Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения

Акция
Есть на складе
181 руб.
-25%
135,75 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 711д
Авторы-составители Зубарева Л. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-7057-2114-6, 978-5-7057-2923-4, 978-5-7057-4658-3, 978-5-7057-6127-2
Страниц 99
УДК 372.22
Штрихкод 9785705729234, 9785705746583, 9785705761272
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 72 г
Своевременное проведение занятий по речевому развитию ребенка позволит ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.
Предлагаемые задания и упражнения, составленные для получения обучающимися дополнительных образовательных коррекционных услуг, предусмотренных ФГОС начального общего образования, направлены на обеспечение комплексной помощи младшим школьникам в освоении образовательной программы, приобретение личного практического опыта в применении новых слов и речевых оборотов, способствующих развитию мышления. Дидактический материал, развивающий логически связную и богатую синонимами речь обучающихся, незаменим при обучении умению свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Пособие рекомендовано логопедам, учителям начальных классов для использования в учебных целях; полезно родителям для развивающей и коррекционной работы с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Cловесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, то есть информация, – материал мышления. Следовательно, речевое развитие способствует развитию мышления.

Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Эти два вида мышления на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи.

Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.

Для развития мышления обучающихся важно, чтобы они научились делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» – следствие. Нетрудно обнаружить здесь временную последовательность.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.

Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.

Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе формирования мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.

Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется.

В пособии собраны различные речевые упражнения, которые эффективно развивают логическое мышление и речь младших школьников. Взрослые, играя и занимаясь с ребёнком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для школьника психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Разнообразный по сложности материал пособия позволяет взрослым подбирать для ребёнка доступные задания. Успешное выполнение упражнений придаст школьнику уверенность в себе, желание продолжить занятия.

Также в данном пособии имеется материал по развитию логически связной и богатой синонимами речи обучающихся. Это редактирование текста, выбор местоимения, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложении и т. д. Такие упражнения способствуют подготовке школьников к написанию изложений и сочинений, развивают умение свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Пособие рекомендовано учителям начальных классов, учителям-логопедам, родителям как для развивающей, так и для коррекционной работы с детьми, поскольку в практике нередки случаи, когда над одним и тем же речевым материалом приходится работать с детьми разного возраста.

Содержание

Введение    3


Развитие словесно-логического мышления    7

I. Грамматическая арифметика    7

II. Доскажите словечко    16

III. Ваше умозаключение    26

IV. Фразеологизмы    29

V. Загадки-головоломки    31


Развитие связной речи    63

I. Работа с предложением    63

II. Работа с текстом    69

III. Развитие понимания условности речи у детей младшего школьного возраста    90


Литература    98

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос