Формирование проектных умений школьников: практические занятия

Есть на складе
67 руб.
-10%
60,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 535
Авторы-составители Щербакова И. В. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1804-7
Страниц 103
УДК 371.3
Штрихкод 9785705718047
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 73 г
Задача современного образования - научить ребенка учиться, помочь ему быть успешным.
В пособии представлена система практических занятий, направленных на формирование у обучающихся проектных умений. Предложенный вниманию педагогов курс ориентирован на работу с учащимися 7-9 классов и способствует развитию специфических умений и индивидуальности обучающихся. Разнообразные по форме, интересные по содержанию занятия помогут педагогу научить юных исследователей работать над проектом и преодолевать трудности, без которых нельзя подняться вверх по лестнице успеха.
Предназначено учителям-предметникам, классным руководителям, психологам, может быть полезно заместителям директора по научно-методической работе, педагогам дополнительного образования при организации проектной деятельности учащихся.

Подробное описание

Введение

Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

Педагогическое обоснование метода проектов – учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпа работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося.

В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. В школах распространены методы и технологии на основе проектной деятельности обучающихся. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.

При разработке курса занятий «Учимся проектировать», представленного в данном пособии, была предпринята попытка соотнести формирование проектных умений обучающихся с развитием сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции). Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. В данном ракурсе проектная деятельность рассматривается как инструмент развития индивидуальности обучающихся.

Представленную систему занятий можно отнести к одному из средств, обеспечивающих возможность педагогу сместить акцент целей для учеников с содержания на деятельность.

Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ребенок действительно начинает учиться, то есть учить самого себя.

Такая позиция – не импульсивное, случайное «озарение» ребенка, а результат длительной систематической его работы над собой в специально созданных условиях образовательной среды, в которой он может быть инициативным, творческим и самостоятельным деятелем, развивая при этом свою индивидуальность.

Предложенные занятия ориентированы на работу с учащимися подросткового возраста. В этом возрасте уходит на второй план основа поведения «Я – как все», наступает время активного формирования «Я – концепции».

Формы организации работы на занятиях разнообразны и должны определяться возможностями и ресурсами конкретной школы. Они могут быть следующими:

  • использование заданий и упражнений занятий курса как формы работы на уроках по различным предметам с целенаправленным развитием умений и навыков проектирования;
  • введение курса «Учимся проектировать» в учебный план школы за счет часов школьного компонента;
  • включение занятий курса «Учимся проектировать» в раздел учебного плана «Проектная деятельность» при организации профильного обучения;
  • проведение занятий по курсу с обучающимися во внеурочное время (в рамках НОУ, академии школьных наук, воспитательной программы и т. д.).

Предложенная программа была успешно апробирована автором-составителем в различных вариантах (на уроках и во внеурочное время), и это дает определенную уверенность в том, что материалы пособия будут полезны широкой педагогической общественности в инновационном поиске.

Содержание

Введение    3

Программа «Учимся проектировать»    5

Пояснительная записка    5

Тематическое планирование курса занятий по формированию умений и навыков проектирования    8

Методические рекомендации по организации работы по курсу «Учимся проектировать»    9

Занятие 1 (вводное). Учимся проектировать    12

Занятие 2. Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы    15

Занятие 3. Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели    18

Занятие 4. Мой интеллект. Учимся планировать    22

Занятие 5. Мой интеллект. Учимся планировать (продолжение)    27

Занятие 6. Мои способности и проект. Учимся применять способности    30

Занятие 7. Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать    32

Занятие 8. Мои чувства и эмоции. Учимся презентации    37

Занятие 9. Способность управлять собой. Учимся рефлексировать    43

Занятие 10 (заключительное). Подводим итоги    45

Приложения

Приложение 1. Стратегия успешного результата проектной деятельности    47

Приложение 2. Проблемное поле проекта    48

Приложение 3. «Лестница успеха»    49

Приложение 4. Программа успешного выполнения проекта «6 шагов»    50

Приложение 5. Упражнения для развития воли    51

Приложение 6. Анкета «Типы интеллекта» (структура интеллекта согласно «теории Говарда Гарднера»)    52

Приложение 7. План работы над проектом    56

Приложение 8. Распределение ролей участников проекта.    57

Приложение 9. Анкета «Мои способности»    58

Приложение 10. Анкета «Способности и проект»    60

Приложение 11. Анкета «Мои чувства и эмоции»    61

Приложение 12. Анкета «Самооценка»    62

Приложение 13. Шесть «Я»    63

Приложение 14. «Подводные камни» проекта    64

Приложение 15. Карта успешности    66

Приложение 16. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом    69

Приложение 17. Методы творчества, применяемые при проектировании    72

Приложение 18. Проект «Сотовый телефон    75

Литература    101

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос