- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Открытые и нетрадиционные уроки
Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование)
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 489 |
Авторы-составители | Высоцкая М. В. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | Нетрадиционные уроки |
ISBN | 978-5-7057-1385-1 |
Страниц | 80 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705713851 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 3 (мм) |
Вес | 58 г |
Представленные уроки обращают на себя внимание организацией учебно-поисковой деятельности, созданием проблемных ситуаций, приемами формирования практических навыков.
Пособие рекомендуется в помощь учителям средней школы в организации и проведении уроков с учетом современных требований к обучению и воспитанию школьников и может быть использовано независимо от изучаемой программы по данному предмету.
Подробное описание
Введение
Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на уроках биологии должно проходить под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».
Но можно ли научиться писать, не взяв в руки ручку? Как узнать, что такое Жизнь, не соприкасаясь с ней?
Перед учеными и учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения?
В действующие программы по предметам, в том числе по биологии, включен раздел «Требования к знаниям и умениям учащихся». Однако практика показывает, что учителя далеко не в полной мере реализуют эти требования, уделяя основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь?
Связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так: «Умения – это знания в действии». Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.
Часто к конечному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, слушай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Поэтому необходимо раскрыть приемы, то есть надо показать, из каких действий прием состоит (состав) и в какой последовательности надо выполнять учебные действия (структура приема).
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Процесс формирования умений исследовательской деятельности в средней школе начинается уже с 5 класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.
Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, схем, таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщений. При отработке таких приемов у учащихся вырабатываются: осознание целей работы, умение выделять основные части, признаки (цвет, форма, размер, запах и т. д.) исследуемого объекта. Выполнение определенной деятельности по исследованию различных явлений в контролируемых и управляемых условиях (с целью установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проверки одного исследуемого фактора и т. д.) составляет основу учебного эксперимента, опыта и включает следующие действия:
– осознать цель;
– отобрать и подготовить необходимые материалы;
– определить условия для проведения опыта;
– последовательно выполнить все действия;
– записать результаты;
– объяснить полученные результаты;
– сделать вывод.
В представленном уроке по биологии в 5 классе по теме: «Клетка – единица строения живых организмов» у учащихся формируются умения готовить препараты, устанавливать сходство и различие, находить причинно-следственные связи. Учебные приемы сравнения, анализа, классификации формируют у учащихся аналитическую деятельность. Усвоение различных приемов можно выявлять по следующим показателям:
А) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;
Б) ученик правильно выполняет все действия;
В) ученик может осуществить перенос усвоенных действий из теории в практику.
Процесс обучения исследовательским умениям должен быть поступательным, нести черты преемственности от класса к классу, от простого к сложному. Одним из основных методов в этом случае должно стать проведение проблемных уроков (что почти всегда необходимо). Наиболее распространенная цель такого урока – обобщить и систематизировать полученные знания и научиться применять их при рассмотрении нестандартных вопросов (урок-обобщение в 8 классе: «Внутренняя среда организма», урок в 10 классе «Размножение и развитие организмов»).
Конструктивный диалог на уроке начинается с проблемной ситуации – ситуации затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности, на формирование нестандартных подходов к решению учебных проблем. Такая ситуация может быть заложена уже в названии урока. Пример: обобщающий урок по экологии в 10 классе: «Я – человек, я – посредине мира». В данном случае, опираясь на приобретенные знания, учащимся необходимо было показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека, и осознать, что для решения глобальной проблемы сохранения всего живого на Земле им нужно знание экологических закономерностей, понимание своего положения в природе.
Конечно же, одним из основных приемов формирования практических навыков (умений), необходимых в том числе и для формулирования выводов, доказательств выдвинутых гипотез, всегда была и остается практическая (лабораторная) работа (урок-практикум в 9 классе «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»).
Всегда интересна для ребят любого возраста познавательная деятельность, связанная с решением или исследованием проблем, имеющих непосредственное отношение к ним самим. Находя закономерности в обыденной жизни, они начинают ощущать себя частичкой целостного мира. Яркое впечатление оставил у ребят урок в 11 классе «Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных». При подготовке к данному уроку в первую очередь была организована серьезная подготовительная работа, основанная на самостоятельном исследовании поставленной проблемы; акцентировалось внимание на научном подходе к выполнению домашнего задания, переработке сложного по объему и содержанию материала.
Повышению теоретического уровня знаний учащихся способствует создание целостной системы раскрытия основных понятий, поэтапное усложнение изучаемого материала посредством конструирования визуально-графической модели урока. Смоделировать процесс естественного отбора – такая цель была поставлена на уроке биологии в 11 классе «Естественный отбор – направляющий фактор эволюции». Данная форма проведения учебного занятия позволяет определять порядок рассуждений; выявлять отношения, связи и закономерности, существующие в природе; моделировать эти отношения; непосредственно устанавливать ускользающие от сознания учащихся структурные связи между элементами теоретических знаний и собственными выводами, экспериментально подтверждёнными. При подготовке к такому уроку продумываются и формулируются вопросы и задания, позволяющие актуализировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся.
Наиболее совершенным методом обучения, с точки зрения исследовательской деятельности учащихся, является работа над проектами. Проектное обучение как тип развивающего обучения базируется на последовательном выполнении комплексных заданий (проектов).
Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки школьного проекта. Для учащихся старших (10–11) классов наиболее интересны и актуальны исследовательские (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез) и практико-ориентированные (действия направлены на решение реальных проблем) виды проектов.
Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.
Содержание
Введение 3
5 класс. Тема: Клетка – единица строения живых организмов 7
8 класс. Тема: Внутренняя среда организма 13
9 класс. Урок-практикум. Тема: Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах 21
10 класс. Тема: Я – человек, я – посредине мира 37
10 класс (экология). Тема: Размножение и развитие организмов 45
10 класс. Тема: Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе) 54
11 класс. Тема: Естественный отбор – направляющий фактор эволюции 68
Литература 78
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Преподавателям
- Средняя школа
- Открытые и нетрадиционные уроки
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом