Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников

Есть на складе
424 руб.
-13%
370,15 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4371
Авторы Фомина Н. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия Инструктору по физической культуре ДОО
ISBN 978-5-7057-4770-2
Страниц 238
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705747702
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 346 г
В монографии представлены результаты научных исследований двух докторских и кандидатской диссертаций по разработке, обоснованию и реализации систем и технологий физического воспитания дошкольников, объединенных общим направлением - музыкально-двигательное физическое воспитание детей дошкольного возраста. Предлагается новый подход к организации и построению физического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях, в том числе в учреждениях коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и логопедическими нарушениями), где музыкально-двигательная деятельность выдвигается в качестве ведущей.
Монография будет полезна для инструкторов по физической культуре, воспитателей, педагогов дополнительного образования ДОО, студентов вузов, преподавателей педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является решающим этапом в жизни человека. Именно в этот период идет бурное физическое развитие, формирование функциональных систем организма, становление личностных качеств, закладывается фундамент здоровья. Уровень дошкольной зрелости является определяющим для дальнейшего развития, а значит, и для успешности человека в различных сферах деятельности. Поэтому важным становится вопрос качества дошкольного образования, в том числе и в области физической культуры.

Ни для кого не секрет, что на начальных этапах онтогенеза главным фактором развития ребенка выступает его двигательная активность. Движение для малыша не только физическая, но и интеллектуальная работа, биологическая потребность организма, стимулирующая его развитие. Освоение новых видов движений способствует формированию функций головного мозга. Развитие моторики ребенка связано с овладением им речи, развитием познавательных процессов памяти, внимания, мышления. Физически более активные дети отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность.

В то же время дети от 3 до 7 лет имеют ярко выраженные возрастные особенности, учитывать которые необходимо в педагогической практике. Основным видом деятельности ребенка от рождения до 7 лет остается игра. Потребности в движении, игре, ярких эмоциях можно назвать природосообразными, то есть отвечающими природным законам развития человека на этапе дошкольного детства. Любые ограничения этих потребностей могут привести к задержкам в физическом, познавательном, социально-личностном и художественно-эстетическом развитии ребенка. Именно эти четыре направления являются, по мнению специалистов, основными и декларируются в федеральных государственных стандартах дошкольного образования как базовые.

Организация непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками должна учитывать эти положения ФГОС ДО и обеспечивать интеграцию образовательных областей.

В коллективной монографии предлагается новый подход к организации и построению физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и логопедическими нарушениями). Музыкально-двигательная деятельность выдвигается в качестве ведущей в организации процесса физического воспитания дошкольников.

Музыка с ее структурно-организующим и эмоционально-образным началом на занятиях физической культурой является дополнительным фактором педагогического воздействия, усиливающим влияние на психическое и физическое состояние ребенка и обеспечивающим интеграцию с музыкально-эстетическим направлением развития.

В монографии представлены результаты научных исследований двух докторских и кандидатской диссертации по разработке, обоснованию и реализации систем и технологий физического воспитания дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, объединенных общим направлением, которое сегодня мы имеем смелость определить как музыкально-двигательное физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Целью данной научной работы является выявление эффективности физического воспитания музыкально-двигательного направления в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    3

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкально-двигательного воспитания в области физической культуры    4

1.1. Исторические и культурологические аспекты развития системы музыкально-двигательного воспитания    4

1.2. Музыка и ее роль в активизации педагогического воздействия в процессе двигательной деятельности    7

1.3. Музыкально-двигательная деятельность  как интеграция ценностей физической и музыкальной культуры    12

1.4. Психолого-педагогическое значение  ритмической гимнастики    14

1.5. Выразительное движение как интегральный показатель развития ребенка дошкольного возраста    16

1.6. Коррекционно-развивающие возможности  музыкально-двигательного воспитания    18

1.6.1. Использование средств музыкально-двигательного воспитания  в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития    18

1.6.2. Организация коррекционно-педагогической работы  в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи    20

Глава 2. Системы и технологии физического воспитания на основе музыкально-двигательной деятельности    22

2.1. Педагогическая система «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»    22

2.1.1. Теоретико-методологические основы педагогической системы    23

2.1.2. Интеграция двигательной и познавательной деятельности как концептуальная основа построения системы    27

2.1.3. Структура и содержание педагогической системы    31

2.1.4. Технологии реализации педагогического процесса    44

2.2. Система адаптивного физического воспитания  дошкольников с задержкой психического развития    52

2.2.1. Концептуальные основы    52

2.2.2. Структурно-содержательные особенности построения системы    54

2.2.3. Технологические механизмы реализации    77

2.3. Сюжетно-ролевая логоритмичекая гимнастика для дошкольников с нарушениями речи    84

2.3.1. Теоретико-методологические основы    84

2.3.2. Направленность воздействия    85

2.3.3. Структура средств, методов и организационных форм    88

Глава 3. Обоснование эффективности  физического воспитания музыкально-двигательного направления    97

3.1. Эффективность процесса физического воспитания дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики    97

3.2. Эффективность функционирования системы адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития    127

3.3. Эффективность формирования и коррекции двигательных и психических качеств дошкольников с нарушениями речи средствами сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики    134

Глава 4. Методические и практические материалы исследования    146

4.1. Программы-комплексы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики для различных возрастных групп дошкольников    146

4.2. Программы-комплексы для детей с задержкой психического развития    175

4.3. Программы-комплексы сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с нарушениями речи    198

Заключение    207

Приложения

Приложения 1–23. Статистические таблицы    209

Литература    232

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос