Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы

Снято с продажи
Код 453п
Авторы-составители Кадашникова Н. Ю., Савина Л. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1742-2
Страниц 254
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717422
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 10 (мм)
Вес 184 г
Систематический контроль знаний и умений учащихся - важнейшее условие повышения качества обучения. В настоящем пособии рассматриваются разнообразные формы контроля, применяемые на уроках литературы. Предложенные тесты, викторины, ребусы, задания для творческих работ, литературные диктанты помогут учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, повысить качество знаний выпускников. Область применения представленных в пособии материалов не ограничивается рамками урока и предполагает возможность использования во внеклассной работе по предмету.
Предназначено учителям литературы, учащимся и родителям, может быть полезным организаторам детского досуга.

Подробное описание

Введение

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Среди школьных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой – существуют достаточно четкие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение. Однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся и подготовить их к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

В настоящем пособии представлены разнообразные формы контроля, использование которых на уроках литературы поможет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, повысить качество знаний выпускников. Выбор формы контроля на каждом конкретном уроке определяется тем, какую цель ставит учитель:

– проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;

– выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;

– выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.

В зависимости от поставленной цели учитель выберет самую подходящую форму из богатого арсенала педагогических средств: тест, викторину, блицопрос, контрольную работу обобщающего характера, ребус, кроссворд, изложение с творческим заданием, составление систематизирующих и сопоставительных таблиц. Все эти формы контроля представлены в настоящем пособии.

Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приемы и методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому ребенку необходимо дать возможность показать свои знания, свой рост относительно собственных достижений. Думается, материалы, представленные вниманию учителя, помогут создать на уроке литературы атмосферу, где не страшно ошибиться, где у каждого есть шанс сделать свое открытие, поставить перед собой новую цель.

Содержание

Введение    3

Н. Ю. Кадашникова

5 класс    5

Тест по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского,

А. С. Пушкина    5

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму»    6

6–7 классы    7

Викторина по теме «Древнерусская литература»    7

Блицопрос по теме «Древнегреческие мифы»    10

Итоговый тест за курс литературы 7 класса    13

8 класс    21

Викторина по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»    21

Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса    22

9 класс    23

Творческая работа «Подражание А. С. Грибоедову»    23

Тест по творчеству А. С. Пушкина    25

Контрольная работа по теории стихосложения «К тайнам поэзии М. Ю. Лермонтова»    31

Творческая работа «Подражание М. Ю. Лермонтову»    32

Задание обобщающего характера «От замысла к воплощению...»    33

Изложение с творческим заданием по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»    35

Тест по творчеству Н. В. Гоголя    37

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса    43

10–11 классы    44

Викторина по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»    44

Тест по творчеству И. С. Тургенева    45

Викторина по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»    51

Викторина по роману И. А. Гончарова «Обломов». «Внимательный ли Вы читатель?»    52

Изложение с творческим заданием по роману И. А. Гончарова «Обломов»    53

Викторина по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»    55

Тест по творчеству Н. А. Некрасова    56

Викторина по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «По одежке встречают...»    62

Викторина по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «В портретной галерее романа Ф. М. Достоевского»    64

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»    66

Литературный диктант словарная работа по роману

Л. Н. Толстого «Война и мир»    67

Погружение в текст произведения.

Анализ эпизода    69

Составление портретной характеристики персонажа. А Болконский.    70

Составление характеристики персонажа. Наташа Ростова    71

Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина    71

Именной диктант по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» «Узнай героя»    75

Исторический брейн-ринг по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История России в «Истории одного города»    77

Итоговая контрольная работа «Русская литература I половины XIX века»    80

Итоговая контрольная работа «Русская литература XIX века»    81

Блицопрос по биографиям поэтов Серебряного века  «Время и люди»    83

Литературные ребусы по творчеству поэтов Серебряного века    85

Тест по творчеству поэтов-символистов «Сады души моей…»    87

Викторина по творчеству В. В. Маяковского    89

Определение средств языковой выразительности по творчеству поэтов I половины ХХ века    92

По творчеству А. А. Блока    93

По творчеству С. А. Есенина    95

По творчеству М. Цветаевой    95

По творчеству В. В. Маяковского    96

По творчеству А. А. Ахматовой    98

По творчеству Б. Пастернака    99

По творчеству А. Т. Твардовского    100

По творчеству О. Э. Мандельштама    100

Творческая работа «Подражание Мандельштаму»    101

Изложение с творческим заданием по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»    102

Изложение с творческим заданием по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»    104

Викторина «Основы стихосложения»    106

Контрольный тест «Теория стихосложения»    107

Итоговый тест по русской литературе второй половины ХХ века    110

Итоговая контрольная работа за курс литературы 11 класса    112

«Ассоциативный рисунок»    117

Итоговый контроль в форме проектов. Темы проектов    119

Тезисы к проекту по теме «Образ птицы в русской литературе XIX века»    121


Л. М. Савина

Тест по теме «Древнерусская литература». «Слово о полку Игореве»    122

Тест по литературе XVIII века. Классицизм    128

М. В. Ломоносов. Обучение анализу поэтического произведения (на примере оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.»)    130

Русская литература XIX века    133

Тест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»    133

Тезисы к сочинению по теме «Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова».    137

Контрольная работа по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»    138

Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина»    141

Тест по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»    143

Тест по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»    145

Задания для творческой работы «Поэзия и проза»    146

Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»    148

проверочная работа «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя»    151

Изложение с творческим заданием по пьесе А. Н. Островского «Гроза».    156

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»    158

Проверочная работа по роману И. А. Гончарова «Обломов»    160

Поэзия второй половины XIX века.     163

Тест по стихотворению А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»    163

Анализ стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»    165

Тест по стихотворению Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»    166

Проверочная работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»    168

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа    170

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей    171

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тихон Щербатый    173

Контрольная работа по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».    175

Тест по литературе «Проза рубежа веков»    178

Тест по пьесе М. Горького «На дне»    180

Контрольная работа по теме «Поэзия Серебряного века»    185

Изложение с творческим заданием    189

Изложение с творческим заданием «Ты будешь мне светлой звездой…»    191

Тест по творчеству С. А. Есенина    192

Анализ поэтического текста    194

Тест по теме «Жизнь и творчество В. В. Маяковского»    200

Тест «Русские поэты о себе и назначении поэзии»    202

Изложение с творческим заданием по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».    204

Проверочная работа по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»    206

Анализ второй главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Допрос во дворце Ирода Великого»    210

Проверочная работа по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»    211

Изложение с творческим заданием    212

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет». Восприятие, истолкование, оценка    214

А. И. Солженицын. Вопросы и задания    216

Ответы    217

Приложения    226

Литература    249

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос