Физика. 7-9 классы. Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-3009 |
Авторы-составители | Долгая Т.И., Попова В. А., Сафронов В.Н., Хачатрян Э.В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Методическая лаборатория |
Электронная версия | скачать |
УДК | 37.016:53*07/09 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлены технологическая карта и сценарии уроков физики, различные по своей структуре и форме, позволяющие проектировать современный урок, содержащие важные компоненты технологии развивающего обучения: практико-ориентированные задания разных уровней сложности (решение задач, демонстрация опытов и др.), наглядность (таблицы, схемы), а также занимательный материал (викторины, брейн-ринги, игры, кроссворды), помогающий каждому ученику успешно овладевать умением учиться.
Предназначено учителям физики, руководителям МО, заместителям директора по НМР.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Введение
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда океан знаний и рифы противоречий – и это нормально. Любой океан препятствует, но преодолевающих его одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, таинственной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Современный урок – это урок, совершенно новый по форме, содержанию и методам, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный, урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ученика, его родителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен готовить школьника к жизни в меняющемся обществе.
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать занятию практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, что позволит ученику легко войти во взрослую жизнь.
Сегодня в образовании произошло становление трех моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная классно-урочная модель, модель технологизации образования и модель компетентностного подхода*.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Поэтому очень важно при изучении этого курса формировать наряду с предметными личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Пособие обобщает опыт передовых учителей физики, представляет различные по своей структуре и форме уроки. Разработки содержат практический материал (решения задач, демонстрацию опытов, задания разных уровней сложности), наглядный материал (таблицы, опорные схемы), а также занимательный материал (викторины, брейн-ринги, игры, кроссворды).
Пособие поможет учителям, приступающим к реализации Федерального государственного образовательного стандарта, выстроить урок правильно, в соответствии с современными требованиями.
Концепция урока развивающего обучения (В. А. Попова, старший методист кафедры ЕНО ГБОУ ВГАПКПРО)
В. А. Попова, старший методист кафедры
ЕНО ГБОУ ВГАПКПРО
Концепция урока развивающего обучения
При всем разнообразии своих форм сложившаяся в нашем обществе система образования направлена на обеспечение возможности успешного функционирования выпускника школы в различных сферах общественной жизни. А готовы ли наши обучающиеся как субъекты обучения к реалиям современной жизни?
В традиционной системе обучения целью урока является «вооружение» учеников твердыми знаниями, умениями и навыками. в ходе такого урока развитие личности является как бы следствием процесса сообщения обучающимся новых знаний и понимается чаще всего как развитие отдельных психических функций (мышления, внимания, памяти и т. д.). В конечном итоге развивающий аспект цели традиционного урока чаще всего носит декларативный характер.
Традиционный урок предполагает, что учитель учит в прямом смысле этого слова: показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет, оценивает. Вся его деятельность направлена на объяснение чего-то.
В традиционном уроке школьник выступает как объект обучения, на который направлено воздействие учителя. Это приводит к неэффективности процесса обучения: учитель работает, а ученики нередко или явно скучают, или занимаются посторонними делами, но только не учатся. Знания, умения, навыки ученики получают за счет зубрежки, учительского нажима, а не за счет развитых и развивающихся способностей.
От традиционного урока отличается урок, построенный на основе концепции развивающего обучения. Здесь учитель является организатором учебной деятельности обучающихся в соответствии со способом обучения от абстрактного к конкретному, создает условия для усвоения школьниками знаний и умений на основе содержательного обобщения. Педагог объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, объективирует, советует, специально создает ситуацию успеха, сопереживает, стимулирует, формирует мотивы учения, закрепляет авторитет каждого ученика среди товарищей.
В уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения, обучающийся является субъектом обучения – источником энергии, активности, деятельности: он главный работник на уроке. На таком уроке учебная деятельность ученика – это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и саморазвития. Ее целью является усвоение не просто способа действия, а теоретических оснований, на которых строятся способы действия, то есть принципов построения действий. Необходимо «извлечь» принцип действия из способа и обобщить, то есть осуществить элементарное исследование. Учебное исследование, лежащее в основе развивающего обучения, предполагает коллективную работу и критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно-распределенной деятельности обучающихся, которая может осуществляться в форме развернутого учебного диалога.
Представленный ниже материал – это попытка учителя сделать свои уроки интересными и продуктивными для обучающихся. Каждая разработка – опыт взаимной практико-ориентированной деятельности учителя и обучающихся. Представленные уроки нельзя назвать традиционными – это уроки развивающего обучения: уроки-соревнования; уроки, использующие игровые технологии; уроки-практикумы, где учитель – организатор, ведущий и направляющий процесс обучения, а обучающиеся сами добывают, обобщают и систематизируют знания и делают открытия.
