- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Психологам и логопедам
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Логопедам
- Упражнения по развитию и коррекции речи
Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 711д |
Авторы-составители | Зубарева Л. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь логопеду |
ISBN | 978-5-7057-2114-6, 978-5-7057-2923-4, 978-5-7057-4658-3, 978-5-7057-6127-2 |
Страниц | 99 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785705729234, 9785705746583, 9785705761272 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 5 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 72 г |
Предлагаемые задания и упражнения, составленные для получения обучающимися дополнительных образовательных коррекционных услуг, предусмотренных ФГОС начального общего образования, направлены на обеспечение комплексной помощи младшим школьникам в освоении образовательной программы, приобретение личного практического опыта в применении новых слов и речевых оборотов, способствующих развитию мышления. Дидактический материал, развивающий логически связную и богатую синонимами речь обучающихся, незаменим при обучении умению свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Пособие рекомендовано логопедам, учителям начальных классов для использования в учебных целях; полезно родителям для развивающей и коррекционной работы с детьми.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Cловесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, то есть информация, – материал мышления. Следовательно, речевое развитие способствует развитию мышления.
Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Эти два вида мышления на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления обучающихся важно, чтобы они научились делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» – следствие. Нетрудно обнаружить здесь временную последовательность.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.
Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе формирования мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется.
В пособии собраны различные речевые упражнения, которые эффективно развивают логическое мышление и речь младших школьников. Взрослые, играя и занимаясь с ребёнком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для школьника психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Разнообразный по сложности материал пособия позволяет взрослым подбирать для ребёнка доступные задания. Успешное выполнение упражнений придаст школьнику уверенность в себе, желание продолжить занятия.
Также в данном пособии имеется материал по развитию логически связной и богатой синонимами речи обучающихся. Это редактирование текста, выбор местоимения, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложении и т. д. Такие упражнения способствуют подготовке школьников к написанию изложений и сочинений, развивают умение свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Пособие рекомендовано учителям начальных классов, учителям-логопедам, родителям как для развивающей, так и для коррекционной работы с детьми, поскольку в практике нередки случаи, когда над одним и тем же речевым материалом приходится работать с детьми разного возраста.
Содержание
Введение 3
Развитие словесно-логического мышления 7
I. Грамматическая арифметика 7
II. Доскажите словечко 16
III. Ваше умозаключение 26
IV. Фразеологизмы 29
V. Загадки-головоломки 31
Развитие связной речи 63
I. Работа с предложением 63
II. Работа с текстом 69
III. Развитие понимания условности речи у детей младшего школьного возраста 90
Литература 98
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Психологам и логопедам
- Логопедам
- Упражнения по развитию и коррекции речи
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом