- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Коррекционное обучение
Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения
- Отзывы: 1
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 712ш |
Авторы-составители | Прокопенко М. Е. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Коррекционное обучение |
ISBN | 978-5-7057-2014-9, 978-5-7057-5808-1 |
Страниц | 211 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705720149, 9785705758081 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 144 г |
Подробное описание
Введение
Чтение – сложный процесс, так как выполняет роль речевого общения, способствует «закреплению и развитию навыков правильной речи и выработке умения использовать их в практической речевой деятельности» (М. Ф. Гнездилов, 1961), «будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств» (С. Л. Рубинштейн, 1996), «даёт возможность читающему усваивать исторический и общественный опыт» (В. В. Воронкова, 1994).
Успешность обучения детей всем предметам школьного курса полностью зависит от того, как сформированы навыки чтения.
Обучающиеся с задержкой умственного и психического развития испытывают сложности в процессе овладения полноценным навыком чтения. Формированию правильного, сознательного и выразительного чтения препятствует слишком медленный темп, в результате чего у обучающихся нарушается восприятие слов и правильность их воспроизведения, что в свою очередь приводит к трудностям понимания читаемого.
Но замедленное развитие темпа чтения у таких детей обусловливается ещё и тем, что у них в силу стойкого нарушения интеллекта, недоразвития многих высокодифференцированных сторон психической и моторной деятельности, недостатков слуховой и зрительной памяти, недоразвития речи, слабой концентрации внимания данный навык не развивается до необходимого уровня естественным путём, без специального обучения.
Специальные методические приёмы и упражнения, с одной стороны, способствуют выработке навыков чтения, воспитанию интереса к процессу чтения, с другой стороны, совершенствуют память, внимание обучающихся, сглаживают дефекты логического мышления и подготавливают сознание обучающихся к восприятию образов, настроений и переживаний, которые автор пытался отразить в своём произведении.
Предлагаемые приемы для развития навыков беглого чтения отличаются большей целенаправленностью и у детей с особыми образовательными потребностями нацелены не только на формирование данного навыка, но и на коррекцию тех недостатков, которые препятствуют его формированию. Ведущее место среди них отводится таким приёмам, как речевая разминка на уроках чтения с целью увеличения количества читаемых слов в минуту и зрительный диктант, проводимый на уроках русского языка в процессе орфографической пятиминутки с целью развития оперативной памяти.
Данные приёмы представлены следующим образом:
· специальный подбор текстов;
· выбор соответствующего способа чтения;
· ориентация в тексте, заключающаяся в постановке вопросов по прочитанному;
· проведение зрительных диктантов с фиксированным временем для показа образца;
· игровые упражнения, направленные на развитие у обучающихся познавательных психических процессов, на формирование правильного выразительного чтения.
Материалом для речевых разминок служат специальные тексты, а для зрительных диктантов – предложения, которые отвечают следующим требованиям:
– просты и доступны по содержанию;
– отличаются простотой структуры предложения, отсутствием незнакомых слов;
– текст имеет законченный характер и интересен по содержанию;
– тексты различаются по объёму слов, входящих в них;
– тексты предъявляются напечатанными на карточках, которые предлагаются каждому обучающемуся;
– для общей экспозиции при проведении зрительного диктанта используется материал, также представленный в печатном варианте, в виде плаката, или предъявленное предложение должно быть написано учителем на доске печатными буквами.
При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи с чем отбираемые произведения для речевой разминки различны по объёму и сложности сюжета, что ставит учеников с любой техникой чтения в равные условия: все дети работают одним и тем же приёмом с одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.
Ввиду того, что методика проведения речевой разминки предполагает увеличение каждого последующего текста на одно слово, некоторые слова в авторских текстах сокращены или введены самостоятельно придуманные обороты речи, что не нарушает основного содержания предлагаемого рассказа. Принимая во внимание особенности восприятия определённого контингента учащихся, тексты адаптированы согласно возрасту обучающихся (то есть чтобы они могли произвести самостоятельный свободный пересказ того или иного рассказа, опять же без нарушения основного содержания).
Учителю в организации читательской деятельности и формировании навыка беглого чтения существенную помощь могут оказывать родители обучающихся – при условии правильного отношения к этой проблеме.
Одним из действенных приёмов такой помощи является чтение детям перед сном.
Ежедневно в одно и то же время, примерно за полчаса до сна, рекомендуется читать ребёнку какое-либо очень интересное произведение. При этом ваше чтение должно быть ярким, максимально выразительным. Прекращать чтение нужно на самом интересном месте, чтобы ребёнок засыпал с мыслью: «А что же дальше?». Этот процесс должен быть системным.
Наибольшую сложность у детей с задержкой умственного и психического развития вызывает чтение труднопроизносимых слов, слов со стечением согласных или имеющих сложную слоговую структуру. В этой связи эффективной является работа по составлению осколочных картинок. На полосках разного цвета (или на белой бумаге фломастерами разного цвета) пишутся 2–3 слова и разрезаются на части. Обучающимся предлагается составить слова с опорой на цвет (у каждого ученика – индивидуальный набор осколочных картинок). Затем обучающиеся находят эти слова в тексте, идёт работа по содержанию и т. д.
(К рассказу М. Пришвина «Синий лапоть».)
Кроме того, необходимо работать над развитием артикуляционного аппарата: читать небольшие, лучше всего стихотворные, тексты (А. Барто, например) в темпе скороговорки и собственно скороговорки. Параллельно с ребенком должен заниматься логопед.
Наиболее продуктивной в плане формирования навыка чтения является ежедневная тренировка в чтении. Эта работа осуществляется под контролем родителей в следующем порядке:
· ребёнок выбирает книгу для самостоятельного чтения;
· ежедневно ученик прочитывает 1 страницу печатного текста вслух, после чего кратко передает содержание прочитанного родителям; или: родители могут организовать простейший опрос по содержанию прочитанного, для чего достаточно задать пару вопросов информационного характера («о ком (о чём) ты прочитал?» и «Что интересного узнал?»);
· в отдельной тетради (читательском дневнике) ребёнок ежедневно фиксирует следующее:
Автор |
Название |
Дата |
Время, затраченное |
· один раз в неделю необходимо проверять технику чтения:
– выбрать малознакомый текст и дать ребенку прочитать, фиксируя 1 минуту времени, столько, сколько получится;
– подсчитать количество прочитанных слов и записать.
Ведите список прочитанных ребёнком книг. Прикрепите этот листок на самом видном месте, чтобы все видели, сколько книг уже прочитал ваш ребёнок. Это будет полезно для любого возраста.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой!) можно использовать приём подсчёта слов, которые прочитаны ребёнком за определенный промежуток времени, например за 1 минуту. С этой целью по вашей команде ребёнок читает отрывок из предложенного вами текста способом, получившим в методике название «жужжащего» чтения. «Жужжащее» чтение предполагает, что ребенок читает тихо, но вслух. Можно предложить ребёнку закрыть уши пальцами и читать шёпотом. По истечении минуты вы вместе с ребёнком подсчитываете количество прочитанных слов, сравнивая полученную цифру с предыдущими результатами.
Для того чтобы ваша работа была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжёлой нагрузкой, цель которой ребёнок не знает и не понимает. Не усложняйте задания с первого же занятия. Помните, что сохранение мотивации и подпитка интереса – главные задачи, которые стоят перед вами.
Содержание
Введение 3
Методический комментарий по формированию техники чтения на уроках чтения и русского языка 8
Методика проведения зрительных диктантов 11
Методика проведения речевых разминок 12
Тексты для формирования техники чтения у обучающихся 5–7 классов 16
Речевые разминки 16
Зрительные диктанты 162
Дополнительный игровой материал 169
Развитие внимания, быстроты мышления 169
Развитие внимания, речи, темпа мышления 170
Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха 170
Развитие произвольного внимания, фонематического слуха, формирование фонетически правильного письма 171
Развитие внимания, мышления 173
Развитие слухового сосредоточения; моторная разрядка 173
Тренировка слухового внимания 174
Развитие памяти, способности к переключению внимания 179
Формирование фонетического чтения 179
Чтение по подобию 179
Формирование фонетически правильного чтения 180
Развитие фонематических представлений, фонематического и слогового анализа 183
Развитие слогового анализа и синтеза, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти 186
Формирование орфоэпически верного чтения 189
Развитие выразительности речи 189
Развитие звукового восприятия и ритма при чтении 191
Регулирование громкости речи 196
Отработка интонации при чтении 197
Литература 205
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Детский мир
- Ребенок и школа
- Помогаем выполнять домашние задания
- Сочинения, рефераты, диктанты
- Преподавателям
- Средняя школа
- Коррекционное обучение
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом