Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал
Код | 711а |
Авторы-составители | Рыбина А. Ф. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь логопеду |
ISBN | 978-5-7057-4955-3, 978-5-7057-2699-8, 978-5-7057-6285-9 |
Страниц | 111 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705749553, 9785705726998, 9785705762859 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 5 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 80 г |
Предлагаемый в пособии материал (комплексы артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих и сонорных групп звуков, игры и игровые приемы, словесные объяснения, рекомендации) поможет логопедам и педагогам-дефектологам компетентно построить работу с детьми 5-7 лет по коррекции, воспитанию и развитию речи.
Предназначено логопедам, воспитателям, дефектологам ДОО, педагогам коррекционного обучения для использования в учебных целях; полезно родителям для организации домашних занятий с ребенком по речевому развитию и подготовки к школе.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предназначено для работы с детьми в основном дошкольного возраста, может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями и учителями как с целью коррекции, так и с целью воспитания и развития речи.
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.
В возрасте до 3–4 лет обучение речи происходит путем подражания речи взрослым в процессе разнообразных игр, рассказывания детям и заучивания ими наизусть стишков, потешек и загадок. Всякого рода пояснения, указания даются ребенку в ограниченном объеме с учетом его умственного развития и интереса. Но овладение речью не исчерпывается только подражанием, с 4–5 лет постоянно применяются и методы обучения. Взрослый не только просит повторить определенный звук, но и показывает, как это сделать, используя и словесные объяснения. Недостаточно показать, например, артикуляцию звука [р], надо ее объяснить словами (указать, где находится кончик языка, как он дрожит).
По мнению профессора М. Е. Хватцева, обучать новому звуку и закреплять его следует преимущественно в слове, в связной речи, одновременно упражняясь в произношении изолированного звука, используя игровые приемы и звукоподражание, однако не злоупотребляя ими. Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребенка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука (над артикуляцией, выдохом, звучанием) без резкого разрыва одного с другим, а затем объединяем их в звук и снова включаем в звукоподражания, слова, затем в предложения. Наряду с этим очень полезно проводить игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха (различение на слух звуков речи). По заданию взрослого дети находят указанный звук в именах, названиях предметов, придумывают слова с этим звуком. Надо прочно закрепить вновь выученный звук, а затем переходить к работе над другими звуками. Одновременно с закреплением правильного произношения у ребенка воспитывается отрицательное отношение к своим недочетам посредством тормозных раздражителей: «Неправильно», «Непонятно сказал», «Повтори» и т. д. Но не надо увлекаться подобными приемами, особенно в отношении обидчивых и нервных детей, а также поправлять ребенка в моменты эмоционального возбуждения или повышенного увлечения чем-либо. Лучше использовать приемы, вызывающие у ребенка положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.
Если же ребенок продолжает смешивать вновь усвоенный звук с другими звуками (например, ш и с), то необходимо поупражняться в произношении такого текста, в котором встречаются оба эти звука. Например, после усвоения звука [ш] (раньше звук [ш] заменялся звуком [с]) произносится стихотворение, в котором имеются звуки [ш] и [с].
В некоторых случаях требуется работа по упорядочению употребления уже имеющихся у ребенка звуков (устранение перестановок, пропусков и замен звуков и слогов, например, скоровода вместо сковорода, Ралиса вместо Лариса, рампа вместо лампа, кобаса вместо колбаса). Такие недостатки устраняются медленным произношением вслед за взрослым, иногда по слогам, под такт (например, хлопки, отстукивание карандашом), а с детьми 5–6-летнего возраста используется и звуковой анализ слов [3].
Ну а если ваши попытки улучшить речь ребенка все же не привели к успеху, лучше обратиться за помощью к логопеду и выполнять все его рекомендации, быть активным участником процесса исправления речи.
Предлагаемый речевой материал поможет педагогам и родителям организовать занятия с ребенком для закрепления уже сформированных звукопроизносительных навыков, для отработки дикции, для развития языкового чутья и вообще для развития речи.
Слоговые цепочки и рифмованные строчки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти (ребенок должен повторить вслед за взрослым слог са такое же количество раз, например: са-са вот оса), могут быть использованы с целью выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания. А так как они объединены по смыслу, то возможна постановка и решение системы задач: при коррекции звукопроизношения увеличение насыщенности речевого материала нужным звуком; расширение знаний и представлений об окружающих предметах и явлениях, выявление связей между ними; установление логических и причинно-следственных зависимостей (высшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение); расширение пассивного и активного словаря, коррекция и развитие грамматического строя языка (данное слово употребляется в разных грамматических формах, отрабатываются предложно-падежные конструкции, согласование с другими частями речи); кроме того, в игровой, облегченной рифмовкой форме дается установка на речь фразой, а так как все фразы связаны между собой единой темой, то они представляют собой элементарный связный рассказ, то есть уже на ранних этапах работы над речью идет подготовка к овладению другой высшей формой устной речи – самостоятельному связному развернутому высказыванию. решение этих задач, в свою очередь, способствует развитию языкового чутья (оно слабо развито у детей с нарушениями речи) и усвоению основных языковых закономерностей.
Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий, просто потому, что они вспомнились, начинают сами экспериментировать со словами и фразами. С этой целью используются такие задания, например: ор-ор – красный помидор. Попросите ребенка повторить эту строчку, используя другие слова, но тоже складно: ор-ор – сочный помидор; ор-ор – вкусный помидор и т. д.
Речевой материал расположен по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки [с, з, ц], шипящие звуки [ш, ж, ч, щ], соноры [л'-л], [р'-р]. Примерно в этом порядке ребенок овладевает звуками (кроме мягкого звука [л'] – он появляется в речи ребенка раньше всех этих звуков). Именно эти звуки чаще всего вызывают затруднения у детей. При исправлении звукопроизношения можно воспользоваться данной последовательностью.
После того как ребенок усвоил правильную артикуляцию звука (например, звука [с]), научился произносить этот звук в слогах и словах, можно переходить к отработке звука в чистоговорках. Ребенок должен четко повторять за взрослым чистоговорки, скороговорки, заучивать стихи, а на первых порах, пока звук еще недостаточно автоматизирован в речи, рекомендуется несколько утрированная артикуляция этого звука, то есть более длительное, чем обычно, произнесение звука (кроме звуков [ц, ч] – они, наоборот, произносятся коротко, отрывисто и резко).
Это выглядит так: Сса сса сса – вот осса.
Но следует избегать и слишком утрированной артикуляции, также нельзя пользоваться слишком громким голосом. Помимо тренировочных упражнений в непосредственном произношении звука, необходимо учить ребенка опознавать отрабатываемый звук среди других звуков, слогов, слов.
Например, вы отработали чистоговорки про осу, затем даете ребенку задание хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [с] (можно показать букву, поднять руку и др.). Произносите ряд звуков, среди которых встречается и звук [с] (с, к, т, с, м, з, п, ц, ш). Причем звуки произносятся четко, несколько утрированно. Нельзя произносить звуки с призвуком [э, сэ, кэ, тэ], нужно произносить чистый звук [ссс], а не [сэ], нужно требовать это и от ребенка.
«А теперь хлопнешь, если услышишь слог са». Произвольно произносите слоговой ряд, в котором несколько раз встречается слог са (ма, ка, са, ва, та, за, са, га, ша, са). После того как ребенок сможет безошибочно справляться с такого рода заданиями, учите его узнавать отрабатываемый звук в словах: например, подними руку, когда услышишь слово со звуком [с]. Сначала можно использовать слова, где звук [с] находится в начале, а затем усложнить задание, включив слова, содержащие звук [с] в конце и середине слова. Подобные упражнения можно проводить и на более ранних этапах работы над звуком.
Далее проводятся упражнения на опознавание звука (есть ли в слове звук [с]?) и определение его местонахождения в слове (в начале, в середине, в конце).
Для этих упражнений можно использовать схему – вырезанный из картона прямоугольник, разделенный на 3 части. Соответствующая звуку буква (если ребенок не знает пока буквы, используются условные сигналы: синий кружок – согласный звук, красный кружок – гласный звук) помещается ребенком на данной схеме так:
– звук слышится первым в слове.
– звук слышится последним в слове.
– звук слышится в середине слова, звук в слове может быть и вторым по счету, и предпоследним, это считается серединой. По этой же схеме можно давать ребенку задание на подбор слов с отрабатываемым звуком.
Например, взрослый произносит слово коса, выделяя звук [с] ко – с – а, и просит ребенка определить, где слышится звук [с] в этом слове. Если ребенок затрудняется, предложите прослушать слово еще раз и произнести его самостоятельно, вслед за взрослым. После того как ребенок справился с заданием, предложите ему придумать слово, в котором звук [с] тоже слышится в середине .
При выполнении заданий «Отгадай загадку», «Подскажи словечко» найденное слово также может быть использовано для упражнений в нахождении места звука в слове, для обучения ребенка делению слов на слоги либо для звукового анализа.
После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках.
Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен четко произносить все звуки в словах.
Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка» [2].
Скороговорки построены на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками. «Они с успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков в фразе и их дифференциации (различения), для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата (повтори скороговорку (тихо, громко, голосом средней громкости), для выработки умения пользоваться различным темпом (медленно, умеренно, быстро), для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями» [2].
При отработке скороговорки, потешки необходимо убедиться, что ребенку понятны все слова и выражения, а также смысл в целом. Для этого взрослый может задать вопросы по содержанию, вопросы можно задать и к каждому слову в отдельности, ребенок отвечает одним словом, употребляя слово в нужной грамматической форме.
Например: Наша кошка на окошке ушки моет.
Кто моет ушки на окошке? (Кошка.)
Чья кошка моет ушки на окошке? (Наша.)
Где наша кошка ушки моет? (На окошке.)
Наша кошка на окошке что делает? (Моет.)
Наша кошка на окошке моет что? (Ушки.)
Чтобы дополнить и разнообразить речевой материал к занятию, имеющийся в пособии, вы можете вместе с малышом подобрать загадки или составить их самостоятельно (например, в описательном плане: Он длинный, зеленый, растет в огороде). Такие упражнения будут очень полезны для ребенка.
Для развития моторики кисти правой руки в пособии предлагаются контурные изображения предметов. Предложите ребенку раскрасить их.
Задания на исключение четвертой лишней картинки (предмета) подразумевают классификацию. Ребенок должен объединить 3 предмета в одну группу, а один лишний исключить – он из другой группы.
Например: стакан, самовар, сковорода, стул. Ребенок должен отнести к одной группе всю посуду и понять, что стул сюда не относится. Это простая, элементарная форма исключения, а есть и как бы «завуалированная» форма, например: кресло, скамейка, стул, стол. Кресло, стул, стол – мебель для дома, а скамейка – для улицы. Вы можете подобрать еще картинки и поиграть в игру «найди лишнюю картинку (предмет)».
Целесообразно использовать на занятиях своеобразные сюжетные картинки (например: «В лесу», «За столом»), на которых имеется большое количество предметных изображений. По этим картинкам вы можете провести различные виды работы над звуком: закрепить правильное произношение звуков, поупражняться в различении похожих звуков, например, предложить ребенку назвать сначала предметы, в наименованиях которых есть звук [л], а потом предметы со звуком [р]; либо взрослый находит предметы, в названиях которых есть мягкий звук [л’] (лиса, лисички, лист, лес), а ребенок называет предметы с твердым звуком [л] (волк, дятел, дупло); или при работе по различению звуков [с–ч] попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку «За столом» и назвать только те предметы, в наименованиях которых есть и звук [с], и звук [ч] (сачок, спички, свеча). Можно поиграть в игру на преобразование слов: нужно изменить слово так, чтобы в нем появился звук [ч]. Взрослый называет большой предмет, а ребенок говорит, как называется маленький предмет (санки – саночки, сумка – сумочка и т. д.). Если ребенок уже устойчиво употребляет все звуки в речи, проведите беседу по содержанию этих картинок, задавая ребенку вопросы, активизирующие мыслительные процессы, параллельно расширяется объем его знаний и представлений об окружающем.
И, наконец, эти картинки вы можете использовать для того, чтобы проверить, правильно ли ребенок произносит звуки.
Надеюсь, что желание помочь своему ребенку в развитии речи будет стимулировать ваши действия по овладению как артикуляционными упражнениями, так и различными приемами по развитию речевой функции.
Желаю успеха и надеюсь, что пособие окажется полезным логопедам, воспитателям в профессиональной деятельности, родителям в организации речевой деятельности и умственном развитии ребенка.
В работе использованы иллюстрации из журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», «Крестьянка».
Автор-составитель
Условные обозначения:
– чистоговорка;
– скороговорка;
– стихотворения;
– загадки;
– подскажи словечко;
– потешка.
Содержание
Введение 3
Правильно ли ребенок произносит звуки 12
Артикуляционная гимнастика 13
Звуки [сс’, зз’, ц] 15
Правильное положение органов речи при произношении свистящих звуков [сс’, зз’, ц] 15
Комплекс специальной гимнастики для свистящих звуков [с, з, ц] 16
Дополнительный речевой материал к занятиям 31
Звуки [ш, ж] 38
Правильное положение органов речи при произношении шипящих звуков [ш, ж, ч, щ] 38
Комплекс специальной гимнастики для шипящих звуков 39
Дополнительный речевой материал к занятиям 59
Звуки [ч, щ] 62
Дополнительный речевой материал к занятиям 68
Звуки [л, л’] 73
Правильное положение органов речи при произношении сонорных звуков 73
Комплекс специальной гимнастики для сонорных звуков [л’ л] 74
Дополнительный речевой материал к занятиям 82
Звуки [р, р’] 84
Правильное положение органов речи при произношении сонорных звуков 84
Комплекс специальной гимнастики для звука [р] 85
Дополнительный речевой материал к занятиям 94
Литература 109
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом