Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова

Снято с продажи
Код 443ф
Авторы-составители Елизарова Е.М.
Издательство Учитель, 2008
Серия Начальная школа
ISBN 978-5-7057-1024-9
Страниц 300
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705710249
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 12 (мм)
Вес 199 г
В пособии представлены поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 4 класса, составленные на основе программы и в соответствии с учебником:
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир. Части 1 и 2. - Самара: Корпорация "Федоров", издательство "Учебная литература", 2005.
Поурочные планы содержат разнообразный материал, способствующий формированию у учащихся целостного представления о мире, его познанию, творческой мыслительной деятельности.
Пособие предназначено учителям начальных классов, может быть полезно студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Предлагаемое пособие представляет собой подробное календарно-тематическое и поурочное планирование по курсу «Окружающий мир» для 4 класса по системе общего развития Л. В Занкова и ориентировано на работу по программе Н. Я Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», с учебником Н. Я Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», части 1 и 2, 2005 года.

Данное пособие не является обязательным документом, а представляет собой опыт работы, поэтому оно может быть использовано в качестве дополнительного материала к урокам, может применяться и в сочетании с другими учебно-методическими пособиями.

С 1998 года две образовательные области естествознание и обществознание в начальной школе объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир». Этот курс является пропедевтическим для последующего изучения географии, истории, обществознания, физики, химии, биологии в среднем и старшем звене. Основу изучения окружающего мира составляют три группы знаний: природа, человек, общество. Таким образом, происходит интеграция естественнонаучного и обществоведческого знаний с целью формирования у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.

«Окружающий мир» формирует основы мировоззрения ребёнка и даёт широкие возможности для развития личности. Изучая данный курс, обучающиеся получают новые знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир.

При изучении курса «Окружающий мир» обогащается социальный опыт ребёнка. Экологическая направленность курса способствует воспитанию бережного отношения к природе. Наряду с этим дети получают необходимые знания о безопасности жизнедеятельности, узнают, как вести себя во время получения различных травм: ожог, обморожение, кровотечение и др.

При изучении предмета «Окружающий мир» обучающиеся знакомятся и с историческим прошлым России и других стран. В ходе изучения исторического материала прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных стихий и усиливал своё влияние на природу.

Представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний является ключевым требованием системы общего развития Л. В. Занкова.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи (из программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир):

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

К концу четвертого класса обучающиеся должны

1) устанавливать связи:

  • между производственной деятельностью человека и природой;
  • между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

2)  владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

  • уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • систематизировать изученные в 14 классах естественнонаучные и исторические понятия;
  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
  • пользоваться учебной и дополнительной литературой;

3)  знать:

  • названия основных органов человека и их значение;
  • некоторые правила предупреждения травм;
  • нормы здорового образа жизни;
  • полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
  • основные этапы истории России;
  • государственную символику;
  • даты важнейших событий в истории Отечества и государ­ственные праздники;
  • народы, населяющие Россию (не менее трех);
  • название Основного закона страны;
  • достопримечательности родного края;
  • названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

4) уметь:

  • находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
  • различать полезные ископаемые (не менее трех);
  • иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безо­пасности в быту;
  • соблюдать правила предупреждения простудных, инфек­ционных, желудочных заболеваний;
  • оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обмо­рожении, простуде;
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • соблюдать правила охраны природы;
  • ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
  • кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
  • описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
  • соотносить год с веком;
  • узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.

Основной формой организации учебных занятий является урок. Современный урок  не только динамичная и вариативная форма, но и развивающая система. Предлагаемые уроки разработаны в соответствии с современными требованиями к уроку. Обучающие цели урока диагностичные (проверяемые) и операциональные (достигаемые). Содержание – основа урока, стержневая линия, раскрывающая значимость изучаемого материала, включает не только теоретические сведения по окружающему миру, но и задачи, вопросы учителя, упражнения, отражающие последовательность интеллектуальных действий ученика. Обучение ориентировано на различные типы и уровни усвоения материала. Формы организации урока самые разнообразные: семинар, игра, экскурсии, групповая работа, работа в парах.

Необходимо использовать имеющийся у учителя разнообразный наглядный материал: гербарий, таблицы, различные карты, видеоматериал, дополнительную литературу и др.

В ход уроков включены разнообразные задания для учащихся: выполнение занимательных заданий, отгадывание загадок, объяснение пословиц, практическая работа, исследование, составление схем, плана, распределение понятий на группы, задания на исключение «лишнего» понятия и др.

Широко представлена система проверочных работ в различных формах: устные вопросы учителя, блиц-опросы, разгадывание кроссвордов, тестовые работы, позволяющие за короткое время выявить уровень усвоения материала обучающимися.

К некоторым урокам предлагается дополнительный материал, который может использоваться по усмотрению учителя: как дополнительные сведения на уроке, во внеклассной работе.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    6

Человек и мир, созданный им    26

Урок 1. Условия современной жизни    26

Урок 2. Техника и человек    29

Урок 3. Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов    33

Урок 4. Режим дня в жизни человека    37

Урок 5. Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения    39

Наши соседи на западе    44

Урок 6. Где и как жили рыцари    44

Урок 7. Почему осанка выделяла рыцаря    50

Урок 8. Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей    53

Урок 9. Части скелета. Позвоночник    56

Урок 10. Части скелета. Череп. Грудная клетка    58

Урок 11. Живые рычаги    61

Урок 12. Мышцы и движение    63

Урок 13. Мышцы и движение. Проверочная работа    67

Урок 14. «Чёрная смерть»    70

Урок 15. Начало Нового времени    73

Урок 16. Расширение знаний о Земле    75

Урок 17. Расширение знаний о Земле. Природа Нового Света    77

Урок 18. Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз    81

Урок 19. Открытие невидимого мира    85

Урок 20. Победа над эпидемиями. Проверочная работа    87

Урок 21. Зачем нужна гигиена    91

Урок 22. Кожа и её значение    94

Урок 23. Как уберечь кожу от повреждений. Особые образования кожи. (Загар, волосы, ногти). Проверочная работа    98

Преобразования в России    102

Урок 24. Царь – плотник. Выход к морю    102

Урок 25. Петр I, царь и человек    106

Урок 26. Становление российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые    108

Урок 27. Каменное царство    111

Урок 28. Руды металлов    113

Урок 29. Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые    116

Урок 30. Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство. Ни разу не побеждённые А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков    124

Урок 31. Отечественная война 1812 года    128

Урок 32. План местности    131

Разнообразие природы Земли    133

Урок 33. Северные земли России    133

Урок 34. Поиски неведомой земли    136

Урок 35. Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии. (Урок-семинар)    141

Урок 36. Русские на шестом континенте    147

Урок 37. Дальний Восток России    151

Урок 38. Особенности природы гор    153

Урок 39. Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли»    158

Мир человека в Новое время    162

Урок 40. Развитие науки и техники    162

Урок 41. Развитие науки и техники. (Урок-семинар)    165

Урок 42. Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы    167

Урок 43. Открытие деятельности нервной системы    169

Урок 44. Значение кровеносной системы. Кровь.    172

Урок 45. Значение кровеносной системы. Путь крови    177

Урок 46. События начала века. Проверочная работа по теме «Нервная и кровеносная системы»    179

Урок 47. Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)    181

Урок 48. Век научных открытий    182

Человек и природа    186

Урок 49. Охрана природы    186

Урок 50. Охрана природы. Заповедники. (Урок-семинар)    187

Урок 51. Органы дыхания    191

Урок 52. Органы дыхания. Гигиена дыхания    195

Урок 53. Сельское хозяйство. Животноводство    200

Урок 54. Сельское хозяйство. Растениеводство    202

Урок 55. Животноводство и растениеводство. Практическая работа    206

Урок 56. Зачем человек ест. Состав пищи    207

Урок 57. Состав пищи    212

Урок 58. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними    214

Урок 59. Длинная дорога бутерброда    216

Урок 60. Система пищеварения. Проверочная работа    220

Современная Россия    222

Урок 61. Человек и общество    222

Урок 62. Устройство государственной власти    226

Урок 63. Символы и праздники России    227

Урок 64. Человек в современных условиях    234

Урок 65. Нравственные нормы жизни    236

Урок 66. Проверочная работа    238

Урок 67. Есть порох в пороховницах!    246

Урок 68. Экскурсия в краеведческий музей (или Планетарий)    250

Приложение    250

Литература     269

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.