Приобщение дошкольников (от 3 до 5 лет) к художественной литературе: парциальная программа, планирование, образовательная деятельность на основе сказок, литературных произведений
Код | 6030 |
Авторы-составители | Колобова О.А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Планирование работы воспитателя ДОО |
ISBN | 978-5-7057-4735-1 |
Страниц | 212 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705747351 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 150 г |
Пособие содержит парциальную программу по приобщению дошкольников
к художественной литературе, тематическое планирование, различные формы непосредственно образовательной деятельности на основе включенных в ООП ДО литературных произведений, сказок, поэтических текстов, что позволяет осуществить комплексный подход к их реализации в соответствии с требованиями ФГОС ДО, организацию предметно-пространственной развивающей среды в данном направлении для двух возрастных групп - младшей (от 3 до 4 лет) и средней (от 4 до 5 лет). Предложенная программа обеспечивает развитие чувств, творческого мышления
и умений в речевой, театрально-игровой, изобразительной деятельности, формирование гуманистической направленности поведения, потребности в ежедневном
общении с книгой. Представлены нестандартные формы работы с произведениями художественной литературы: творческое преобразование хода повествования, игры
с рифмами, придумывание поэтических строф, сочинение сказок по аналогии
со знакомыми текстами, а также упражнения детей в синхронном выражении чувств, опыты, эксперименты.
Предназначено воспитателям и другим специалистам ДОО, педагогам дополнительного образования; полезно родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Приобщение дошкольников
к художественной литературе»
Пояснительная записка
Одной из ведущих особенностей развития образования
на современном этапе является обеспечение условий качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним
из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.
Программа обеспечивает развитие творческого мышления, чувств, формирование гуманистической направленности поведения, потребности в ежедневном общении с книгой.
В основе программы лежат нестандартные формы работы с произведениями художественной литературы: творческое преобразование хода повествования, игры с рифмами, придумывание поэтических строф, сочинение сказок по аналогии со знакомыми текстами, а также упражнения детей в синхронном выражении чувств, опыты, эксперименты.
Цель: развитие творческих умений в речевой, театрально-игровой, изобразительной деятельности через приобщение детей к художественной литературе.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих умений детей в разных видах художественно-речевой деятельности на основе литературных и фольклорных произведений: пересказе сказок и рас-сказов близко к тексту, выразительном чтении наизусть стихов и поэтических сказок, придумывании поэтических строф, загадок, сочинении сказок по аналогии со знакомыми текстами.
2. Учить детей выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, импровизировать, проявлять творчество.
3. Обогащать представления об особенностях литературных жанров: загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица. Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг; познакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке.
4. Воспитывать литературно-художественный вкус. Акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества, а также окружающий мир (живая и неживая природа).
5. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе.
Принципы и подходы к формированию программы:
1. Принцип комплексности. Реализация этого принципа пред-полагает взаимосвязь «читательского» опыта с разными видами художественно-речевой и художественно-творческой деятельности.
2. Принцип импровизационности. На основе литературного текста воспитателем организуется творческая деятельность дошкольников. Это обусловливает специфику взаимодействия взрослого и детей, в процессе которого необходимо создавать свободную атмосферу, поощрять детскую инициативу, поддерживать стремление к оригинальности и самовыражению в выразительном чтении поэтических произведений, сочинении сказок и рассказов, пересказе знакомых литературных текстов, театрализованной игре.
3. Принцип гуманизации. Отражение данного принципа в об-разовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
4. Принцип культуросообразности, что обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в ходе приобщения к художественной литературе, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Главный критерий отбора произведений художественной литературы для ознакомления детей – их воспитательная ценность, высокий художественный уровень (как отечественной, так и зарубежной литературы).
5. Принцип интеграции, согласно которому целенаправленная работа по развитию творческих способностей дошкольников через приобщение к художественной литературе включается
в целостный педагогический процесс.
Нормативные документы для реализации программы:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Перечень методических пособий для реализации программы:
1. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения / З. А. Гриценко. – М. : Просвещение, 2004.
2. Егорова, Т. А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4–6 лет / Т. А. Егорова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2013.
3. Рыжова, Л. В. Методика работы со сказкой / Л. В. Рыжова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
4. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2006.
5. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников 3–5 лет с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М. : Сфера, 2010.
6. Детская художественная литература.
Содержание инновационной деятельности
В решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольного учреждения по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.
Новая социальная ситуация (внедрение в жизнь ребенка информационно-компьютерных технологий) заставляет педагогов переосмысливать ранее существующее отношение к литературе как средству решения прикладных задач педагогики и воспринимать ее как самостоятельный вид искусства.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к чтению литературы на современном этапе обусловливает поиск в области организации деятельности по этому на-правлению.
Предлагаемые в программе нестандартные формы работы с произведениями художественной литературы: творческое преобразование хода повествования, придумывание поэтических строф, упражнения детей в синхронном выражении чувств, опыты, эксперименты – способствуют формированию творческой активности детей, развитию чувств (сочувствия героям литературных и фольклорных произведений, со-радости с ними).
Дети учатся оригинально, по-своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. Педагог предоставляет ребенку возможность уяснить, что в про-изведении художественной литературы или герое хорошо, а что плохо, создавать новую ситуацию, где бы герой исправился, а добро восторжествовало.
Для того чтобы речь детей была связной, отличалась выразительностью, обогащалась художественными оборотами, педагог подводит их к самостоятельному придумыванию описательных загадок, сочинительству сказок с помощью дидактических игр «Доскажи словечко», «Придумай рифму». В процессе сочинения собственных сказок дети могут вставлять элементы
из других сказок. Эксперименты с загадками, сказками развивают у детей воображение, фантазию, образное мышление. Дети в своих сказках проявляют себя справедливыми, защищают обиженных, слабых и наказывают злых, сами активно творят добро, фантазируют, развивают собственное воображение.
Воспитать в ребенке читателя, организовать общение дошкольников с книгой как самостоятельным видом искусства педагогу помогает метод проектов.
Для развития у младших дошкольников воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств воспитатель создает детские компьютерные презентации по про-изведениям художественной литературы, куда включает различные игровые задания: «Придумай новое название сказки», «Спрячь сказку внутри геометрических фигур», «Какой герой лишний?».
Содержание
Образовательная программа «Приобщение дошколь-ников к художественной литературе» 3
Пояснительная записка 3
Реализация программы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» 8
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) 8
Содержание психолого-педагогической работы 8
Учебный план реализации программы 15
Формы и приемы организации образовательного процесса по развитию творческих способностей через приобщение детей к художественной литературе 17
Содержание коррекционной работы в рамках базового блока 19
Система работы с родителями воспитанников 23
Тематическое планирование 27
Оформление предметно-пространственной развивающей среды 47
Конспекты НОД 49
Знакомство со стихотворением М. Ходяковой «Если на деревьях листья пожелтели» 49
Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» с использованием схем-моделей 51
Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» 54
Проект «Наши любимые книги» 58
Средняя группа (от 4 до 5 лет) 81
Содержание психолого-педагогической работы 81
Учебный план реализации программы 89
Формы и приемы организации образовательного процесса 91
Содержание коррекционной работы в рамках базового блока 93
Система работы с родителями воспитанников 98
Тематическое планирование 101
Оформление предметно-пространственной развивающей среды 122
Конспекты НОД 124
Знакомство со стихотворением Л. Квитко «Бабушкины руки» 124
Заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» 129
Пересказ сказки «Три поросенка» с использованием метода моделирования 132
Досуг «Сказки К. И. Чуковского» 135
Музыкальный досуг «Зимняя сказка для медвежонка». 143
Проект «Наши любимые книги» 151
Проект на основе литературного произведения
(по мордовской народной сказке «Как собака друга искала») 184
Литература 210
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом