Русский язык. 5 класс: конспекты уроков
Код | 712п |
Авторы-составители | Томарова Т. И. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Коррекционное обучение |
ISBN | 978-5-7057-1706-4 |
Страниц | 446 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705717064 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 18 (мм) |
Вес | 314 г |
Пособие предназначено учителям русского языка для творческого использования.
Подробное описание
Предисловие
Данные поурочные планы прежде всего предназначены молодым учителям, которые впервые будут работать в пятом классе компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся «группы риска», – одна из наиболее острых проблем в практике школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузке школьной общеобразовательной программы, учить таких детей и обучать хорошо при существующем традиционном построении учебного процесса крайне сложно.
Поиски эффективных путей индивидуализации обучения слабоуспевающих учащихся, разработка системы коррекционного обучения как типа дифференцированного учебного процесса – это важная и сложная задача современной педагогики.
В качестве основной цели обучения русскому языку выдвигается усвоение учащимися коммуникативной функции языка – умение адекватно использовать и воспринимать устную и письменную речь. особое внимание учитель должен уделять урокам развития речи (устной и письменной), тщательно их продумывать, вводить как можно чаще на уроках задания, связанные с развитием речи. Важное место отводится словарной работе, орфографическим заданиям, наглядности, игровым моментам, орфоэпическим упражнениям, проговариванию вслух, заучиванию наизусть, выразительному чтению, составлению связных высказываний и текстов, умению применять на практике полученные знания и эффективно ими пользоваться. Конечной целью обучения языку в таких классах является владение литературным русским языком в устной и письменной формах для общения в различных ситуациях и развития личности.
Поурочные планы составлены на основе «Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5–9 классах». Авторы: Т. А. Костяева, Ю. С. Пичугов (М.: Дрофа, 2005). (см.: Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Григорян, Л. Т., Кулибаба, И. И., Тростенцова Л. А. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2006.)
Планирование рассчитано на творческое использование с учетом конкретных условий работы в каждом классе, возможностей учителя и степени подготовленности учащихся; оно должно помочь учителю как можно эффективнее организовать работу в коррекционном классе, чтобы достичь положительных результатов.
Уроки составлены с учетом возрастных возможностей учащихся и требований к уровню сложности упражнений, заданий, работ в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.
Содержание
Предисловие 3
Введение (3 ч) 5
Урок 1 (вводный). Тема: Язык и человек 5
Урок 2. Тема: Язык и речь. Единицы языка 10
Урок 3. Тема: стили речи 12
Повторение изученного в начальных классах (21 ч + 4 ч р/р)
Урок 4 (1). Тема: Состав слова 16
Урок 5 (2). Тема: орфография. орфограмма
Урок 6 (3). Тема: правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 23
Урок 7 (4). Тема: правописание проверяемых согласных в корне слова 27
Урок 8 (5). Тема: непроверяемые написания в корне слова 30
Урок 9 (6). Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова 33
Урок 10 (7). Тема: буквы и, у, а после шипящих 36
Урок 11 (8). Тема: разделительные ъ и ь 38
Урок 12 (9). Тема: раздельное написание предлогов с другими словами 41
Урок 13 (10). Тема: зачетная работа по орфограммам корня 43
Урок 14 (11). Тема: текст как смысловое и тематическое единство (развитие речи) 45
Уроки 15–16 (12–13). Тема: обучающее подробное изложение по плану. «хитрый заяц» (Развитие речи) 46
Урок 17 (14). Тема: анализ изложений. работа над ошибками 48
Урок 18 (15). Тема: части речи 49
Урок 19 (16). Тема: глагол 51
Урок 20 (17). Тема: -тся и -ться в глаголах 52
Урок 21 (18). Тема: личные окончания глаголов 55
Урок 22 (19). Тема: имя существительное 57
Урок 23 (20). Тема: как проверить безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных 59
Урок 24 (21). Тема: Составление устного рассказа (развитие речи) 61
Урок 25 (22). Тема: Местоимения 63
Урок 26 (23). Тема: Тест по теме «Повторение» 67
Урок 27 (24). Тема: Контрольный диктант (может быть диагностическим) 70
Урок 28 (25). Тема: Тема и основная мысль текста (Развитие речи) 71
синтаксис. пунктуация. культура речи (25 ч + 7 ч Р/р)
Урок 29 (1). Тема: Тема: синтаксис и пунктуация 72
Урок 30 (2). Тема: Словосочетание и его строение 74
Урок 31 (3). Тема: Разбор словосочетаний 76
Урок 32 (4). Тема: Предложение 77
Урок 33 (5). Тема: Изложение (сжатое; по упражнению 137 «Старый пень») (Развитие речи) 79
Урок 34 (6). Тема: Виды предложений по цели высказывания 81
Урок 35 (7). Тема: Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения 84
Урок 36 (8). Тема: Сочинение на свободную тему (по упражнению 153) (Развитие речи) 86
Урок 37 (9). Тема: Главные члены предложения. подлежащее 87
Урок 38 (10). Тема: Сказуемое 89
Урок 39 (11). Тема: Тире между подлежащим и сказуемым 92
Урок 40 (12). Тема: Нераспространенные и распространенные предложения 94
Урок 41 (13). Тема: Второстепенные члены предложения. дополнение 97
Урок 42 (14). Тема: Определения 99
Урок 43 (15). Тема: Обстоятельство 102
Урок 44 (16). Тема: Однородные члены предложения 105
Урок 45 (17). Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами 107
Урок 46 (18). Тема: Обобщающее слово при однородных членах 109
Урок 47 (19). Тема: Обращение 112
Урок 48 (20) (урок-практикум по развитию речи). Тема: письмо (речевой этикет) 115
Урок 49 (21). Тема: Синтаксический разбор простого предложения 118
Уроки 50–51 (22–23). Тема: Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» (Развитие речи) 120
Урок 52 (24). Тема: Простые и сложные предложения (бессоюзные сложные и сложносочиненные) 123
Урок 53 (25). Тема: Сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные) 126
Урок 54 (26). Тема: Синтаксический разбор сложного предложения (Развитие речи) 129
Урок 55 (27). Тема: Прямая речь 132
Урок 56 (28). Тема: Диалог 133
Урок 57 (29). Тема: Повторение изученного материала. Подготовка к диктанту 137
Урок 58 (30). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием 140
Урок 59 (31). Тема: Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 141
Урок 60 (32). Тема: Развитие речи. Основная мысль высказывания 141
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 ч + 5 ч р/р)
Урок 61 (1). Тема: Фонетика – наука о звуках речи. Гласные звуки 142
Урок 62 (2). Тема: Согласные звуки 145
Урок 63 (3). Тема: Фонема. Позиционные чередования гласных и согласных 148
Урок 64 (4). Тема: Согласные твердые и мягкие 150
Уроки 65–66 (5–6). Тема: Повествование. Обучающее изложение текста с элементами повествования в описании (Развитие речи) 152
Урок 67 (7). Тема: Согласные звонкие и глухие 153
Урок 68 (8). Тема: Графика. Алфавит. Буквы 155
Урок 69 (9). Тема: Описание предмета (развитие речи) 157
Урок 70 (10). Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака 159
Урок 71 (11). Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я 160
Урок 72 (12) (урок-практикум). Тема: Фонетика 163
Урок 73 (13). Тема: Орфоэпия. Нормы ударения и произношения 164
Урок 74 (14). Тема: Фонетический разбор слова 168
Урок 75 (15). Тема: Повторение (подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием) 169
Уроки 76–77 (16–17). Тема: Контрольный диктант и его анализ 171
Уроки 78–79 (18–19). Тема: Описание предметов, изображенных на картине И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» (Развитие речи) 172
лексика. культура речи (8 ч + 3 ч р/р)
Урок 80 (1). Тема: Лексика. Культура речи 176
Урок 81 (2). Тема: Однозначные и многозначные слова 181
Урок 82 (3). Тема: Прямое и переносное значения слов 184
Урок 83 (4). Тема: Омонимы 187
Урок 84 (5). Тема: Синонимы 190
Урок 85 (6). Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «февральская лазурь» (Развитие речи) 193
Урок 86 (7). Тема: Антонимы 195
Урок 87 (8). Тема: Повторение 197
Урок 88 (9). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием 197
Уроки 89–90 (10–11). Тема: Подробное изложение по тексту к. Г. Паустовского «Первый снег» (от 3-го лица) (Развитие речи) 198
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 4 ч Р/р)
Урок 91 (1). Тема: Морфемика. Морфема. Изменение и образование слов 202
Урок 92 (2). Тема: Окончание. Нулевое окончание. Основа слова 207
Урок 93 (3). Тема: Сочинение по личным впечатлениям (подготовка к домашнему сочинению) (Развитие речи) 210
Урок 94 (4). Тема: Корень слова. Однокоренные слова 212
Урок 95 (5). Тема: Рассуждение. Сочинение-рассуждение (Развитие речи) 215
Урок 96 (6). Тема: Суффикс 218
Урок 97 (7). Тема: Суффикс (продолжение) 222
Урок 98 (8). Тема: Приставка 225
Урок 99 (9). Тема: Выборочное изложение с изменением лица 228
Урок 100 (10). Тема: Закрепление материала по теме 229
Урок 101 (11). Тема: Чередование звуков 230
Урок 102 (12). Тема: Беглые гласные. Варианты морфем 232
Урок 103 (13). Тема: Морфемный разбор слова 233
Урок 104 (14). Тема: Правописание гласных и согласных в приставках 236
Урок 105 (15). Тема: Буквы з и с на конце приставок (можно материал рассчитать на два урока) 238
Урок 106 (16). Тема: Буквы о – а в корне -лаг- – -лож- 241
Урок 107 (17). Тема: Буквы о – а в корне -раст- – -рос- 243
Урок 108 (18). Тема: Правописание корней с чередованием гласных 246
Урок 109 (19). Тема: Буквы о – ё после шипящих в корне 248
Урок 110 (20). Тема: Буквы и – ы после ц 251
Урок 111 (21). Тема: Повторение 254
Уроки 112–113 (22–23). Тема: Диктант с грамматическим заданием и его анализ 257
Уроки 114–115 (24–25). Тема: Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Развитие речи) 258
Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч + 18 ч Р/р)
Урок 116 (1). Тема: Самостоятельные и служебные части речи 262
Уроки 117–118 (2–3). Тема: Имя существительное как часть речи 268
Урок 119 (4). Тема: Описание картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (Развитие речи) 272
Урок 120 (5). Тема: Доказательства в рассуждении (Развитие речи) 275
Урок 121 (6). Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные 277
Уроки 122–123 (7–8). Тема: Имена существительные собственные и нарицательные 281
Урок 124 (9). Тема: Развитие речи. Сжатое изложение по притче Е. А. Пермяка «Перо и чернильница» (упражнение 496) 284
Урок 125 (10). Тема: Морфологический разбор имени существительного 285
Урок 126 (11). Тема: Род имен существительных 287
Урок 127 12). Тема: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа 289
Урок 128 (13). Тема: Имена существительные, имеющие форму только единственного числа 292
Урок 129 (14). Тема: Три склонения имен существительных 293
Урок 130 (15). Тема: Падеж имен существительных 296
Урок 131 (16). Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 299
Урок 132 (17). Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) 300
Уроки 133–134 (18–19). Тема: подробное изложение с изменением лица (упражнение 546) (Развитие речи) 301
Урок 135 (20). Тема: Множественное число имен существительных в именительном падеже 303
Урок 136 (21). Тема: Множественное число имен существительных в родительном падеже 305
Урок 137 (22). Тема: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных 307
Урок 138 (23). Тема: Повторение по теме, подготовка к диктанту 309
Уроки 139–140 (24–25). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ 309
Урок 141 (26). Тема: Творческий диктант «Корабельная роща» (по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща») (Развитие речи) 310
Урок 142 (27). Тема: Имя прилагательное как часть речи 311
Урок 143 (28). Тема: Имя прилагательное как часть речи (продолжение) 314
Урок 144 (29). Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 316
Урок 145 (30). Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (продолжение) 319
Урок 146 (31). Тема: описание животного. выборочное изложение (по рассказу А. И. Куприна «Ю-ю») (Развитие речи) 322
Урок 147 (32). Тема: Прилагательные полные и краткие 324
Урок 148 (33). Тема: Краткие прилагательные с основой на шипящую 326
Урок 149 (34). Тема: Описание животного на основе изображенного на картине А. Н. Комарова «Наводнение» (Развитие речи) 328
Урок 150 (35). Тема: Морфологический разбор имени прилагательного 330
Урок 151 (36). Тема: Сочинение-рассказ «Как я испугался» (Развитие речи) 333
Урок 152 (37). Тема: Повторение по теме «имя прилагательное» 334
Уроки 153–154 (38–39). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ 336
Урок 155 (40). Тема: Сочинение-описание животного (Развитие речи) 337
Урок 156 (41) (резервный). Тема: Праздник «В гостях у имени прилагательного» 339
Глагол как часть речи
Урок 157 (42). Тема: Глагол как часть речи 339
Урок 158 (43). Тема: Не с глаголами 342
Урок 159 (44). Тема: не с глаголами (продолжение) 345
Урок 160 (45). Тема: рассказ (Развитие речи) 346
Урок 161 (46). Тема: Неопределенная форма глагола 348
Урок 162 (47). Тема: Неопределенная форма глагола (продолжение) 349
Урок 163 (48). Тема: -Тся и -ться в глаголах 353
Урок 164 (49). Тема: -Тся и -ться в глаголах (продолжение) 355
Урок 165 (50). Тема: Виды глагола 356
Урок 166 (51). Тема: Виды глагола. видовые пары (продолжение) 360
Урок 167 (52). Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием 361
Урок 168 (53). Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием (продолжение) 364
Урок 169 (54). Тема: невыдуманный рассказ о себе (Развитие речи) 366
Урок 170 (55). Тема: Сочинение-рассказ о себе «Как я однажды…» (Развитие речи) 368
Урок 171 (56). Тема: Конкурс на лучшего рассказчика (Развитие речи) 368
Урок 172 (57). Тема: Время глагола 369
Урок 173 (58). Тема: Прошедшее время глагола 372
Урок 174 (59). Тема: Настоящее время глагола 375
Урок 175 (60). Тема: Будущее время глагола 378
Урок 176 (61). Тема: Время глагола 379
Урок 177 (62). Тема: Спряжение глаголов 381
Урок 178 (63). Тема: Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 384
Урок 179 (64). Тема: Правописание безударных личных окончаний глагола (продолжение) 387
Урок 180 (65). Тема: Морфологический разбор глагола 388
Урок 181 (66). Тема: Сжатое изложение (Развитие речи) 390
Урок 182 (67). Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа 391
Урок 183 (68). Тема: Употребление времен глаголов (Развитие речи) 392
Урок 184 (69). Тема: Спортивный репортаж (Развитие речи) 394
Урок 185 (70). Тема: Повторение изученного по теме «глагол» 394
Урок 186 (71). Тема: Повторение изученного по теме «глагол» (продолжение) 397
Уроки 187–188 (72–73). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ 398
Урок 189 (74). Тема: Сочинение-рассказ на основе картины К. Н. Успенской-кологривовой «Не взяли на рыбалку» (Развитие речи) 399
Урок 190 (75). Тема: Анализ сочинений по картине К. Н. Успенской-кологривовой «Не взяли на рыбалку» (Развитие речи) 401
Повторение и систематизация материала,
изученного в 5 классе (11 ч + 3 ч Р/р; 1 ч – резерв)
Урок 191 (1). Тема: Разделы науки о языке 402
Урок 192 (2). Тема: Фонетика. Графика. Орфоэпия 405
Урок 193 (3). Тема: Морфемика. Словообразование 409
Урок 194 (4). Тема: Лексика и фразеология 412
Урок 195 (5). Тема: подготовка к домашнему сочинению (Развитие речи) 420
Урок 196 (6). Тема: Морфология. части речи 422
Урок 197 (7). Тема: Орфограммы в приставках и в корнях слов 424
Урок 198 (8). Тема: Орфограммы в окончаниях слов 425
Урок 199 (9). Тема: Употребление букв ъ и ь. раздельные написания 427
Урок 200 (10). Тема: Знаки препинания в простом и сложном предложении 428
Уроки 201–202 (11–12). Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ 430
Урок 203(13). Тема: Итоговый тест за 5 класс 431
Урок 204(14). Тема: Культура речи 432
Урок 205(15). Тема: Научно-практическая конференция «Словари – наши друзья и помощники» 436
Литература 437
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом