Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок
Код | 711и |
Авторы-составители | Гуськова А. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь логопеду |
ISBN | 978-5-7057-2179-5, 978-5-7057-3372-9 |
Страниц | 151 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705721795, 9785705733729 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 108 г |
В пособии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексико-грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей подготовительной к школе логопедической группы на материале народных и авторских сказок.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных организаций, родителям.
Подробное описание
Предисловие
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.
К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово… объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…».
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
– донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
– воспитание любви ко всем людям и природе;
– расширение кругозора и представлений о мире;
– закладывание нравственных основ и начал;
– развитие связной речи.
Использование сказки в системе логопедических занятий:
– Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
– Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
– Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
– Развитие диалогической и монологической речи.
– Эффективность игровой мотивации детской речи.
– Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
– Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
– Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
– Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь, порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.
Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, тихий, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, простодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, тёмный.
Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.
Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.
Словарь антонимов, используемый при изучении народных и авторских сказок.
Существительные: весна – осень; восход – закат; встреча – разлука, расставание; голова – хвост; гордость – скромность; гордость – смирение; день – ночь; доверие – недоверие; достоинство – недостаток; друг – враг; дружба – вражда; жар – холод; жара – стужа; жизнь – смерть; защита – нападение; зима – лето; знание – невежество; истина – заблуждение; красавец – урод; ласка – строгость, грубость; мир – война; мороз – зной; награда – наказание; нужда – достаток; одобрение – осуждение; отечество – чужбина; полдень – полночь; похвала – порицание; почёт – позор; правда – ложь, обман; радость – горе; рассвет – закат; свет – темнота; свобода – неволя; слава – позор; смелость – трусость; смелость – робость; счастье – горе; труд – безделье, лень; труженица – лентяйка; успех – неудача; утро – вечер; храбрость – трусость.
Прилагательные: громкий – тихий; вежливый – грубый; виноватый – правый; высокий – низкий; горячий – холодный; дорогой – дешёвый; живой – мёртвый; здоровый – больной; искренний – лицемерный; лёгкий – трудный; любимый – ненавистный; молодой – старый; мудрый – глупый; настоящий – фальшивый; новый – старый; огромный – крохотный; полезный – вредный; положительный – отрицательный; прилежный – ленивый; румяный – бледный; сильный – слабый; солнечный – пасмурный; сытый – голодный; толстый – тонкий; хитрый – простодушный; хороший – плохой; честный – бесчестный; чистый – грязный; щедрый – скупой; юный – старый; ясный – тёмный.
Глаголы: брать – отдавать; веселиться – грустить; возвышать – унижать; возникать – исчезать; впускать – выпускать; встречать – провожать; входить – выходить; говорить – молчать; гордиться – стыдиться; забывать – вспоминать; запрещать – позволять; кричать – шептать; медлить – спешить; радовать – огорчать; уважать – презирать; хвалить – бранить; хохотать – плакать.
Наречия: быстро – медленно; вместе – отдельно; вперед – назад; легко – трудно; много – мало; можно – нельзя; нежно – грубо; поздно – рано; тепло – холодно; умно – глупо.
Структура занятий:
1. Организационный момент – отгадывание загадок об изучаемой сказке.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Знакомство со сказкой – чтение сказки, просмотр мультипликационных фильмов.
4. Игра «Один – много» – практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
5. Игра «Назови ласково» – образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
6. Игра «Сосчитай» – употребление в речи согласования числительных с существительными.
7. Игра «Слова наоборот» – подбор антонимов.
8. Игра «Слова-друзья» – подбор синонимов.
9. Развитие общей моторики – театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использование фольклора и сюжетов сказок.
10. Игра «Слова-родственники» – подбор родственных слов.
11. Развитие связной речи – пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
12. Развитие мышления – отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».
13. Знакомство с пословицами – объяснение значений пословиц.
14. Итог занятия – логопед совместно с детьми делает вывод по сказке.
Использование народных и авторских сказок при прохождении лексических тем, для проведения занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.
Лексическая тема |
Русские народные и авторские сказки |
Осень. Овощи |
«Репка», «Мужик и медведь» |
Фрукты |
«Крошечка-хаврошечка» |
Ягоды |
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
Грибы |
В. Сутеев «Под грибом» |
Деревья. Кустарники |
«Как коза избушку строила» |
Хлеб |
«Колосок» |
Семья |
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Человек |
«Маша и медведь» |
Домашние животные |
«Волк и семеро козлят» |
Подготовка птиц и животных к зиме |
«Зимовье зверей» |
Зима |
«Морозко» |
Зимние забавы |
«Снегурочка» |
Животный мир зимой |
«Лисичка-сестричка и серый волк» |
Дикие животные |
«Колобок», «Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц-хваста» |
Домашние птицы |
«Петушок и бобовое зёрнышко» |
Рыбы |
«Байка о щуке зубастой» |
Одежда. Ткань. Обувь |
Ш. Перро «Золушка» |
Посуда |
«Лиса и журавль» |
Мебель |
«Три медведя» |
Транспорт |
В. Сутеев «Разные колёса» |
День защитника Отечества |
Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
Строительство |
«Теремок» |
Весна |
«Заюшкина избушка» |
Весна. Сельскохозяйственные работы |
«Мужик и медведь» |
Насекомые |
М. Михайлов «Лесные хоромы» |
Безопасность жизни |
Ш. Перро «Красная Шапочка» |
Животный мир севера |
Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева» |
Животные жарких стран |
Р. Киплинг «Слонёнок» |
Наша Родина |
«Никита Кожемяка» |
Народные промыслы |
«Бычок – смоляной бочок» |
Музыкальные инструменты |
Братья Гримм «Бременские музыканты» |
Содержание
Предисловие 3
Тема: Русская народная сказка «Репка» 10
Тема: Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка» 14
Тема: Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» 17
Тема: Сказка В. Сутеева «Под грибом» 21
Тема: Русская народная сказка «Как коза избушку построила» 26
Тема: Сказка «Колосок» 29
Тема: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 33
Тема: Сказка «Маша и медведь» 35
Тема: Сказка «Волк и козлята» 39
Тема: Сказка «Зимовье зверей» 42
Тема: Русская народная сказка «Морозко» 45
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» 48
Тема: Сказка «Лисичка-сестричка и волк» 53
Тема: Сказка «Колобок» 58
Тема: Сказка «Два жадных медвежонка» 61
Тема: Русская народная сказка «Хвосты» 66
Тема: Русская народная сказка «Заяц-хваста» 70
Тема: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» 74
Тема: Сказка Ш. Перро «Золушка» 77
Тема: Русская народная сказка «Байка о щуке зубастой» 80
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль» 85
Тема: Сказка «Три медведя» 88
Тема: Сказка В. Сутеева «Разные колёса» 93
Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 98
Тема: Сказка «Теремок» 101
Тема: Сказка «Заюшкина избушка» 104
Тема: Русская народная сказка «Мужик и медведь» 108
Тема: Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы» 111
Тема: Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» 117
Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева» 120
Тема: Сказка Р. Киплинга «Слонёнок» 126
Тема: Сказка «Никита Кожемяка» 130
Тема: Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» 135
Тема: Сказка бр. Гримм «Бременские музыканты» 139
Приложение 144
Литература 149
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом