Мы и окружающий мир. 3 класс. Часть I. Поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова

Снято с продажи
Код 443у/1
Авторы-составители Смирнова И. Г.
Издательство Учитель, 2008
Серия Начальная школа
ISBN 978-5-7057-1141-3
Страниц 279
Штрихкод 9785705711413
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 11 (мм)
Вес 186 г
В пособии представлены поурочные планы по окружающему миру, составленные по учебнику: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир. - М.: Просвещение, 2006.
Предлагаемый материал содержит разнообразные дидактические формы ознакомления школьников с окружающим миром (упражнения, творческие задания, игры, кроссворды, загадки, работа со справочно-энциклопедической, художественной, научно-познавательной литературой о мире растений и животных, человеке и обществе), которые позволят учителям формировать у учащихся научный взгляд на окружающий мир, этические нормы поведения.
Пособие предназначено учителям начальных классов, слушателям ИПК; может быть полезно студентам педагогических средних и высших учебных заведений, руководителям природоведческих кружков ЦДТ.

Подробное описание

введение

«Мы и окружающий мир» – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

Изучая курс «Мы и окружающий мир», младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Итак, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

При изучении содержания курса «Мы и окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Этот аспект курса позволяет решать крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе.

В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.

Целью природоохранного воспитания является формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. Наличие такой готовности предусматривает три основные особенности:

– ориентацию в разнообразных взаимозависимостях в природе между человеком и окружающим миром;

– умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

– умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Проблема воспитания ответственного отношения к окружающему миру занимает большое место в данном пособии. Одним из приемов, который будет способствовать решению этой проблемы, является применение познавательных задач и проблемных вопросов. В пособии моделируются различные жизненные ситуации, они помогают детям усваивать качества и свойства предметов, уточнять представления, получаемые в процессе наблюдений в природе; заострять внимание на природоохранных вопросах; закреплять нормы и правила поведения в природе.

Уроки окружающего мира способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту. Дети ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Работая в рубрике «Дежурные синоптики», дети дают полное описание погоды на сегодня, делают вывод о погоде (устойчиво солнечная, устойчиво пасмурная или переменная), указывают температуру воздуха, облачность, вид осадков, направление ветра, приводят народные приметы, стихи, пословицы и т. п.

В конце года дети могут оформить уголок «Климат и погода нашей местности» по временам года.

Автор пособия предлагает примерный план урока:

1. Создание психологического комфорта –1 минута.

2. Актуализация необходимых знаний; проверка домашнего задания – 5 минут.

3. Постановка проблемной ситуации – 2 минуты.

4. Совместное открытие нового знания – 12 минут.

5. Физкультминутка – 1 минута.

6. Первичное закрепление и расширение нового знания – 12 минут.

7. Итог урока – 5 минут.

8. Домашнее задание – 2 минуты.

Много вопросов вызывает организация проведения уроков по ОБЖ. Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента «Мы и окружающий мир», является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасности жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента «Мы и окружающий мир» состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается с 3 класса.

Содержание

Введение    ...3

Тематическое планирование    7

Урок 1. Приглашение к путешествию    11

Урок 2. Масштаб. Лента времени    16

Урок 3. Что такое погода    26

Урок 4. Народные приметы погоды    35

Урок 5. Климат    ..47

Урок 6. Осенняя экскурсия    ..59

Урок 7. Почва. Состав почвы    ..72

Урок 8. Образование почв    ..78

Урок 9. Охрана почв    ..84

Урок 10. Комнатные растения    ..96

Уро к 11. Природные зоны суши земли    . .110

Урок 12. Обобщение по разделу: природные условия земли    117

Урок 13. Происхождение человечества    120

Урок 14. Жизнь древних людей    ...126

Урок 15. Жизнь древних людей    .. .131

Урок 16. Наследие Древнего мира    .. .138

Урок 17. Наследие Древнего мира (ролевая игра)    ...144

Урок 18. Восточно-Европейская равнина    ...152

Урок 19. Наш край    ...155

Урок 20. Степи. Географическое положение. Сезонные изменения в степи    ...158

Урок 21. Разнообразие растений. Животный мир степей    ...163

Урок 22. Степи. Особенности жизни людей в степи    ...171

Урок 23. Лесная зона. Леса умеренного пояса. Географическое положение и климатические условия. Особенности лесной полосы    ...176

Урок 24. Лесная зона. Смешанный лес    ...184

Урок 25. Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Осень    ...193

Урок 26. Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Зима    ...201

Урок 27. Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Весна    ...214

Урок 28. Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Лето    ...225

Урок 29. Тропический лес. Животный и растительный мир    ...237

Урок 30. Как жили наши далекие предки    ...251

Урок 31. Расселение славян в лесах    ...256

Урок 32. Экскурсия в краеведческий музей    ...261

Урок 33. Путь «из варяг в греки»    ...262

Урок 34. Обожествление природы    ...269

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос