Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет

Есть на складе
243 руб.
-10%
218,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 711з
Составители Епифанова О. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-91651-120-8, 978-5-7057-3970-7, 978-5-7057-5524-0
Страниц 180
УДК 372
Штрихкод 9785916511208, 9785705739707, 9785705755240
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 122 г
В пособии представлен систематизированный дидактический материал к логопедическим занятиям по автоматизации и дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, гласных звуков, предназначенный для работы по предупреждению или устранению нарушений в устной и письменной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отражающий коррекционно-развивающую деятельность в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования, ФООП и ФАООП. Специальные артикуляционные упражнения, разнообразные интересные задания с добавлением, перестановкой, складыванием, исправлением звуков, слогов, слов, слуховые диктанты, "шифровки", загадки, "бубнилки" позволят детям хорошо усвоить различия звуков в речи и букв на письме.
Адресовано учителям-логопедам ДОО, ОО, дефектологам, воспитателям логопедических групп ДОО и речевых школ, учителям начальных классов для использования в учебных целях; полезно родителям для занятий с ребенком по закреплению артикуляторных движений и подготовке к обучению письму.

Подробное описание

введение

В пособии представлен материал по автоматизации и дифференциации звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Нарушения произношения звуков [Б] ([П]), [Д] ([Т]), [В] ([Ф]), [Г] ([К]) встречаются в логопедической практике гораздо реже, чем нарушения произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется особый интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов. Смешения звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, не отработанные в достаточной степени в устной речи детей, переходят в специфические, названные так в отличие от орфографических, ошибки письма. Разберёмся: если ребёнок смешивает звонкие и глухие в сильных позициях, перед гласными например, то это специфическая ошибка («панка» вместо «банка», «лыши» вместо «лыжи»). Если забывает подобрать при написании проверочное слово, то это ошибка орфографическая («зуп» «зубы»). Последовательная дифференциация на слух, а затем и в собственном произношении ребёнка, у которого были проблемы с оглушением звонких согласных, озвончением глухих и недо-статочным различением вышеназванных звуков в словах-паронимах, в составе слов и слоговых цепочек, должна быть проведена до начала формирования письменной речи.

В пособии предлагается система работы и по дифференциации гласных звуков [А]–[О], [О]–[У], [У]–[И], [И]–[Ы], [И]–[Э] ([Е]). эти смешения встречаются чаще всего в начинающей формироваться письменной речи детей и имеют разные причины. Так, по мнению И. Н. Садовниковой, смешение прописных и строчных букв «а»–«о» является кинестетической ошибкой – результатом неправильного выбора последнего элемента двух букв, начинающихся одинаковым элементом из одной точки. Но в противовес этому мнению можно привести пример смешения звуков [А]–[О] в устной речи ребёнка 4–5 лет («дам» вместо «дом», «кам» вместо «ком»). Таким образом, смешения гласных могут иметь и имеют в своей основе нарушения тонких акустико-артикуляторных признаков. Именно поэтому дети смешивают гласные буквы на письме даже в ударных позициях. Главной целью учителя-логопеда в таких случаях является уточнение и развитие тонких артикуляторных движений и подключение проговаривания на первых этапах обучения письму.

Считается, что логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечный процесс письма и переписывания. Чтобы разнообразить задания, детям предлагаются различные варианты «шифровок». Например, выполняя слуховой диктант, разрешается записывать не слово целиком, а только ударную гласную либо ударный слог, который учитель соответственно выделяет голосом. Можно предложить ребёнку заменить написание буквы рисованием какого-либо символа, выбранного им самим. Так, работая над дифференциацией смешиваемых пар букв с «домиком»-трафаретом, ребёнок в «окошке», где «поселятся» слова с ударным «А», рисует звёздочки (их количество должно соответствовать количеству продиктованных ребёнку слов с данным звуком), а в «окошке», отведённом словам с ударным «О», ребенок с удовольствием нарисует столько кружков, сколько слов с заданным звуком он услышал в диктанте. Замечательно, если «шифровки» будут постоянно меняться.

Представленный материал насыщен дифференцируемыми звуками, что позволит ребёнку хорошо усвоить различия гласных звуков в устной речи и букв на письме.

Содержание

введение    3

Автоматизация и дифференциация согласных звуков

Классификация согласных звуков    5

Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [б]    6

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [б] и [п]    7

Задания для отработки слога «БА»    8

Задания для отработки слога «БО»    12

задания для отработки слога «БЫ»    15

Задания для отработки слога «БУ»    18

Задания для отработки слога «БЕ»    22

Задания для отработки слога «БИ»    24

Задания на дифференциацию звуков [б]–[п]    29

Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [д]    43

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [д] и [т]    44

Задания для отработки слога «ДА»    45

Задания для отработки слога «ДО»    46

Задания для отработки слога «ДУ»    51

Задания для отработки слога «ДЫ»    53

Задания для отработки слога «ДИ»    54

Задания для отработки слога «ДЕ»    55

Задания для отработки слога «ДЯ»    56

Задания для отработки слога «ДЮ»    57

Задания на различение звуков [д]–[т]; [д’]–[т’]    57

Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [в] ([ф])    59

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [в] и [ф]    60

Задания для отработки произношения звука [в]    61

Задания для отработки произношения звука [в’]    66

Задания для отработки произношения звука [ф]    68

Задания для отработки произношения звуков [ф’] и [ф]    70

Задания для отработки произношения звуков [в] и [ф]    74

Классификация звуков [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’]    75

Примерное планирование работы с детьми, имеющими нарушение произношения [к] ([г])    76

Специальные артикуляционные упражнения    77

Задания для отработки произношения «ОК»    79

Задания для отработки произношения «УК»    85

Задания для отработки произношения «ЫК»    89

Задания для отработки произношения «ИК»–«ЫК»    91

Задания для отработки произношения «ИК»    92

Задания для отработки произношения «АК»    97

Задания для отработки произношения «КА»    100

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [к] и [г]    102

Задания для отработки произношения звуков [к] и [г]    103

Задания для отработки произношения «КА»–«ГА»    107

Задания для отработки произношения «ГО»–«КО»    108

Задания для отработки произношения «ГА»–«КО»    110

Задания для отработки произношения «ГИ»–«КИ»    110

Задания для отработки произношения «КУ»–«ГУ»    112

Задания и упражнения для отработки произношения «ГР»–«КР»    115

Задания и упражнения для отработки произношения «ГЛ»–«КЛ»    118


Задания для отработки произношения «К»–«Г»    119

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [к] ([т]) и [г] ([д])    120

Задания и упражнения для отработки произношения «Г»«Д»    120

Задания и упражнения для отработки произношения «К»«Т»    121

Задания и упражнения для отработки произношения звука [х]    123

Примерное планирование работы с детьми, имеющими смешения звуков [ф] и [х]    124

Дифференциация «Х» и «Ф»    125

Примерное планирование работы по дифференциации твёрдых и мягких согласных    126

Задания и упражнения для отработки произношения твердых и мягких согласных    127

Дифференциация гласных звуков

Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [а] и [о]    134

Задания и упражнения для отработки произношения «А»«О»    135

Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [и] и [у]    140

Задания и упражнения для отработки произношения «И»«У»    140

Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [о] и [у]    146

Задания и упражнения для отработки произношения «О»«У»    146

Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [и] и [ы]    148

Задания и упражнения для отработки произношения «И»«Ы»    149

Примерное планирование работы по дифференциации гласных звуков [и] и [э]    155

Задания и упражнения для отработки произношения «И»«Е»    155

Приложения    161

Приложение 1. Протокол индивидуального обследования в условиях ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума) образовательной организации    161

Приложение 2. как начинать работу над звукопроизношением (рекомендации)    163

Приложение 3. Общие артикуляционные упражнения    165

Приложение 4. Дифференциация звуков («домик»-трафарет)    170

Приложение 5. Карточки    171

литература    175

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Марина Арефьева
24 августа 2012 (22:15)
Большое спасибо авторам, за логопедический материал.

Куликовская Татьяна Анатольевна
14 мая 2010 (20:45)
Очень хорошее пособие. Буду рада, если автор откликнется. kulikovskaya_t@inbox.ru

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос