос и Солнечная система) |
Четыре стихии мира |
Синий цвет: цвет безграничных возможностей (вода, земля, огонь и воздух) |
Содержание
Введение 3
Естествознание 6
Планирование учебно-воспитательной работы по естествознанию в младшей группе 11
Тематическое планирование 12
Рекомендации к проектной деятельности 14
Образовательный минимум 43
Планирование учебно-воспитательной работы по естествознанию в средней группе 44
Тематическое планирование 45
Рекомендации к проектной деятельности 47
Образовательный минимум 84
Планирование учебно-воспитательной работы по естествознанию в старшей группе 86
Тематическое планирование 87
Рекомендации к проектной деятельности 89
Образовательный минимум 124
Планирование учебно-воспитательной работы по естествознанию в подготовительной группе 126
Тематическое планирование 127
Рекомендации к проектной деятельности 129
Образовательный минимум 170
Изобразительное искусство и художественный труд 172
Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в младшей группЕ 174
Тематическое планирование 175
Образовательный минимум 177
Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в средней группе 178
Тематическое планирование 179
Образовательный минимум 181
Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в старшей группе 182
Тематическое планирование 184
Образовательный минимум 186
Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в подготовительной группе 187
Тематическое планирование 189
Образовательный минимум 191
Самовыражение 192
Планирование учебно-воспитательной работы по самовыражению для младшего дошкольного возраста 198
Тематическое планирование по самовыражению в младшей группе 199
Тематическое планирование по самовыражению в средней группе 201
Образовательный минимум 203
Упражнения в практической жизни 204
Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста 206
Тематические занятия по социальному развитию с младшими дошкольниками 209
Тематические занятия по социальному развитию со старшими дошкольниками 219
Учебно-дидактический материал к занятиям с дошкольниками 3–6 лет 245
Учебно-дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками 262
Литература 269
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом