Литература. 9-11 классы: нестандартные уроки

Есть на складе
87 руб.
-10%
78,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 470г
Авторы-составители Божко Н. М., Крамаренко Н. О. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия Нестандартные уроки
ISBN 978-5-7057-1652-4
Страниц 157
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716524
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 6 (мм)
Вес 121 г
Нестандартные уроки не так давно практикуются в российских общеобразовательных школах, но уже успели доказать свою эффективность. Любой учебный материал, навык или правило намного проще и легче запоминаются в том случае, если они были освоены на практическом уровне. Существуют различные формы проведения таких занятий. Нестандартные уроки по литературе можно проводить в виде творческих вечеров, постановок школьного театра и т.п. Нестандартные уроки по истории также можно организовывать в виде тематических семинаров или конференций, КВН, викторин и других конкурсов. Особенно интересной оказывается проведение нестандартных уроков по нескольким дисциплинам, в ходе которых учащиеся должны использовать знания по смежным предметам, что, несомненно, положительно влияет на общий уровень образованности и эрудированности школьников.

Подробное описание

Введение

Человек, живущий в современном мире, вынужден воспринимать и перерабатывать огромный объем информации. Большую часть представлений о мире каждый из нас получает в школе, вот почему задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти эффективные средства преподавания, способные не только количественно увеличить объем предложенного учебного материала, но и обеспечить его качественное запоминание и усвоение.

Одним из наиболее продуктивных путей обучения в связи с обозначенной проблемой может быть использование межпредметных связей, эффективной формой реализации которых являются интегрированные уроки, для проведения которых привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Важно не прекращать поиск необычных форм деятельности учащихся на занятии, внедрение в процесс преподавания новых технологий. Современный урок литературы все чаще становится нестандартным.

Какими характеристиками должен обладать урок в современной школе. Положительными качествами можно считать следующие:

–  адекватность современному уровню научных представлений о мире;

–  возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

–  расширение «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;

–  стимул к поиску новых методических форм взаимодействия учителя и ученика;

–  объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;

–  стремление избежать перегрузки в учебном процессе.

Подготовка и проведение качественного, эффективного урока требует серьезных умственных затрат, однако является интересным процессом, привлекающим своей новизной, возможностью включения в изучаемый курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

Предмет литературы среди других предметов школьного курса занимает особое положение: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания учащегося по изучаемой дисциплине, о мире, о самом себе. Межпредметные связи литературы очень разнообразны, содержание самого предмета очень специфично. Все это создает благоприятные условия для творчества учителя.

В настоящем пособии содержатся конспекты нетрадиционных уроков литературы в 9–11 классах. Вниманию учителя предложены примеры реализации различных межпредметных связей: литература – история; литература – МХК, литература – ОБЖ. Часть методических разработок представлена очень подробными конспектами, снабженными необходимыми дополнительными материалами, примерными ответами учащихся и возможными результатами ученических исследований. Другие уроки представлены более схематично, четко обозначена их структура, сформулированы вопросы для обсуждения.

Среди предложенных в пособии уроков есть учебные занятия с элементами проектной технологии («Серебряный век русской культуры», «Художественная культура в первой половине XIX века», «Голоса из прошлого. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Лирика 40-х гг. XX века. Холокост» и др.) Эти уроки являются иллюстрацией заключительного этапа работы над учебным проектом – его презентацией. (Презентации проекта предшествуют подготовительный и исследовательский этапы.) Подобные уроки соответствуют современным требованиям методики: они инициируют познавательную деятельность учащихся, вырабатывают умение планировать работу и ее результаты, формируют навыки рефлексии, развивают творческие способности. Дети чувствуют себя исследователями и участниками событий, о которых до этого им рассказывали лишь скупые строчки учебников. Погружаясь в мир Брюллова, Врубеля, Глинки, они чувствуют себя сопричастными событиям эпох Золотого и Серебряного веков русской культуры; анализируя свидетельства людей, переживших Холокост, знакомясь с судьбами обреченных жить в тоталитарном государстве, учащиеся ощущают, какие страшные испытания довелось перенести людям. Представленные учебные занятия – не только уроки литературы, истории, МХК, но и уроки нравственности, патриотизма, доброты.

Предложенные в настоящем пособии идеи и проекты являются результатом делового сотрудничества и сотворчества учителей и учащихся и, несомненно, будут интересны творческому, думающему учителю, желающему идти в ногу со временем.

Успехов в вашем творчестве!

Содержание

Введение    3

9 класс    6

И. А. Сибутина. Культура России XVIII века. Литература и музыка    6

М. И. Кирсанова, Н. В. Зайцева. Художественная культура в первой половине ХIХ века (урок-обзор)    14

М. И. Кирсанова, Н. В. Зайцева. Серебряный век русской культуры (урок-обзор)    31

М. И. Кирсанова, Н. В. Зайцева. Голоса из прошлого    59

М. И. Кирсанова, Н. В. Зайцева. Все для фронта, все для победы!    74

10 класс    94

Н. М. Божко. Ни по закону, ни по совести… (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)    94

Н. М. Божко. Соединенье двух загадок (стихотворение Н. А. Заболоцкого и портрет А. П. Струйской кисти Ф. С. Рокотова)    101

Н. М. Божко. «Пламя судьбы» русской крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой и героини повести А. И. Герцена «Сорока-воровка»    113

11 класс    133

Н. Ф. Ромашина. Личностная позиция мужика и двух генералов, понимание ими смысла своего существования и способность человека выжить в окружающей среде (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и проблеме выживания в дикой природе)    133

И. А. Иващенко. «Это ветер с красным флагом…» События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А. Блока «Двенадцать» и картине Б. Кустодиева «Большевик»)    141

Г. И. Леонтьевская. Судьба человека в тоталитарном государстве    145

Литература     155

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.