Исследование электропроводности различных сред (Т. И. Долгая)
Исследование электропроводности
различных сред
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Основные методы научного познания, применяемые на уроке:
• наблюдение, эксперимент, описание – работа в группах;
• формализация – гипотеза, таблица, вывод, опорный конспект на рабочем листе и доске;
• аксиоматизация – понятия «электрический ток», «носители заряда», «среда»;
• гипотетико-дедуктивный метод – урок-исследование;
• абстрагирование – рассматриваются только электропроводные свойства сред;
• моделирование – используются модели прохождения тока в среде;
• методы мыслительной деятельности:
– анализ и синтез (теоретики);
– индукция и дедукция (практики);
– аналогия (ток по аксону).
Педагогическая цель: создать условия для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях и особенностях прохождения тока в различных средах, механизме протекающих при этом процессов; способствовать развитию мышления обучающихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия).
Организация урока:
Организационный момент – 2 минуты.
Мотивация – 2 минуты.
Актуализация знаний – 5 минут.
Объяснение нового материала – 30 минут.
Рефлексия, подведение итогов – 6 минут.
Оборудование: видеофрагменты из фильмов «Назад в будущее», «Франкенштейн Мэри Шелли», «Трудный ребенок – 2», демонстрирующие прохождение тока в различных средах; рабочие листы, лампа тлеющего разряда.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте! Начинаем наш урок физики, науки, цель которой – создать единую картину мира. А мир наш огромен, сложен и разнообразен. Вокруг нас и в нас самих происходят процессы, наблюдаются явления, тесно связанные друг с другом, но зачастую эти взаимосвязи нами не осознаются.
Посмотрите предложенные вам видеофрагменты и ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
• Какое явление наблюдаем?
• Где происходит явление?
– Вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему.
– Сегодняшний наш урок – это урок-исследование.
– Запишем в рабочий лист тему урока: «Исследование электропроводности различных сред» (см. Приложение 1).
II. Актуализация знаний.
– Найдите два ключевых слова в теме, подчеркните их.
– Какие ассоциации вызывает у вас слово «среда»?
(В словаре Даля – «средний, середина, середка». В словаре Брокгауза и Эфрона – «совокупность внешних условий, в которых протекает процесс».)
– Что означает слово «электропроводность»? Что должно быть в среде для того, чтобы она была электропроводна? (Разность потенциалов и свободные носители заряда.)
– Видеофрагменты в начале урока показали нам прохождение тока в жидкости, твердом теле и газе. Сформулируем гипотезу: «Все среды электропроводны», запишем ее в рабочий лист.
III. Изучение нового материала.
– Наша задача – доказать или опровергнуть, а может быть, дополнить гипотезу. Для решения этой задачи сформируем три группы: первая будет заниматься исследованием электропроводности твердой среды, вторая – жидкой среды, а третья – газообразной. В каждой группе на первой парте работают два экспериментатора, на остальных – теоретики, выбирающие из всех предложенных описаний те, где ток проходит или не проходит в исследуемой среде.
Время на работу – 3 минуты. (Обучающиеся работают в парах.) (См. Приложение 2, 3.)
– Время закончилось. Соберем и обработаем информацию. (На доске изображается схема, все ученики заполняют такую же схему в своих рабочих листах.) Отведем красно-розовый сектор для твердой среды (красный – диэлектрики, розовый – проводники), сине-голубой – для жидкой (синий – диэлектрики, голубой – проводники), а желто-зеленый – для газообразной (желтый – диэлектрики, зеленый – проводники).
Физика в живописи
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: беседа с элементами соревнования.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, картина И. К. Айвазовского «Девятый вал», учебник Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева «Физика. 10 класс».
Оформление: на доске написан эпиграф к уроку:
Оделося море в свой гневный огонь
И волны, как страсти кипучие, катит,
Вздымается, бьется, как бешеный конь,
И кажется, гривой до неба дохватит…
(В. Бенедиктов «Буря и тишь».)
Педагогическая цель: в нетрадиционной, занимательной форме по-вторить основной программный материал; развивать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность; расширить художественный кругозор детей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: применять полученные знания, умения и навыки при решении некоторых нестандартных вопросов и задач для объяснения природных явлений; применять формулы для расчета скорости распространения волн; давать ответы на качественные вопросы о морских волнах.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при решении задач; доброжелательно общаться при работе в коллективе.
Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в специальной справочной литературе; оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять степень успешности работы.
Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения; пользоваться дополнительной литературой (сборниками, справочниками).
Коммуникативные: подбирать адекватные средства для выражения своих мыслей; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Содержание.
Данный урок проводится с целью обобщения пройденного материала за курс основной школы и оживления учебного процесса. Подобные уроки позволяют осуществить интеграцию физики с живописью и проверить качество усвоения учениками материала по отдельным разделам.
Учитель заранее готовит себе помощника из класса, увлекающегося живописью. Этот ученик рассказывает о картине И. К. Айвазовского «Девятый вал». Учитель во время доклада задает обучающимся вопросы, на которые они должны быстро и правильно ответить. За каждый правильный ответ засчитывается 2 балла, за дополнение – 1 балл. Ученик, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас необычный урок. Можно даже сказать: урок, лежащий за пределами школьной программы изучения физики. Давайте попытаемся сегодня провести параллель между физикой и живописью. Когда мы смотрим на художественное полотно, мы не задумываемся о физических законах, отражение которых можно найти практически в каждом полотне у всех художников. А прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.
Доклад обучающегося.
«Девятый вал» – настоящий шедевр русской живописи и, пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского.
В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства – он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.
Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.
Айвазовский изобразил море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших кораблекрушение в океане.
На море буря. Над разбуженной бездной низко нависло зловещее, пасмурное небо. Кажется, что за миг оно сольется с огромной волной. Волны поднялись, будто зверь-великан, который стал на дыбы.
Как кошка с собакой
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-соревнование.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска.
Оформление: на доске записан эпиграф урока «Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе как союз против повара». (Стефан Цвейг.)
Педагогическая цель: научить применять полученные знания к различным теоретическим и практическим заданиям; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; закрепить межпредметные связи с биологией, географией и другими дисциплинами; формировать навыки коллективной работы; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи; развивать интерес к физике, навыки выступления перед аудиторией, культуру общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: применять полученные знания по физике к жизненным ситуациям; применять формулы для расчета скорости движения, пути и времени; использовать формулу для вычисления длины звуковой волны; давать ответы на качественные вопросы и разгадывать кроссворды.
Получат возможность научиться: выступать перед аудиторией; доброжелательно общаться и оказывать помощь товарищам по команде.
Личностные УУД: проявляют интерес к изучению физики, к целенаправленной познавательной деятельности; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: высказывать мнения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в справочной литературе; оценивать полученные результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные: самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения условий задач; извлекать информацию из источников, представленных в разной форме (таблицы, схемы, чертежи).
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; свободно и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие.
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: учителю необходимо разделить класс на команды и объяснить условия игры. Обучающиеся должны выбрать капитана и название команды, подготовиться к участию в соревновании. Формирование команд можно проводить по любому принципу, например по принципу равных интеллектуальных возможностей, любителей кошек и собак.
Кабинет оснащается «экраном соревнования», на котором учитель отмечает активность обучающихся, их ответы, дополнения.
Содержание.
На заключительном этапе изучения курса физики в 9 классе такая форма урока, как урок-соревнование является очень полезной: можно не только проверить качество усвоения материала по отдельным разделам, но и связать знания обучающихся по физике со знаниями по предметам естественно-математического цикла. Подготовительный этап желательно провести заранее, чтобы урочное время использовать для игры. Учитель является на уроке главным судьей, который не только задает правила игры, но и ведет подсчет очков, заработанных каждой командой. За ответ можно давать от 1 до 5 баллов в зависимости от его полноты. В качестве дополнительного судьи можно пригласить учителя биологии. В игре несколько туров. На каждый тур команды получают задания, которые выполняются за фиксированное время. Капитаны должны организовать обсуждение и решение вопроса, обеспечить участие каждого члена команды в игре. По окончании указанного времени выполненное задание сдается учителю для проверки. Досрочные ответы поощряются дополнительными баллами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. В конце каждому ученику выставляются оценки с учетом мнения капитана.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Вступительное слово учителя.
– Кошки и собаки – это самые близкие «спутники» человека. Почти в каждом доме обязательно живет хотя бы один такой питомец, а в некоторых домах собака и кошка даже пытаются ужиться друг с другом, хотя это получается далеко не у всех. Почему? Причин тому множество, но вражду между животными, заложенную, казалось бы, на генетическом уровне, можно и нужно предотвращать. Для этого необходимо узнавать больше информации о кошках и собаках, что мы сегодня на уроке и попытаемся сделать.
1-й тур.
Каждая команда получает кроссворд, решив который, обучающиеся получают ключевое слово, соответствующее названию команды.
Вопросы первой команде:
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом